История туркмении. Туркмения: как пишут учебники истории. “Рухнама” как основа обучения
Пожалуй, сложно найти страну, чья история была бы столь интригующе многогранна. Богатая история Туркменистана тонкой нитью убегает в глубину тысячелетий и начинает точку отсчета с древнейших времен эпохи палеолита. На территории современной Туркмении найдены следы пребывания и первые каменные орудия древних людей-неандертальцев.
Величественная история Туркменистана
За весь период своего становления и развития, история Туркменистана отмечена чередой эпох и цивилизаций. Во II тысячелетии на территории современной Туркмении развивалась Маргианская цивилизация. I тысячелетие отмечено расцветом торговли, строительством город и оросительных каналов.
За свою многовековую историю, Туркменистан входил в состав могущественных и развитых государств. С 6 по 4 в. до н.э. территория находилась под властью персидской династии царей Ахеменидов, в четвертом столетии вошла в состав Парфянского царства. Правление иранских шахов Сассанидов, владычество Арабского халифата, Сельджукское царство, средневековый Хорезм, Монгольская империя Чингизхана – важнейшие страницы истории Туркмении, оставившие значительный след на культурном облике страны. В 19 столетии история Туркменистана открывает новую веху в составе Российской империи, а позднее и советского государства.
Столица Туркменистана
Загадочный и блистательный Ашхабад – – ведет свое начало от небольшого поселения племени текинцев, в 19 веке был основан как военная крепость-гарнизон войсками Российской империи. Сегодня Ашхабад – сказочно красивый белоснежный город – самый «беломраморный город в мире», в котором культура Туркменистана представлена во всем своем величии. В поэтическом «Городе любящих» тесно переплетается национальный колорит Востока и европейский дух современности.
Население Туркменистана
Согласно международным оценкам составляет более 5 миллионов жителей. Этнический состав жителей государства представлен преимущественно коренной нацией – туркмены составляют 78% от общей численности населения, 9% – узбеки, 3,5% – русские.
Государство Туркменистан
На сегодняшний день по форме правления государство Туркменистан представляет собой президентскую республику. До 2006 года пожизненным и абсолютным президентом Туркмении являлся Сапармурат Ниязов – культовая личность, глава всех туркмен – Туркменбаши, олицетворявший собой целую эпоху в истории государства.
Политика Туркменистана
В наши дни представлена законодательным органом страны Меджлисом, включающим в себя 125 членов-депутатов. До 2013 года туркменский парламент представлял собой однопартийную систему и единственной партией была Демократическая партия Туркменистана. В настоящее время государство насчитывает три официальных партии.
Язык Туркменистана
Сегодня, основной и государственный – туркменский. Помимо него, в стране распространены узбекский, русский и английский языки.
А. П. Окладников в 1949-1950 годах кроме слоёв эпохи мезолита нашёл памятники эпохи неолита и начала бронзового века .В конце VI - начале V тысячелетия до нашей эры джейтунскую культуру сменила культура Аннау, носители которой представляли новую волну выходцев из Ирана , которые уже освоили меднолитейное дело. Синхронно с культурой Аннау в V тысячелетии до н. э. зарождается поселение Намазга-Тепе , на основе которого формируется Маргианская цивилизация (Гонур-депе), входящая в круг дравидских культур Среднего Востока (Хараппская цивилизация , Элам) [ ] .
Во II тысячелетии до н. э. территорию Туркмении заселяют арийские племена андроновской культуры , причём первой волной завоевателей считаются носители дардских языков . Исследователи предполагают, что в IX-VII веках до н. э. здесь (а также на сопредельной территории северного Афганистана) сложился описанный в Авесте протоиранский союз Арьйошайана, который был отчасти разгромлен, отчасти оттеснён к югу турано-массагетскими кочевниками .
