Физическое и речевое развитие дошкольников. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. Этапы формирования речи ребёнка дошеольника
Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития.
Чтобы лучше понимать, как именно происходит развитие речи в дошкольном возрасте, и как лучше развить речь у маленького ребёнка, необходимо иметь общее представление об основных этапах её формирования.
Этапы формирования речи ребёнка дошеольника
3-4 года
Для этого периода характерен невысокий уровень развития связной речи. Малыш отвечает на поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором признаков в описании предметов или явлений, например, может обозначить, отвечая на вопрос, цвет или форму предмета.
В этом возрасте у детей ещё нет возможности самостоятельно пересказать сюжет любимого мультфильма или рассказа, описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой рассказик, если родители будут задавать наводящие вопросы. Длина такого рассказа не будет составлять более 3-4-х предложений.
4-5 лет
Ребёнок может пересказать небольшой рассказ или сказку, пробует рассуждать и анализировать. Это период активного «почемуканья», а чтобы донести до взрослого суть беспокоящего его вопроса, малыши обычно старается сформулировать интересующий их вопрос яснее.
Именно поэтому у наиболее любознательных детей навыки связной речи развиваются быстрее и эффективнее. Этот период также интересен началом активного использования диалогов. Дошкольник не только отвечает, но и спрашивает, учится поддерживать беседу, задаёт актуальные вопросы, анализирует полученные ответы.
5-6 лет
Для этого возраста характерен резкий скачок в развитии у детей связной речи. Они становятся активными участниками речевого процесса, совершенствуют диалогическую и монологическую речь, без затруднений пересказывают содержание любимой сказки либо разговор родственников.
Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. Важно следить за тем, правильно ли ребёнок подбирает нужные словоформы, ставит ударения, употребляет новые слова.
Методика описания картинок на занятиях по развитию речи в этом возрасте уже не может быть основной. Необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания, например – самостоятельно закончить прочитанный не до конца рассказ, сочинить, используя личный опыт, собственную историю.
6-7 лет
Дошкольник становится полноправным участником речевого процесса. Он переходит от использования в речи описательных конструкций к рассуждению и анализу, следит за культурой речи, активно применяет эти навыки в процессе повседневного общения.
Развиваем речь дошкольника. Как?
Что включает в себя методика, помогающая родителям и педагогам способствовать своевременному развитию связной речи у детей:
- тренировку дыхательного аппарата дошкольника, ;
- регулярные занятия с применением рекомендованных на данном этапе упражнений, способствующих совершенствованию связной речи ( , скороговорки, );
- комплекс мер по .
Методика постановки правильного речевого дыхания
Очень важно научить ребёнка правильной артикуляции во время того, когда он говорит. Для этого нужно проследить за тем, чтобы у детей в начале разговора происходил плавный и сильный выдох ртом, при этом говорящий ребёнок должен правильно распределять расход выдыхаемого воздуха и контролировать время, за которое происходит выдох.
Методика по тренировке этих навыков предполагает определённый комплекс упражнений, а также контроль над общим уровнем развития лингвистического аппарата дошкольника. Желательно также проводить своевременные консультации по речевому развитию детей у профильных специалистов – дефектолога и логопеда.
Упражнения по развитию речи
Развиваем слуховую дифференциацию
Методика по тренировке слуховой дифференциации предполагает умение ребёнка на слух определять те или иные звуки в длинном потоке речи.
Назови слова
- Предложите ребёнку назвать слова, начинающиеся с определённой буквы – А, Б, П, Т, О, М.
- Теперь пусть дошкольник назовёт слова, заканчивающиеся на другие буквы, например: С, Т, Ж, В, К.
- Продолжайте опыты со словами: загадайте буквы, например, О, Е, У, Л, В и попросите назвать те слова, в которых эти буквы находятся посередине.
Тренируем реакцию и анализируем состав слова
Хлопушка
Назовите букву, наличие которой в слове дошкольник должен проанализировать. Затем, перечисляя слова, предложите ему обозначить наличие буквы в них, хлопнув в ладоши. Допустим, загадана буква «С». Взрослый произносит ряд слов: СЛОН, НИТКА, СВЕТ, КОРОВА, ДЫНЯ, СТУЛ. Каждый раз, услышав нужную букву, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Со временем скорость, с которой взрослый говорит слова, можно увеличить.
