Значениями обладают различными моделями поведения. Модели ролевого поведения человека. Какую модель поведения вы изменяете
Инструментальный аспект игры предполагает то, что игра формирует желаемое поведение человека, давая ему возможность получения опыта, знаний, совершения ошибок в игровой реальности, которые обойдутся дешевле реальных промахов. Поэтому ниже мы будем говорить об игровом моделировании поведения. Прежде чем говорить о нем, дадим определение понятия "поведение" и рассмотрим примерную схему его формирования. Поведение человека представляет собой совокупность поступков и определяющих эти поступки причин. Формирование человеческого поведения на редкость сложный механизм. Первые попытки уставить причинно-следственную связь также уходят в глубину веков. Сегодня в менеджменте рассматривается не менее десятка теорий мотивации, так или иначе объясняющих причинность человеческих поступков. Наибольшее распространение и практическое применение из них получила процессуальная теория детерминации поведения (рис. 3).
Рис. 3.
Механизм детерминированности или причинности поведения включает в себя следующие понятия.
Нужда, потребность - ощущение нехватки чего-либо. Классификацию потребностей можно посмотреть по пирамиде Маслоу: жизнедеятельности и безопасности, общения, самоутверждения и самореализации. Исследователями выделяется до 44 потребностей. Они делятся на основные и инструментальные, то есть вспомогательные. Например, богатство, материальное состояние, деньги - это инструментальная потребность, так как они нам нужны, чтобы их потратить на что-то более важное - физиологические потребности, социальной статус и т.д.
Задействованные, активные потребности называются актуализированными.
Интерес - это конкретизированная потребность с намеченными путями ее удовлетворения. Человек испытывает интерес к событиям, которые отвечают его актуализированной потребности. Интересы обусловливаются исторической эпохой. Например, если современный человек голоден, он испытывает интерес к магазинам и ларькам. Древний человек засматривался бы на животных и растения.
Традиции - исторически сложившиеся правила поведения и критерии оценивания поступков. Традиции обеспечивают стабильность общества, держат его в определенных рамках. Традиции меняются крайне медленно.
Нормы - общепринятые на данный момент времени схемы и стандарты поведения, по которым также производится оценка поведения. Нормы меняются достаточно быстро. В каждом мелком сообществе формируются свои нормы, иногда отличающиеся от общесоциальных норм поведения.
Ценности - обобщенные представления людей о целях, смыслах и нормах своего поведения, которые составляют ядро культуры. Есть вечные ценности, которые передаются генетически. Они запечатлены в виде архетипов. Есть ценности данной эпохи, группы людей. Они транслируются в процессе общения. Ценности базируются на потребностях, но отличаются от них социальным признанием и одобрением. Ценности указывают куда стремиться, нормы и традиции - как достигать цели. Потребности являются движущей силой.
Потребности, пройдя состояние интереса, согласованные с ценностями, нормами и традициями, формируют мотивы поведения.
Мотив - состояние предрасположенности, готовности действовать определенным способом. Считается основной причиной для выбора поведения, поскольку аккумулирует в себе воздействия норм, традиций, ценностей и важнейших интересов (потребностей) человека. Но мотив - это еще не действие, а возможность действия. Как возможность действия мотив может сохраняться сколь угодно долго. Окончательно поступок формируется в конкретных условиях, которые могут стимулировать или, наоборот, остановить его в последний момент.
Стимулы - это внешние воздействия на процесс принятие решения. Стимулы могут усилить выгодность поступка для человека или наоборот нейтрализовать мотивы. Например, штраф за переход улицы в неположенном месте может удержать человека от нарушения правил дорожного движение.
Исходным пунктом любого поведения являются потребности. Задействуя или актуализируя какую-либо потребность, можно побудить человека к действию, то есть заинтересовать. Обычно процесс актуализации заключается в прямом или косвенном напоминании: "ты голоден?", "в отличие от тебя, я защищен", "некоторые считают, что мы будем идеальной парой" и т.д.
На последующем этапе моделирования человеческого поведения важны и традиции, и ценности, и нормы. Они определяют то, как человек будет удовлетворять свою потребность.
Умело создавая или транслируя нужные ценности, нормы и традиции, можно направить человеческого поведения в нужное русло. На этом строится управление современной фирмы через создание организационной (корпоративной) культуры.