Иранский период
В составе империи Ахеменидов
Парфия
Первым государством, центр которого находился на территории Туркменистана, была Парфия со столицей в городе Ниса . Другим важным центром страны в то время стал Мерв . Ядро Парфянского государства составило сакское племя парнов , кочевавшее на территории Туркмении. Воспользовавшись ослаблением государства Селевкидов , они сначала подчинили своему влиянию сопредельные территории Гиркании и Хорасана , а затем и всю Персию , Месопотамию , Армению и Бактрию . Однако серьёзным врагом парфян выступили центральноазиатские кочевники, говорившие на индоевропейских языках - тохары (юэчжи).
В составе Сасанидского Ирана
После падения Парфии туркменские земли вновь превращаются в периферию Ирана (Сасаниды). Территории Туркмении в это время были известны как северный Хорасан . В IV веке на территорию Туркмении проникло христианство : в Мерве была учреждена епископская кафедра .
Сельджуки
Первую попытку создания тюркского государства на территории Туркмении предпринял Алп-тегин , который в X веке основал недолговечную державу Газневидов . Формирование туркменского народа связано с миграцией огузских племен под предводительством Тогрул-бека Сельджукида , который основал собственное государство в . К в. сельджуки установили контроль над территорией Туркмении, однако череда военных побед позволила создать им обширное государство. В сельджуки взяли Багдад . Тем не менее центром могучей империи сельджуков продолжала оставаться территория Туркмении . В результате походов сельджуков отдельные группы туркмен расселились на территории Ближнего Востока. Они не составили там большинства (туркоманы), но создали там ряд государственных образований (Кара-Коюнлу).
Позднесредневековая Туркмения
В 1654 году часть туркмен с полуострова Мангышлак переселилась сначала на север в астраханские степи, а затем под натиском калмыков мигрировала на Северный Кавказ (Трухмены) . Другая часть Мангышлакских туркмен в это время мигрировала на юг, где сформировала многочисленный и влиятельный клан текинцев . Третья часть мангышлакских туркмен двинулась к Амударье и образовала племя эрсари .
В составе России
Русские большевики имели некоторое влияние среди русских рабочих туркменских городов и поэтому попытка установления советской власти была предпринята синхронно центру, то есть уже в ноябре 1917 года, однако вскоре местные русские рабочие подняли антибольшевистское восстание . В результате на территории Туркмении образовалась интернациональное демократическое [ ] коллаборационистское Закаспийское временное правительство , которое обратилось за помощью к Великобритании.
В 1967 был введён в эксплуатацию газопровод «Средняя Азия - Центр», по которому туркменский газ пошёл в центральные районы России
Перестройка в Туркмении
В декабре 1985 года первым секретарем Компартии Туркменской ССР стал С. Ниязов, но существенных перемен в республике долгое время не было . Более того в июле 1988 года Президиум Верховного совета республики запретил в Туркмении митинги и шествия . В мае 1989 года в Ашхабаде и Небит-Даге прошли антиармянские беспорядки, вылившиеся в погромы принадлежавших армянам точек . Первое общественное туркменское объединение «Агзыбирлик» было зарегистрировано только 1 сентября 1989 года, но уже 15 января 1990 года было запрещено властями республики . В октябре Верховный Совет Туркменской ССР учредил пост президента республики. Создание ГКЧП не вызвало в Ашхабаде почти никакой реакции - лишь 21 августа 1991 года С. Ниязов признал решения Комитета незаконными на территории республики . После ГКЧП Коммунистическая партия Туркмении продолжала действовать легально и только после референдума о независимости республики, состоявшегося 26 октября 1991 года, самораспустилась .
Эпоха Туркменбаши (1991-2006)
После развала СССР Туркменистан обрел независимость, в стране установился авторитарный режим Сапармурата Ниязова (бывшего первого секретаря компартии Туркмении), получившего в 22 октября 1993 году официальный титул Туркменбаши .
21 августа 2012 года создана вторая партия - Партия промышленников и предпринимателей . До этого в стране существовала
Археологические раскопки показывают, что люди жили на территории нынешнего Туркменистана 3 000 000 лет тому назад. Ученые думают, что Каспийское море, которое было более широким, чем в настоящее время, начало высыхать и отступать, и результат этого процесса - рождение пустыни Кара-Кум. В это время, и в особенности в эпоху Неолита, сельское хозяйство было распространено в южном Туркменистане, в то время как размножение скота и рыболовство развивалось на севере. По найденным останкам в Тогалак-Тепе, Чопан-Тепе и Геок-Тепе выяснилось, что первое человеческое поселение в Туркменистане появилось между 70-м и 50-м веками до н.э.