Придумай слово
В этом задании ребёнок должен придумать новое слово. Оно должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается предложенное взрослым слово.
Например: СОВА–А РБУЗ; КРУГ–Г ВОЗДЬ, ДОМ–М ЕДВЕДЬ и т.д.
Занимаемся словообразованием
Объясните ребёнку, как образуются слова, обозначающие качества предметов и указывающие на материал их изготовления.
Например:
Стекло – стеклянный;
Дерево – деревянный;
Предложите ребёнку поэкспериментировать самостоятельно, образовав слова-определения от таких материалов:
Пух, вода, песок, бумага, свет, дрова.
Занятия с картинками
Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий.
Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные конструкции, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.
Игры для развития речевых навыков
В эти игры можно играть всей семьёй, больше удовольствия они доставят детям, достигшим 5-6 лет.
Отправляемся путешествовать
Начиная игру, взрослый сообщает детям, что вся семья отправляется в поездку. Это может быть поездка любой тематики: на море, в деревню к бабушке, в поход по горам и т.д.
Затем ведущий предлагает детям помочь ему собрать багаж, который понадобится в поездке. Необходимо уточнить задание: на какую именно букву предметы багажа должны называться. Например, взрослый предлагает назвать необходимые для похода вещи, начинающиеся на букву «К» (котелок, карта, каремат). Когда предметы, начинающиеся на предложенную букву, будут исчерпаны, можно предложить другую букву и продолжить игру. Прекрасная игра для любознательных и наблюдательных детей!
Строим мосты
Эта методика замечательно тренирует способность ребёнка подбирать нужные слова, определять лексическое значение слов, развивает смекалку.
Для такой игры понадобятся карточки детского лото или самостоятельно изготовленные картинки, изображающие предметы, с которыми дети часто сталкиваются в повседневной жизни. Задание заключается в том, чтобы дошкольник нашёл связь между двумя предложенными картинками и объяснил, что позволило ему объединить эти понятия.
Демонстрируем малышу картинку, на которой нарисована тарелка (кастрюля, супница) и другую, где изображены овощи, фрукты. Ребёнок должен «построить» мостик между этими двумя картинками, объяснив, как они могут быть связаны: в кастрюле может готовиться суп из овощей либо вариться компот из фруктов. Выполняя это задание, дети должны проиллюстрировать свои соображения словами, стараясь полно раскрыть взаимосвязь между предметами.
Скороговорки
Эта замечательная и эффективная методика поможет научиться выговаривать трудные звуки, преодолеть образование «каши» во рту и просто весело провести время, остаётся заучивание скороговорок.
Скороговорки могут быть самыми разнообразными, но для того, чтобы ребёнок получал удовольствие от этих занятий, лучше подкреплять занятия по их заучиванию яркими и красочными картинками, иллюстрирующими ту или иную скороговорку.
В этом отношении отличным пособием можно назвать книгу «Попробуй, повтори. Русские скороговорки», проиллюстрированные детским художником А. Аземшей. Огромные и яркие иллюстрации этого издания сделают занятия детей по заучиванию скороговорок весёлыми и долгожданными.
Развитие речи и общение
Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.
У ребёнка, проводящего много времени перед телевизором или экраном компьютера, рано или поздно возникают проблемы, связанные с пополнением словарного запаса, умением чётко и ясно излагать собственные мысли, анализировать и рассуждать.
Необходимо помнить, что любая методика старается активно использовать природное детское любопытство, прекрасно стимулирующее тягу у детей к познанию. Именно поэтому познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из составляющих элементов детского развития.
В процессе общения с детьми, родители не только обогащают их познавательную сферу, но и помогают им упорядочить знания об окружающем мире, создают особые условия для продуктивного роста личности растущего человека.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Задержка речевого развития и методы ее решения:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ –ЗНАЧИМАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФГОС ДО
«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».