Организационная (корпоративная) культура - это искусственно созданная совокупность ценностей, норм, традиций, легенд и мифов для усиления заинтересованности сотрудников в качественной работе фирмы. При усвоении ключевых положений корпоративной культуры происходит отождествление интересов своих и предприятия, формируются соответствующие мотивы.
Например, работник изо всех сил спешит на работу не потому, что будет выговор, а потому что "у нас не принято".
Трансляция культуры осуществляется по большей части игровыми методами через неформальное общение, совместные действия.
В принципе, общество с помощью норм и традиций тоже моделирует желаемое стандартное поведение. Немаловажную роль в этом формировании играют ритуалы, обычаи, обряды - совместные празднования, повторение исторических событий или их отражение в культурных процессах в связи с годовщиной.
По некоторым признакам данные действия могут быть отнесены к играм.
Во влиянии на поведение конкретного человека можно выделить стимулирование и мотивирование (создание мотивации). Многие авторы западных теорий управления отождествляют эти два понятия, хотя несмотря на некоторое сходство в них изначально заложены принципиальные отличия.
Стимулирование как процесс внешнего воздействия, создания выгодности действовать тем или иным способом дает лишь одноразовый эффект. Мотивация как процесс создания внутренне заинтересованности человека в тех или иных действиях создается дольше, сложнее, однако и ее влияние на поведение человека носят более длительный и эффективный характер. Стоит отметить, что постоянное систематическое стимулирование, поощрение, способствует формированию устойчивого интереса, что уже может быть отнесено к формированию мотивации.
В качестве отдельного направления в моделировании поведения можно выделить манипулирование. Манипулирование -- синоним управления, но с негативным оттенком. При манипулировании воздействие происходит так, что объект управления не осознает истинных целей субъекта управления и совершаемого действия. Человека как бы используют. Обычно манипулирование совершается через утаивание корыстных интересов манипулятора.
Формирование мотива, столкновение мотивов со стимулами и принятие решения по поводу поступка протекает в нашем подсознании. Периодически человек проводит сознательную ревизию причин своего поведения с помощью интеллекта (религии, психоаналитика). Это называется рефлексией. Рефлексия - процесс самоосознания, а также оценки и корректировки поведения. Понятие рефлексии синонимично обратной связи в информационных системах.
Суть игрового моделирования поведения заключается в том, что в игровой реальности, где происходит игровое действие, человек становится перед выбором, необходимостью совершить поступок. Причем, как мы уже рассматривали ранее, для большинства из нас игровая реальность и действительность равноценны. То есть, принимая решение в игровой реальности, мы задействуем привычные нам потребности, ценности, ориентируемся на знакомые нам традиции и нормы. Кроме того, наблюдая в игре других игроков, мы можем перенимать их традиции, ценности, нормы, сравнивать нашу и их реакцию на стимулы. Такое наблюдение увеличивает количество нашего жизненного опыта.
Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться человеком в действительности, что дешевле, быстрее и безболезнее реального опыта. Причем игровой опыт практически равноценен действительному опыту (рис. 4).
С помощью игры можно смоделировать любой вид поведения - социальное, экономическое, организационное, трудовое и деловое. Объектами игрового моделирования могут быть социально-экономические, организационно-управленческие системы, их отдельные элементы, любые жизненные ситуации.
Особенностью игрового моделирования поведения является частичное или полное его протекание в идеальном. То есть часть условия воображается игроками. Качество игрового моделирования напрямую зависит от гибкости интеллекта. Побочными результатами игрового моделирования может стать пробуждение творческого начала. Более того, в игровом пространстве могут быть актуализированные дополнительные потребности - самореализации, самоутверждения, творчества.
Если игровая реальность достаточно точно имитирует ограниченное количество возможных ситуацию, то речь может вестись о тренинге (прил.).
В структуре игрового моделирования можно выделить часть, построенную на личном опыте обучающегося, и часть, строящуюся на чужом опыте. В хорошо организованной и проведенной игре граница между ними не ощущается, поэтому происходит органичное усвоение нового материала игроком и включение его в собственный опыт.
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г Гегель
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.
В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Этикетные модели свойственны каждой профессии. Например, этические требования, предъявляемые к врачу и дипломату, различаются между собой. Если мы досконально будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель. Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.