В шестом столетии до нашей эры территория нынешнего Туркменистана была завоевана Персидской династией Ахеменидов, в IV веке до нашей эры южная часть нынешнего Туркменистана была завоевана войсками Александра Македонского. Воспользовавшись преимуществом расположения Туркменистана на Великом шелковом пути, персы вели активную экономическую и коммерческую жизнь и основывали города. Во время правления короля Митридата I была вычеканена первая монета из серебра (называемая «драхма»). Во время раскопок древней Нисы были обнаружены ритоны в форме рога из слоновой кости (сосуд), мраморные и серебряные фигурки древних греческих богов. Персидская культура сама по себе была сочетанием греческой и восточной культуры.
В сельскохозяйственной сфере, которая была значительно развита во время персидского периода, здесь выращивалась пшеница, ячмень, кукуруза (маис), рис, хлопок, различные фрукты. Одной из самых особенных черт персидского периода было использование арамейской письменности. Государство Персия, просуществовавшее 470 лет, развалилось в 224 году нашей эры. Еще один культурный центр находился на территории Хорезма. Хорезм так же относился к концу Персидского периода.
Персидское государство закончило свое существование в южном Туркменистане в III веке до н.э., и на этой территории начался короткий период господства Сасанидов. Во второй половине V века н.э. Туркменистан попал под влияние другой группы - Эфталитов. Ее представители положили начало господству тюрков на территории Туркменистана. Фактически, VI век н.э. известен в Туркменистане как век Тюркских Каганов.
Арабы пришли в Туркменистан в середине VII столетия. Они завоевали западный Туркменистан и территорию Хорезма, а после нескольких сражений - весь Туркменистан. В IX столетии правление арабов в Туркменистане прекратилось и возродилось уже Тахиридами и Саманидами.
Газнавиды, которые появились в X столетии, положили конец правлению Саманидов и начали свою собственную эру. Движение Огуз-Туркмен в XI-XII столетиях привело к формированию широкой империи, которая распространилась от Средней Азии до Сирии и Палестины, и возглавлялась Сельджукской династией.
Султаны Сельджука уделяли большое внимание науке, искусству и строительству. Самое великолепное построение Сельджукского периода - это, несомненно, мавзолей султана Санджара в Мерве, созданный гениальным архитектором Мухаммадом ибн-Атсизом из Серахса. В результате синтеза традиций старинной архитектурной планировки с богатыми украшениями Огузских племен в Сельджукский период выявились великолепные архитектурные творения, большинство из которых сохранилось до нашего времени. Они являются бесценным историческим и культурным наследием туркменской нации.