К.Д.Ушинский
Полноценное развитие детей
в любой из образовательных
областей невозможно
- без речи,
- без общения,
- без коммуникативной
деятельности.
Познавательное развитие
вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.
Физическое развитие
правила, команды, объяснения
Речевое развитие
Художественно-эстетическое художественные образы, стихи, литературные тексты, обсуждения
Социально-коммуникативное использование речевых средств для реализации намеченных задач
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с памятью, мышлением, воображением, эмоциями.
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
- П. 2.6 ФГОС ДО
Основные направления работы по развитию речи детей
Развитие словаря :
Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения
Формирование грамматического строя:
- Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам)
- Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)
- Словообразование
Развитие связной речи:
- Диалогическая (разговорная) речь
- Монологическая речь (рассказывание
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове
Воспитание любви и интереса к художественному слову
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Коммуникативной
- Игровой
- Познавательно-исследовательской
- Восприятии художественной литературы и фольклора
Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
6 – 7 лет: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
- Средства развития речи
- Обучение родной речи на занятиях
- Культурная языковая среда
- Общение взрослых и детей
- Художественная литература
- Занятия по другим разделам программ
- Изобразительное искусство, музыка, театр
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания
г
Придумывания детьми сказок о природе
Подготовительная группа (ТНР)
Дидактическая игра экологической направленности используется для решения всех задач развития речи
Пгодготовительная группа (ТНР)
Конкурс чтецов стихотворений о природе
Средне-старшая группа (ТНР)
Развития речи дошкольников с помощью фольклора
Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности
Знакомство с разными жанрами фольклора помогает решать коррекционные задачи
Средне-старшая группа (ТНР)
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи
Средне-старшая группа (ТНР)
Дети с удовольствием принимают участие в играх-драматизациях по содержанию литературных произведений
Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуры отдается взрослому.
Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.
- Творческая группа:
- Дедова Т.А.
Слайд 1
Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в событийной действительности.
ГБОУ г.Москвы ЦО №2045 Учитель- логопед Рыжова Надежда Олеговна
Слайд 2
Структура программы «Истоки»:
Пояснительная записка. Возрастная периодизация. Общие условия программы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы ДО.
Слайд 3
Структура возрастной периодизации:
Раннее детство: младенческий возраст; ранний возраст.
Дошкольное детство: младший дошкольный возраст; старший дошкольный возраст.
Основные направления развития: Физическое развитие; Социально- личностное развитие; Познавательно- речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие
Слайд 4
Познавательно- речевое развитие
Характеристика возрастных возможностей; Образовательная область «Познание»; Образовательная область «Коммуникация».
Слайд 5
Компетентностный подход
Эмоционально- волевой компонент
Аксиологический компонент
Когнитивный компонент
Мотивационный компонент
Практический компонент
Слайд 6
Цели образования:
научить получать знания; научить работать и зарабатывать; научить жить; научить жить вместе.
Слайд 7
Аспекты общения Содержание Цель Средства
Слайд 8
Общение Интеракция Коммуникация
Социальная перцепция
Невербальная Вербальная Письменная речь Устная речь Диалог Монолог
Слайд 9
РАННЕЕ ДЕТСТВО ЗАДАЧИ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА: Развитие речевого слуха, понимания обращённой речи, накопление пассивного словаря; Стимулирование овладения артикуляцией, предречевыми вокализациями. ЗАДАЧИ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Продолжать развивать пассивный и активный словарь; Побуждать к общению на близкие ребёнку темы из личного опыта; Подводить к внеситуативному диалогу со взрослым; Вовлекать в инсценировки, проговаривание слов в сказке.
Образовательная область «Коммуникация»:
Слайд 10
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО ЗАДАЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации; Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями, строить высказывания из 2-3, затем 3-4 предложений; Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов. ЗАДАЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Налаживание диалогического общения со сверстниками в совместных играх и на занятиях, использовать различные средства общения с учётом конкретной ситуации; Обсуждать нравственные проблемы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо, что такое плохо; Побуждать к словесному творчеству; Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.