Рассмотрим один из важнейших моментов, который лежит в основе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного "я", так называемые защитные механизмы. В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь.
Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е.Мелибруда 1 , в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.
1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок...
4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями "ты всегда...", "ты никогда...".
5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
6. Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим".
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплексами", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом
Например, вот что писал в XVIII в. французский моралист Ф. Ларошфуко: "Красота, ум, доблесть под воздействием похвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными " ".
Только сознавая заложенные в себе позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Но в случае, если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), то нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Д.Карнеги, сформулированные им в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" (М, 1989). Большая часть рекомендаций Д.Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, во внимании к его потребностям.
Вот некоторые из советов" "Будьте искренне заинтересованы в других людях", "Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом"; "Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне"; "Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав"; "Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему"; "Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это "в лоб"; "Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках"; "Давайте возможность человеку спасти свое лицо", "Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу" и т.д.
Конечный результат, ради которого Д.Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов Д.Карнеги говорит о том, что с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши соотечественники, ознакомившись с советами Д.Карнеги, не поняли его основной идеи, считая, что в нашем обществе они неприменимы, так как учат лицемерию и ханжеству.
Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения. В основном все советы основаны на здравом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жизненных примеров делают книгу Д.Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели, - это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников должен подать себя в соответствии со своим замыслом 1 . Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессозна-" тельно, прямо или косвенно. *
Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже.. "), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении.
Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.
Каковы критерии выбора модели поведения?
1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть.
2. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.
3. Цель, которую ставит перед собой личность.
4. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.
Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли - одно из важнейших положений имиджелогии.
Например, в нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения. Так, некоторые, встав утром, начинают день с физической зарядки. В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает "вклинивания " в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.
Русское слово "модель" произошло от французского слова "modele" - образец. Выбор модели поведения не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.
При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.
Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо обусловливающих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека. Подобное отношение к нему "вмонтировано" в менталитет людей, независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Без него наивно рассчитывать на серьезные успехи в бизнесе, а также пользоваться достойной репутацией в различных кругах общества. Обретение привлекательного имиджа - не самоцель для делового человека. Однако овладение им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
При создании программной системы недостаточно ответить на вопросы что делает система ? (глава 2) и из чего она состоит ? (глава 3) - требуется ответить на вопрос как работает система ?. Ответ на этот вопрос дает модель поведения . Поведение реальной программы целиком и полностью определяется ее кодом - как программа составлена, так она и выполняется (с точностью до сбоев) - "от себя" компьютер ничего не придумывает. Но программа - это просто запись алгоритма. Таким образом, мы приходим к следующему определению.
Модель поведения (behavior model) ‒ это описание алгоритма работы системы.
Существует множество способов описания алгоритмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и предназначен для применения в различных ситуациях. Например, при описании алгоритмов, которые предназначены для выполнения компьютером, используются языки программирования, но для описания алгоритмов, выполняемых человеком, языки программирования неудобны и применяются другие способы.
Средства моделирования поведения в UML, ввиду разнообразия областей применения языка, должны удовлетворять набору различных и частично противоречивых требований. Перечислим некоторые из них.
- Модель должна быть достаточно детальной для того, чтобы послужить основой для составления компьютерной программы - компьютер не сможет самостоятельно "додумать" опущенные детали.
- Модель должна быть компактной и обозримой, чтобы служить средством общения между людьми в процессе разработки системы и для обмена идеями.
- Модель не должна зависеть от особенностей реализации конкретных компьютеров, средств программирования и технологий, чтобы не сужать область применения языка UML.
- Средства моделирования поведения в UML должны быть знакомыми и привычными для большинства пользователей языка и не должны противоречить требованиям наиболее ходовых парадигм программирования.
Удовлетворить сразу всем требованиям в полной мере, видимо, практически невозможно - средства моделирования поведения UML являются результатом многочисленных компромиссов. Многие авторы критикуют UML за то, что он недостаточно хорош с точки зрения того или иного конкретного критерия ∇ . Но если принять во внимание сразу все противоречивые требования, то, по нашему мнению, следует признать, что на сегодняшний день UML является решением, очень близким к оптимальному. В будущем, по мере развития теории и практики программирования, будет эволюционировать и UML - для этого в языке предусмотрены все необходимые средства.