История Туркменистана. У каждой страны и у каждого народа есть свои интересные страницы истории Древнюю историю Туркменистана (свое исследование) я проведу на основании своего исторического атласа народов, племен, культур. Долгое время территория Туркменистана была дном океана. В те времена материки располагались в других местах. Существовали такие древние материки, как Лемурия, Атлантида, Му. И лишь позднее стали формироваться современные материки. На Земле существовали такие цивилизации как цивилизация асуров (50-4 млн.лет назад), атлантов (4000 – 10 тыс.лет назад), муанцев (4000-30 тыс.лет назад), гиперборейцев (35000-12500 лет днэ). Примерно 200 тыс.лет назад Туркмения стала сушей. Но в это время Аральское, Каспийское и Черные моря были еще единым морским пространством. На территории Туркмении человеческого населения не было, 80 тыс.лет назад на территории появились первые люди – это были потомки атлантов, которые шли с запада на восток. Они в будущем станут туранцами, создавшими свою цивилизацию в Восточной Азии. Небольшая часть этих переселенцев останется на территории Средней Азии и будет основой для формирования нового народа – субарейцев. К 38 тыс.лет днэ на территории Средней Азии (в т.ч.Туркмении) сформировался новый народ – субарейцы (не путайте их с ариями). Субарейцы занимали промежуточное место между аккадийцами Ближнего Востока и туранцами Восточной Азии. Они были европеоидами. К 17500 году днэ территорию Туркмении стали населять новые племена - с севера туда проникали племена костенковской археологической культуры, которая сложилась на территории Нижней Волги. Это были европеоиды с примесью австралоидных признаков (мне кажется именно эти племена стали стали в будущем дравидоидами). К 10000 году днэ на территории Туркмении господствующим населением были дравидоиды костенковской культуры. При этом мне хотелось бы уточнить, что климат в это время в Туркмении был другим, в те времена там еще не было пустынь и климат был субтропический (близний к современному средиземноморскому). К 7500 году днэ господствующим населением Туркмении стали племена культуры али-кош, которые пришли туда с территории Ирана. Это были австралоиды, но они сохранили часть европеоидных признаков (можно сказать, что это уже были дравидоиды). К 5700 году днэ на территории Туркмении господствуют племена джейтунской культуры. Это тоже дравидоиды. Для справки - Джейтунская культура - неолитическая археологическая культура (VI-V тыс. до н. э.), расположенная на территории южной Туркмении и северо-восточного Ирана. Генетически связана с ближневосточными (досемитскими) раннеземледельческими культурами: Джармо, Чатал-Хююк. Выделена советским исследователем В. М. Массоном на основании раскопок 50-60-х гг. XX века. Названа в честь места Джейтун в 30 км к северо-западу от Ашхабада. Джейтунская культура характеризуется осёдлыми поселениями со святилищами (Песседжик-депе). Неолитический поселок Джейтун состоял из 30 глинобитных однокомнатных домов и его население, по предположениям ученых, составляло ок 150 жителей. На их раскопках часты находки каменные топоры, серпов с кремнёвыми вкладышами. Встречается также глиняная посуда, глиняные статуэтки зверей и женщин. Из оружия характерна праща. Прошу заметить, что джейтунцы были развитым народом, это были земледельцы (тем более, что климат в те времена был еще благоприятным для земледения на территории Туркмении). Кроме этого, прошу запомнить, что в это время там уже существовали селения, напоминающие приличные поселки (праобразы будущих городов). У населения этих поселков было оружие и джейтунцы видимо имели связи (торговали) с племенами Ближнего Востока. Для чего я на этом уточняю внимание. Мне кажется есть вероятность того, что в результате наступления (в более поздние времена) засухи, население этих мест вполне могло эмигрировать на юг (в сторону Элама и Щумера) и юго-восток (в долину Инда). К 4100 году днэ на территории Туркмении уже господствует археологическая культура Анау. Это тоже дравидоиды. Анаузцы – еще более развитый народ, они уже освоили меднолитейное дело. Одновременно с культурой Анау на территории Туркмении появляется культура Намазга-депе, которая является самой высшей точкой развития народа Туркмении в те времена (дравидоиды), у народа этой культуры имелись в те времена настоящие города (Намазга, Алтын-депе), которые являются (я так считаю) предвестниками появления таких же городов в Эламе, Шумере, северо-западе Индии. Населению хорошо владело производством бронзы, меди, гончарное искусство тоже было на высоком уровне. Религия в это время у населения Туркмении тоже была. Видимо с этого времени именно начинается эмиграция населения на юг и юго-восток. По моему мнению именно в это время на территории юго-восточной Туркмении возможно существовал древний религиозный и экономический центр дравидоидов – священная Аратта, которую