«Письмо матери» выразительные средства. Анализ стихотворения С.А. Есенина "Письмо матери" Письмо матери лирический герой
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.
Литературовед А. Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет – «разговаривающим Есениным». Стихи этого периода многоголосы; не зная ответа на вопрос «куда несёт нас рок событий», поэт даёт право голоса своим героям: матери, деду, сёстрам, землякам.
Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.
«Я сердцем никогда не лгу», - писал Есенин, и здесь он совершенно прав.
В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.
Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета. Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя. Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.
Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко». «Тая» - значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль. Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным. Диалектное слово «шушун» - женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. В русскую литературу шушун вошёл благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины», посвящённого няне Арине Родионовне Яковлевой. Но слово это получило широкую известность благодаря стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери». Следует отметить, что в поздний период творчества Есенина в его лирике сильны пушкинские мотивы, поэт сам в этом признаётся: « …Меня всё больше тянет к Пушкину». Пушкинское начало присутствует и в анализируемом нами стихотворении. Сравним образ няни Пушкина и образ матери Есенина. Обе испытывают одно и то же эмоциональное состояние. У Пушкина в стихотворении «Няне» героиня сидит со спицами у окна и смотрит в забытые ворота «на чёрный отдалённый путь», её грудь «всечасно» теснят «тоска, предчувствия, заботы». Путь – это и символ судьбы лирического героя. В стихотворении Есенина мать часто ходит на дорогу. С обоими образами связаны мотивы тревоги, беспокойства, тяжёлых предчувствий, грусти и тоски, мотив ожидания.
В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» - это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.
4-ая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8-ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный». Обращаем внимание на существительное 3-го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.
Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом. «Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» - звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет». «Слишком ранняя утрата и усталость» - вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение. Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось…
Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события. В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел». Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость.
Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве? Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.
Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери. Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.
Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.
Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются. Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».
Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.
Анализ стихотворения С.А. Есенина "Письмо матери"
«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.
Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчеркивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» - разговорное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». Последние строфы - предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникновенная просьба:
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.
Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.
В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.
Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).
«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) - уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя - «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».
История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась - после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.
В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.
Жанр, размер, направление
«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма - своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха - пятистопный хорей.
Направление, выбранное Есениным, - философская лирика. «Письмо матери» - это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития - когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.
Композиция
Структура «Письма…» - кольцевая: последние строки двух первых строф и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.
Образ лирического героя
В целом, образ проходит три этапа развития:
- деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
- затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
- и, наконец, - страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности - «Чёрный человек» (1925).
Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.
Тема
- Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
- В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
- Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине - и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии - своего родного края. Эта малая родина - сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя - своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю - ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
- В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема - непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.
- Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
- Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
- В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» - здесь автор намекает на то, что наступили новые - то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы - бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь - «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.
В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.
Идея
Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.
Средства художественной выразительности
- эпитеты - например, «несказанный свет», «тягостная бредь», «горький пропойца», «тоски мятежной»;
- риторические восклицания - «Привет тебе, привет!», «Ничего, родная!»;
- анафоры - «Не буди, как восемь лет назад. // Не буди того, что отмечалось»; «Ты одна мне помощь и отрада,//Ты одна мне несказанный свет»;
- повторы - «Не буди того, что отмечалось,//Не волнуй того, что не сбылось»; «Не грусти так шибко обо мне. //Не ходи так часто на дорогу…»;
- риторический вопрос - «Ты жива ещё, моя старушка?»;
- инверсии - «горький я пропойца», «низенький наш дом», «тоски мятежной», «по-весеннему наш белый сад».
«Праздник День матери» - В 1914 году День матери был объявлен официальным праздником. Мать, словно на исповеди, простит нам грех и неправду, защитит и поймет. В повседневных заботах не замечаем щемящей материнской боли. Мама - надежда, любовь и опора… Мама - словно мольба о помощи… День матери в России отмечается в последнее ноябрьское воскресенье.
«Классный час День матери» - И поменьше невезенья, Чтобы радость не убавлялась, А здоровье прибавлялось. Пробудить положительные эмоции к окружающему миру. Напиши SMS маме… (так пишут ребята). Читаем стихи. Вы так обнимали маму? Объявлен конкурс сочинения о маме среди совершеннолетних учащихся. Цель. Поздравляю,мама, я тебя с праздником твоим большим.
«Икона Божьей Матери» - Последствия кражи. православный праздник иконы Казанской Божьей Матери. Чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Надежда. Местонахождение. Возвращение иконы в Россию. История появления иконы.
«Выразительные средства» - Тренировочные упражнения. Не для тебя ль в ночной тиши вчера цветы благоухали? Нисходящая- расположение слов в порядке уменьшающегося значения. 1. Весна! Твой ум глубок, что море. Антитеза. Волков бояться – в лес не ходить. Эллипсис – пропуск элемента высказывания. Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые.
«Урок письма» - Петя. Пиктограмма. Узелковое письмо «КИПУ». Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Мы обыграли в фудбол 4 «Б». Учусь играть на гитаре. Моя сестра Оля передает тебе привет. Еще я хожу в музыкальную школу. Волчий. Твое письмо я прочитал с интересом. Приезжай ко мне на день рождение. Здравствуй Петр!
«История письма» - 4.Учимся писать письма. 5.Письма – история письменности. 6. Орудия письма. «История письменности или о чём рассказали папирус и бумага». В школе учат читать и писать. Время и орудия письма. А когда-то давно никто не умел писать. Нет у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался». Обработанные телячьи шкуры.