∇ Мы тоже по ходу дела стараемся отмечать слабые, по нашему мнению, конструкции UML.
Следует подчеркнуть, что средства моделирования поведения в UML не были изобретены вместе с UML - они появились намного раньше и были приспособлены для использования в UML, прежде всего за счет продуманности самого языка, в который изначально были введены средства для его расширения (см. параграф 1.8.4). Тем самым, эволюция средств описания поведения уже имеет место, и этот процесс, очевидно, будет продолжаться!
Описание средств моделирования поведения в UML мы начнем с небольшого отступления на тему одного из разделов дискретной математики - теории автоматов - который послужил теоретической основой средств моделирования поведения в UML.
4.1.1. Конечные автоматы
Конечным автоматом (Мили) называется совокупность пяти объектов:
- конечного множества \(A=\{a_1,\cdots, a_n\}\), называемого входным алфавитом ; элементы множества \(A\) называются входными символами, сигналами, событиями, стимулами или воздействиями;
- конечного множества \(Q=\{q_1,\cdots, q_m\}\), называемого алфавитом состояний ; элементы множества \(Q\) называются состояниями;
- конечного множества \(B=\{b_1,\cdots, b_k\}\), называемого выходным алфавитом ; элементы множества \(B\) называются выходными символами, реакциями или воздействиями;
- тотальной (всюду определенной) функции \(\delta: A \times Q \to Q\), называемой функцией переходов ;
- тотальной функции \(\lambda: A \times Q \to B\), называемой функцией выходов .
Эта несложная конструкция оказывается применимой для адекватного описания очень многих ситуаций. Рассмотрим пару характерных примеров применения конечных автоматов ∇ .
∇ Мы надеемся, что конкретные примеры, приведенные в последующих параграфах этой главы, скрасят академический тон данного параграфа, может быть трудноватого для понимания при первом чтении.
Автоматное преобразование . Пусть задан автомат \(S\), некоторое состояние \(q\) из алфавита \(Q\) этого автомата и входное слово \(\alpha\) в алфавите \(A\). По этой информации однозначно определяется выходное слово \(\beta\) в алфавите \(B\). А именно, по состоянию \(q\) и первому символу слова \(\alpha\) с помощью функции выходов \(\lambda\) определяется первый символ слова \(\beta\) и с помощью функции переходов \(\delta\) определяется следующее состояние автомата. Затем по новому состоянию и второму символу входного слова \(\alpha\) определяется второй символ выходного слова \(\beta\) и следующее состояние. И так далее. Поскольку функции \(\lambda\) и \(\delta\) тотальны, автомат \(S\) и состояние \(q\) определяют некоторый алгоритм преобразования слов в алфавите \(A\) в слова в алфавите \(B\).
Преобразование слов в алфавите \(A\) в слова алфавите \(B\) с помощью автомата \(S\) называется автоматным преобразованием и обычно обозначается той же буквой \(S\), что и автомат.
Автоматные преобразования обладают рядом полезных свойств, в частности:
- автоматное преобразование сохраняет длину , то есть результат преобразования состоит из такого же числа символов, что и аргумент, \(\mid\alpha\mid = \mid S(\alpha)\mid\);
- автоматное преобразование обладает свойством префикса ∇ , \(S(\alpha + \beta) = S(\alpha) + S(\beta)\), где \(+\) - операция конкатенации (сцепления строк).
∇ Другими словами, автоматное преобразование является гомоморфизмом, "уважающим" конкатенацию.
Автоматные преобразования и родственные им конструкции используются очень часто при компьютерной обработке текстов, например, в регулярных выражениях.
Реактивные системы . Конечный автомат можно интерпретировать и другим образом, а именно, можно считать, что элементы множества \(A\) - это стимулы (события), а элементы множества \(B\) - это реакции (обработчики событий). В таком случае, если задан автомат \(S\) и некоторое состояние \(q\) этого автомата, то описано автоматное поведение , то есть последовательность (возможно, бесконечная) пар "стимул - реакция".
Такого рода описание оказывается очень полезным на практике. Например, подавляющее большинство реальных устройств дискретного управления прекрасно описываются конечными автоматами. Другим примером может служить графический интерфейс пользователя в обычных приложениях. Такого рода программные системы часто называют реактивными (reactive).