почитали как свою родину шумеры, эламитяне и жители Харапской цивилизации. К 2800 году днэ численность населения Туркмении уменьшилась, к этому времени большая часть населения уже эмигрировала на юг и юго-восток. Последним очагом высокоразвитой цивилизации осталась так называемая Маргианская городская цивилизация (это два города – Намазга и Алтын-депе), мне кажется эменно здесь была легендарная Аратта – религиозный центр шумеров, которые помнили еще свою родину в Туркмении. Тем более эти два города существовали еще во времена расцвета шумерской цивилизации. К 1600 году днэ на территории Туркмении отмечается полный упадок земледельческой культуры (появление пустынь, засуха) оставшихся там немногочиленных дравидоидов. Именно в это время на территорию Туркмении начинают проникать с севера племена древних ариев (племен суянгарской культуры). К 1500 году днэ на территорию Туркмении начинают проникать мидийские и персидские племена (с севера), а древние индийцы (арии) еще живут в восточной части Туркмении, но основная часть их уже ушла на территорию юга Узбекистана и на территорию современного Афганистана (в последующем ушли в долину Инда). К 1300 году днэ на территории Туркмении уже древнеиндийских племен не было, вся территория была населена в основном мидийскими племенами (которые начали уже проникать на север Ирана), в след за мидийцами на территорию Туркмении проникают персы. К 1100 году днэ мидийцы полностью ушли с территории Туркмении, и вся территория населена персидскими племенами. К 700 году днэ территория по прежнему населена персидскими племенами, на севере Туркмении проживают персидские племена кочевников – саков. К 550 году днэ территория Туркмении по прежнему населена саками, а восточная часть ее населена персоязычным народом –согдийцами и была частью нового государственного образования – Согда. Позднее почти вся территория Туркмении вошла в состав Персидской державы Ахеменидов. С 330 г.днэ – в составе империи Александра Македонского С 300 г.днэ – в Селевкидском гусударстве К 250 году днэ на территории Туркмении сформировался новый персоязычный народ – парфяне. Было создано Пврфянское царство, в которое включена территория Туркмении. С 224 года – в составе государства Сасанидов. С 580 года – под властью арабов. С 821 года – в составе государства Тахиридов С 900 года – в составе государства Саманидов К 900 году на территорию Туркмении с севера начинают проникать первые тюркоязычные племена. К 1000 году территория Туркмении заселена тюркскими племенами и находится в подчинение огузского союза племен. К 1050 году на территории Туркмении сформировалось государство турок-сельджуков (ветвь озузов). К 1150 году на территории Туркмении остались только огузы, сельджуки полностью ушли на территорию Турции и Азербайджана. К 1200 году на территории Туркмении на основе огузских племен сформировался новый народ - туркмены К началу 13 века Туркмения вошла в состав государства хорезмшахов. С 1220 года – Туркмения под властью монголов, в государстве Хулагудидов. После 1349 года (после падения власти Хулагудидов) туркмены были фактически самостоятельным народом. Примерно с 1512 года – Туркмения в составе Хивинского ханства. С 1873 года Хивинское ханство подчинено России, С 1991 года – Туркменистан – независимое государство. Часто некоторые историки, изучающие Туркмению пишут, что туркмены являются потомками ариев. И это вполне обоснованно, не смотря на то, что туркмены говорят на одном из тюркских языков. Почему? Потому что длительное время территория Туркмении была населена древними ариями – предками древних иранцев и индийцев. Есть даже легенда о том, что древний арийский город Асгард находился как раз на месте современного Ашхабада. По этой причине можно заметить что длительное время Туркмению населяли арийские племена – это арии, это древние индийцы, мидийцы, персы, парфяне, согдийцы, хорезмийцы. И когда в 11-12 веках на территорию Туркмении пришли туркские племена (огузы, сельджуки и другие тюркские народы), местное население ведь осталось на месте, возможно оно даже составляло большинство населения Туркмении. Коренные жители только стали пользоваться огузским языком и все. То есть генетически (по крови) они потомки ариев (древних индоевропейцев) и по языку – они тюркский народ. Это можно заметить если сравнивать туркменов с таджиками. Внешний облик и обычаи у них одинаковы. Но таджики сохранили свой индоевропейский язык, а туркмены его не сохранили.
Написание единого учебника истории в России вызывает множество споров: спорят о том, нужен ли такой учебник, и как писать его, когда общество расколото в отношении собственного прошлого. Новый проект Русской службы Би-би-си – о том, что происходит в сфере преподавания истории в бывших советских республиках, о чем там дискутирует профессиональное сообщество историков, как государство проводит свою политику в отношении прошлого.