Слайд 11
Задачи речевого развития:
Обогащение словарного запаса; Формирование грамматического строя речи; Воспитание звуковой культуры речи; Развитие связной речи, овладение формами речи- диалога и монолога.
Слайд 12
Формы обучения активизирующие общение:
Беседы педагога с детьми; Игры: -дидактические, -подвижные, -народные; 3. Инсценировки, игры- драматизации; 4. Занятия: -ИЗО, конструирование Имитационные упражнения; Обследование: -игрушек, -предметов, -картин, -иллюстраций.
Слайд 13
Работа по закрытой картинке:
Спросите о предмете, нарисованном на картинке. Это предмет живой или неживой? Этот предмет сделан руками человека? Это дом или его часть? Это мебель, (одежда, посуда, ….), игрушка? Это мишка, (кукла, мяч, …), машина? Какая это машина? 2. – Спросите о грузовике? Какой он величины? Какие у него есть части? Какого цвета, формы, размера его части?
Слайд 14
Работа по закрытой картине- иллюстрации:
Спросите о картине. Кто или что нарисовано на картине? Это сказка народная или у неё есть автор? Это «Репка», («Три медведя», «Курочка Ряба, ….), «Колобок»? – Спросите какие персонажи на картине? Это дед и баба, (лиса, волк, …), лиса и колобок? Какой фрагмент сказки нарисован? Что в центре картины? Что нарисовано слева (справа), вверху (внизу)?
Слайд 15
ГБОУ г.Москвы ЦО №2045
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ опыт работы руководителя физического воспитания Никитиной Ирины Викторовны Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад 49 Колпинского района Санкт – Петербурга.
РЕЧЬ – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Двустороннее солнышко с буквами и цифрами Задания даются разные: -придумай доброе, вежливое слово, которое начинается со звука… -назови вид спорта, спортивный инвентарь в названии которого есть звук… и т.п. Сборные картинки с изображением различных видов спорта Дети собирают, называют вид спорта и придумывают предложение, рассказ и пр. Атрибуты для ознакомления детей с ПДД Атрибуты для развития мелкой моторики рук
Развивающие игры « Спортивное лото» Задачи: 1.Совершенствуем умение детей отгадывать, придумывать загадки 2.Развиваем доказательную речь, логическое мышление 3.Уточняем представления о разнообразии спортивного инвентаря, его назначении и видах спорта 4.Развиваем интерес к спорту «Подбери спортсмену…» Задачи: 1.Формирование представлений о различных видах спорта 2.Уточняем представления и обогащаем словарный запас детей за счет слов, обозначающих спортивный инвентарь 3.Развиваем речь- доказательство 4.Воспитываем интерес к спорту
Много времени уделяется ознакомлению детей с Олимпийским движением, работа ведется совместно с воспитателями, руководителем изобразительной деятельности, музыкальными руководителями и, конечно же, с родителями. Прошла тематическая неделя « Будущие олимпийцы». Для родителей выпущен очередной номер журнала «Здоровейка», посвященный Олимпийскому движению
ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ презентация для детей, педагогов и родителей В презентации представлены: Иллюстративный материал рассказывающий о символах олимпийского движения, о зимних и летних видах спорта, о командных и одиночных видах спорта Задания подобраны таким образом, чтобы у ребенка развивались связная речь, грамматический строй речи, обогащался словарь и шла подготовка к обучению грамоте
БУДУЩИЕ ОЛИМПИЙЦЫ Задачи: -Развивать речь детей средствами физической культуры -Совершенствовать метание мешочков с песком в горизонтальную цель, ползание по – пластунски, бег «змейкой», прыжки через предметы. -Закреплять знания об Олимпийских играх, о понятии пятиборье -Воспитывать дружбу, чувство коллективизма.
Путешествие на Чудо – остров вечер досуга Цель: Закрепление знаний в области «Познание» через физическую Культуру Задачи: 1.Развивать связную, доказательную речь 2. Развивать скоростные качества, ловкость 3.Совершенствовать умения концентрировать свое внимание на заданиях в быстро меняющейся обстановке (соревнованиях) 4.Воспитывать потребность в физической культуре