Машина Тьюринга . Одна из самых популярных моделей вычислимости - машина Тьюринга - фактически является расширением модели конечного автомата, в которой допускается чтение и запись информации в потенциально бесконечную память.
В настоящее время общепринятым является тезис Чёрча–Тьюринга - фундаментальное утверждение, высказанное Алонзо Чёрчем и Аланом Тьюрингом в середине 1930-х годов. В самой общей форме оно гласит, что любая интуитивно вычислимая функция может быть вычислена некоторой машиной Тьюринга, и таким образом, понятие машины Тьюринга равнообъемно понятию алгоритма.
Таким образом, оказывается, что класс алгоритмов, которые можно описать автоматом, весьма широк, хотя и не всеобъемлющ ∇ .
∇ Подсказка для заинтригованного читателя: конечные автоматы не позволяют описать, например, такое поведение, которое может включать потенциально бесконечное число шагов, и при этом очередной шаг зависит от всех предшествующих шагов. Конечный автомат потому и называется конечным, что может "помнить" только конечное число шагов - не больше, чем число состояний в автомате. Машину Тьюринга "выручает" бесконечная лента - на ней можно запомнить все, что нужно.
Обычно при применении конечных автоматов используют некоторые дополнительные соглашения, которые не меняют сути дела и принимаются для удобства.
Во-первых , сразу выделяют одно состояние, которое считается начальным (обычно ему дают номер 0 или 1).
Автомат с выделенным начальным состоянием называется инициальным .
Инициальный автомат всегда начинает работу в одном и том же состоянии, поэтому специально это состояние указывать не нужно.
Во-вторых , можно рассмотреть случай, когда функция выходов \(\lambda\) имеет только один параметр - состояние - и выходной символ зависит только от состояния и не зависит от входного символа.
Автомат называется автоматом Мура , если функция выходов зависит только от состояния. В этом случае данная функция обычно обозначается \(\mu: Q \to B\) и называется функцией пометок .
Очевидно, что автомат Мура является частным случаем автомата Мили. Более того, нетрудно показать, что введением дополнительных состояний любой автомат Мили может быть преобразован в эквивалентный автомат Мура. Можно рассматривать и комбинированный вариант, когда определена как функция выходов, так и функция пометок, причем, может быть, частично.
В-третьих , иногда выделяют одно или несколько состояний, которые называются заключительными . Если автомат переходит в заключительное состояние, то работа автомата завершается - он больше не реагирует на события и не выдает выходных символов, хотя, быть может ещё остались необработанные входные символы. Заключительное состояние не является полноценным состоянием, поскольку для него не имеет смысла определять функции переходов и выходов, поэтому заключительное состояние считают псевдосостоянием .
Иногда используются еще два термина, связанные с состояниями. Состояние называется тупиковым , если автомат не может покинуть это состояние, то есть, не определены переходы, ведущие в другие состояния. Состояние называется недостижимым , если автомат не может попасть в это состояние, то есть, не определены переходы, ведущие в это состояние из других состояний.
Три перечисленных выше соглашения используются в UML. Однако этим не исчерпывается список возможных модификаций конечных автоматов. Мы перечислим некоторые, в том числе достаточно экстравагантные, хотя они и не применяются в UML.
Первая модификация является стандартным приемом в синтаксическом анализе. Автомату вообще не назначается функция выходов, только функция переходов. При этом среди состояний выделяется подмножество допускающих состояний (остальные состояния, соответственно, считаются недопускающими ). Если на вход такому автомату подать последовательность входных символов (анализируемое слово), то в конце работы автомат окажется в каком-то состоянии (допускающем или недопускающем). В первом случае говорят, что автомат допустил входное слово, а во втором - отверг. Такой автомат называется распознавателем , поскольку он распознает среди всех слов множество допустимых, т.е. распознает некоторый язык. Ответ на вопрос, каков класс языков, распознаваемых конечными автоматами, явился одним из первых фундаментальных результатов теории автоматов ∇ , и этот ответ довольно любопытен: автоматами можно распознать те и только те языки, которые описываются регулярными выражениями.