Какие новые памятные даты появились в постсоветских республиках – с момента обретения ими независимости, что современные школьники знают о советском периоде истории их страны, какова мера успеха политики памяти и можно ли достичь окончательного консенсуса в отношении прошлого – все это на страницах bbcrussian.com.
О том, что происходит в Туркмении, – материал редактора сайта “Хроника Туркменистана” Фарида Тухбатуллина и туркменского журналиста Сердара Айтакова.
“Неправильная история” туркменского народа
Реформой системы образования власти Туркмении озаботились в конце 90-х. Тогда же Сапармурат Ниязов, первый и пожизненный президент Туркменистана, заговорил он необходимости издания новых учебников.
В старых учебниках и книгах, по мнению туркменских чиновников, “неправильно освещается история туркменского народа в период Октябрьской революции и во время советского государственного строительства”.
Неправильными, с точки зрения официальной идеологии, считаются, в частности, любые описания внутренних проблем сохранявшегося в начале века у туркмен традиционного общества, а также положительные оценки последствий вхождения Туркмении в состав Российской империи.
В результате из школьных библиотек были изъяты и уничтожены книги многих авторов советского периода. Позже подавляющее большинство библиотек в стран было вообще закрыто.
После расформирования в конце 1998-го года Академии наук Туркменистана Институт истории был напрямую подчинен кабинету министров.
Туркменских историков в своих публикациях обязали следовать “новой концепции национальной истории”, провозглашенной Ниязовым. Она обосновывает автохтонность туркмен, их принадлежность нынешней территории, отрицая миграцию огузо-тюркских племен в Центральную Азию с Алтая, датирует время образования туркменского народа III-м тысячелетием до нашей эры, а не средними веками, и декларирует, что когда туркменская нация была в составе Российской империи и СССР, происходил её регресс.
История – “по газетам”
В 2000-м году по указанию Ниязова были изъяты из школьных библиотек и уничтожены 25 тыс. экземпляров нового учебника “История Туркменистана” для 4-го класса.
Автор учебника поместил в качестве иллюстрации фотографию Махтумкули–хана (один из вождей западных йомудов - туркменское племя на западе страны, у побережья Каспия) в форме офицера русских казачьих войск с георгиевскими крестами.
После этого историю в школах и в вузах стали преподавать не по учебникам, а “по газетам”. Выступления президента или какие-то очерки о жизни президента или его предках, постоянно публиковавшиеся в туркменской прессе, становились материалами для изучения на уроках истории.
“Рухнама” как основа обучения
В сентябре 2001 года был издана книга “Рухнама” под авторством Ниязова. Туркменская пресса описывала ее как философско-историческое исследование духовности туркменского народа.
Из книги следовало, что туркменам принадлежит первенство в ряде изобретений, например, телеги. Они же первыми начали плавить металл, выращивать пшеницу. Также, по версии Ниязова, предки современных туркмен основали более 70 государств на территории современной Евразии. В 2004-м году Туркменбаши издал второй том “Рухнамы” с изложением наказов и заветов настоящим и грядущим поколениям страны.
С 2001 года все предметы в учебных заведениях, особенно история, изучались “через призму Рухнамы”. Сама “Рухнама” изучается как отдельный предмет в школах и вузах страны. Знание этой книги требуется при профессиональной аттестации во всех учреждениях и организациях. На предприятиях, в учреждениях, школах, вузах оборудованы “комнаты Рухнамы”, а в штатном расписании появились своеобразные “политруки”- те люди, для которых чтение и толкование “Рухнамы” стало профессией.
На фоне сокращения сроков обучения в школах до девяти лет, в вузах - до двух, произведения Ниязова занимают очень значительный объем среди изучаемых дисциплин.
После сокращения преподавания гуманитарных и естественных наук в программу средней и высшей школы были введены такие предметы как “История нейтрального Туркменистана”, “Политика независимости великого Сапармурата Туркменбаши”, “Рухнама – духовный кодекс туркменского народа”, литературное наследие Ниязова в виде цикла написанных им стихотворений, а также биографии президента и его родителей.