∇ Распространен предрассудок, что конечные автоматы применяются только для синтаксического анализа. Это не так. Действительно, первые результаты и первые применения теории автоматов были получены именно в синтаксическом анализе. Но потом появились другие результаты и другие области применения.
Вторая модификация состоит в том, чтобы рассматривать сети взаимодействующих конечных автоматов. Идея состоит в том, чтобы из элементарных автоматов строить более сложные конструкции. Элементарными можно считать автоматы, имеющие одно состояние.
Автомат, имеющий одно состояние, называется комбинационным .
Ясно, что в комбинационном автомате функция переходов тривиальна, и фактически комбинационный автомат$nbsp;- это просто функция, которая сопоставляет входному символу выходной.
При построении сетей рассматриваются следующие основные типы соединения автоматов: параллельное (автоматы имеют общий вход), последовательное (выход одного автомата является входом другого) и петля обратной связи (выход одного автомата является входом этого же автомата). Использование "мгновенной" обратной связи (когда выходной символ является одновременно и входным) может приводить к логическим парадоксам, поэтому в обратную связь включают "задержку": выходной символ является следующим входным символом. Довольно неожиданным может показаться следующий факт: любой конечный автомат ∇ можно представить сетью, состоящей только из комбинационных автоматов и задержек. Обоснование этого утверждения приведено на следующем рисунке, где фактически приведена сеть, которая является интерпретатором заданного конечного автомата \(S\). Здесь \(\lambda\) обозначает комбинационный автомат, вычисляющий функцию выходов автомата \(S\), \(\delta\) обозначает комбинационный автомат, вычисляющий функцию переходов автомата \(S\), а задержка на один такт обозначена буквой \(d\).
∇ Напомним, что исходя из определения, данного в начале этого параграфа, конечный автомат имеет конечное число состояний.
Впрочем, верно и обратное утверждение: для любой сети можно построить эквивалентный конечный автомат.
Можно пойти дальше за обозначенные и хорошо исследованные рамки и рассмотреть случай, когда состояния одного автомата являются входными символами других автоматов (эти другие автоматы "слушают", или "наблюдают", исходный автомат). Еще вариант - выходные символы одного автомата являются состояниями другого автомата. В последнем случае первый автомат "командует" вторым ∇ .
∇ Эти модификации относятся к классу экстравагантных и редко реализуются на практике, возможно, потому, что к ним еще не привыкли.
Третья модификация , которую мы хотим обозначить, состоит в том, чтобы рассматривать переходы (и иногда выходы) не как однозначные функции состояний и входов, а как многозначные отношения.
Если отношение перехода \(\delta\) является многозначным, \(\delta: A \times Q \to 2^Q\), то автомат называется недетерминированным .
На уровне метамодели UML у сущности класс (class) существует атрибут isActive , принимающий значения true или false . Если значение этого атрибута равно true , то класс называют активным (active class), и объект такого класса имеет собственный поток управления (см. параграф 4.5.6). По умолчанию значение данного свойства равно false и класс называют пассивным (passive class).
В следующих разделах рассматриваются все указанные средства более детально.
Условно можно выделить три группы.
В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми),эмпатичность (способность к сопереживанию),рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость(способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием "умение нравиться людям". Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению .
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда данный опыт помогает ей обострить интуицию на ситуацию общения.
Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а в связи с этим правильного выбора своей модели поведения.
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; к примеру, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.
В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Этикетные модели свойственны каждой профессии .
К примеру, этические требования, предъявляемые к врачу и дипломату, различаются между собой.
Стратегические модели фактически представляют из себярекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь какой-либо цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. Мы из всего разнообразия рассмотрим лишь, один из важнейших, который лежит в базе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе . Это крайне важно потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. К примеру, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют, его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного "я", так называемые защитные механизмы.
В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е. Мелибруда, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.
"1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок...
Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями "ты всегда...", "ты никогда...".
Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что должна быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. По этой причине нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим".
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, в случае если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплексами", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.
Только сознавая заложенные в себе позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, в случае если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Но в случае, в случае если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), то нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Д.Карнеги, сформулированные им в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" (М., 1989).
Вот некоторые из советов: "Будьте искренне заинтересованы в других людях"; "Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом"; "Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне "; "Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав"; "Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему"; "Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это "в лоб"; "Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках";
"Давайте возможность человеку спасти свое лицо"; "Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу" и т.д.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в базе стратегической модели , - это идея о крайне важно сти самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников должен подать себя в соответствии со своим замыслом. Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.
К примеру, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже..."), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо предопределяющих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека. Подобное отношение к нему "вмонтировано" в менталитет людей, независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Без него наивно рассчитывать на серьезные успехи в бизнесе, а также пользоваться достойной репутацией в различных кругах общества. Обретение привлекательного имиджа - не самоцель для делового человека.
При этом овладение им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
Модели поведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модели поведения" 2017, 2018.
Моделирование -- понятие более широкое, чем подражание, но менее диффузное, чем идентификация. Кроме того, сторонники социально-когнитивной теории предпочитают не пользоваться этими терминами, так как они ассоциируются с теориями подкрепления по типу «стимул--реакция» и с психоаналитической теорией, а эти теории, как считают социальные когнитивисты, неадекватно объясняют наблюдаемые данные.
Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехать на красный свет в час пик. К счастью, вербальная передача информации и наблюдение соответствующих моделей (например, других людей) обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных форм поведения человека.
Действительно, Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Нам не нужно самим умирать от рака, чтобы понять, какие эмоциональные изменения он вызывает, так как мы видели других, пораженных этой болезнью, читали сообщения об их смерти и были свидетелями драматической борьбы с раком.
Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов -- значит игнорировать уникальные способности человека. Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее
При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали.
С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и затраты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере. Таким образом, например, человек, который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет иметь мысленный образ хорошей подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то объединяет свою попытку с мысленным образом подачи мяча специалистом.
- 29. Основные процессы научения через наблюдение
- 1. Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Любой профессор может подтвердить; что присутствие студента в классе ни в коей мере не гарантирует, что студент усваивает учебный материал. Весенняя лихорадка, жуткий холод, духота в помещении, вечеринка накануне, мечты и несметное число других факторов могут быть причиной того, что студент потерял ход мыслей (или даже не находил его), тем самым искажая процесс научения.
- 2. Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Попросту говоря, наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Действительно, не имея возможности вспомнить, что делала модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.
- 3. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление самолетом). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения) и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение может быть неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие.
- 4. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение. Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения -- они не будут этого делать без достаточного стимула. Другими словами, человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Женщина, рассматривающая себя как «королеву кухни», может не допускать мужа к приготовлению пищи, несмотря на то, что он разговаривает с ней по вечерам, когда она готовит еду. Он всецело полагается на ее кулинарные способности до тех пор, пока она не заболеет, и тогда, под влиянием пустого желудка и хнычущих детей, он выстроит моделируемое поведение приготовления обеда. Его поведение внимания и сохранения, несомненно, проявится в будущем, когда ему нужно будет вспомнить, где хранится ореховое масло или кислая капуста.
- 30. Подкрепление в научении через наблюдение
Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы.
Действительно, когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают научение через наблюдение. Этот факт доказывается исследованием, показывающим, что дети, наблюдающие модельный процесс по телевидению в затемненной комнате, позже ведут себя сходным образом, независимо от того, было ли им известно заранее, что такая имитация будет поощрена. Говоря короче, прямое подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для него. Бандура полагает, что понимание поведения человека только как контролируемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным. Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами.
Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает его когнитивную ориентацию. В отличие от Скиннера, он утверждает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли автоматического определителя поведения. Чаще оно выполняет две другие функции -- информативную и побудительную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно.
Возьмем такой пример: если вы являетесь свидетелем того, как кого-то наказывают за определенное деяние, это дает вам столько же информации, как если бы наказывали вас. Подкрепление сообщает нам, какие последствия можно ожидать в результате правильной или неправильной реакции. Если, например, ученица средней школы, которая хочет стать врачом, узнает, что она может получить отличную подготовку (подкрепление) на вводном курсе по медицине в колледже -- это как раз такой случай.
Этот вид информации -- обычно называемой побудительной -- имеет значение, если нам нужно правильно предвидеть возможные последствия наших действий и соответственно регулировать поведение. Действительно, без способности предвидеть вероятный исход будущих поступков люди действовали бы крайне непроизводительно, если не сказать рискованно.