“Стройная периодизация”
Нынешний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, избранный в феврале 2007-го года, также заявил, что образование нуждается в реформировании. Были изданы новые учебники, в том числе по истории.
15 сентября 2010 года Бердымухамедов поручил ученым “усовершенствовать” учебники истории страны.
“Необходимо усовершенствовать учебник по истории Туркменистана, где была бы научно обоснована теория происхождения туркменского народа, изложена стройная периодизация исторических этапов, начиная от зарождения нации и до наших дней”, – сказал Бердымухамедов.
Географический подход
Истории СССР в качестве предмета или части раздела предмета “История” в школьных стандартах Туркмении не существует. Школьники изучают “Историю Туркменистана” и “Всемирную историю”.
Первый президент Ниязов с пиететом относился к событиям, связанным с Великой Отечественной войной. Однако при новом главе государства, Бердымухамедове, она стала называться Второй мировой войной, а о её событиях рассказывается фрагментарно – в связи с ролью и участием национальных туркменских военных соединений в тех или иных битвах – обороне Москвы, Сталинградской, Курской.
Почти не рассказывается о Февральской и Октябрьской революциях, Гражданской войне, коллективизации, массовых репрессиях, индустриализации.
В основу исторического изложения положен “географический подход”: рассказывается о том, с кем воевала та или иная страна, в каких политических блоках состояла и какие экономические отношения у неё складываются с современной Туркменией. Учебник “Мировая история” для 10-го класса, например, содержит главу “Страны Восточной Европы и СССР” и рассказывает о том, что происходило в этой части мира в 50-70-х годах XX века.
В курсе предмета “История Туркменистана” взаимоотношения с Россией упоминаются в связи с началом колонизации: основания города и крепости Красноводск (восточный берег Каспийского моря), взятия крепости Геок-Тепе генералом царских войск Скобелевым в 1881-м году.
На этом периоде преподавание “Истории Туркменистана” прерывается, учебников просто не существует, а преподавание ведется на основе того, что расскажет учитель.
Зарубежный сосед – СССР
Школьники об СССР из учебников знают довольно мало, для них это скорее некий зарубежный сосед, чем страна, с которой они ассоциируют собственное прошлое.Сказывается и то, что первые учебники по истории для школ стали появляться 2-3 года назад. Все остальное время использовались учебники времен СССР, в частности, по истории древнего мира и средних веков. А история Туркмении, включая историю времен СССР, преподавалась по конспектам учителей. Методические указания для самих учителей спускались из органов государственного управления образованием. В последние 2-3 года идет усиленное переписывание учебников истории, уже исходя из иных представлений о роли советского периода в судьбе туркменского народа. Из разговоров с учителями известно, что ожидаются некие устные поправки в существующие курсы истории на основе новых концепций, разрабатываемых по указу и под непосредственным руководством президента Бердымухамедова.
Праздники: независимость и пуск газопровода
После обретения независимости в Туркмении появилось несколько знаковых праздников. Прежде всего, это 26 октября, День независимости. Второй по значимости – День нейтралитета, когда ООН приняла к сведению Декларацию о постоянном позитивном нейтралитете Туркменистана – 12 декабря 1995 года. День флага, совпадающий с днем рождения президента Ниязова, – 19 февраля. Безусловно, и ранее отмечались – 8 мая – День памяти и скорби, 9 мая – День победы. Памятной датой является также 12 января, день взятия крепости Геок-Тепе (1881 год) и 6 октября – национальный День поминовения по погибшим в землетрясение 1948 года. Несколько лет подряд большим успехом пользовался День работников нефтегазовой промышленности, перенесенный с первоначальной даты отмечания на день торжественного пуска газопровода в Китай. День конституции знаменует принятие новой редакции основного закона страны, исключившей упоминания о Туркменбаши (первом президенте Ниязове). Не исключено, что гипотетический запуск газопровода Афганистан-Пакистан-Индия станет причиной появления еще одного праздника, либо старт туркменского космического спутника, произведенного во Франции, положит начало Дню туркменской космонавтики.
Вконтакте