«Энциклопедия мирового вооружения. «Энциклопедия мирового вооружения Вооружение и оборудование
История эксплуатации
Общие проектные данные
Двигатель
Лётно-тактические характеристики
Вооружение
Пушечное
- 1 х 30-мм пушка ГШ-30-1.
подвесное
- управляемые ракеты «воздух-воздух»: Р-27, Р-73
- неуправляемые ракеты, бомбы (до 6500 кг на 10 узлах подвески)
Су-33 (Су-27K, Т-10К) - палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный опытно-конструкторским бюро имени Сухого в СССР в конце 1980-х годов и принятый на вооружение ВМФ России в 1990-е годы. Создавался на основе тяжёлого истребителя наземного базирования Су-27. До настоящего времени составляет основу авиагруппы единственного сохранившегося в составе российского флота авианосца - ТАКР «Адмирал Кузнецов» .
История создания
Проекты палубных машин на базе перспективного истребителя Су-27 разрабатывались, начиная с 1972 года - ещё задолго до того, как базовый самолёт был доведён до уровня летающих прототипов. Ранние версии палубного Су-27К предназначались ещё для вооружения авианосца проекта 1160 «Орёл» , разработанного в начале 1970-х годов на уровне аванпроекта.
После полного перепроектирования базового самолёта в 1979 году новые проработки его палубных вариантов базировались уже на этой, переделанной версии Су-27. С учётом выполненной в ОКБ работы по этой теме, 18 апреля 1984 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О создании корабельного самолёта-истребителя Су-27К». Согласно этому документу, ОКБ имени П. О. Сухого предписывалось разработать палубный самолёт Су-27К на базе тяжёлого истребителя Су-27, с предъявлением опытного образца Су-27К на государственные испытания в 1986 году. В этот период (с 1983 по 1987 год) ведущим конструктором ОКБ по корабельной тематике был М. А. Погосян, под руководством которого и был разработан будущий Су-33; Генеральным конструктором ОКБ имени Сухого в это время был М. П. Симонов.
В интересах ускорения работ от конструкторов не стали требовать кардинальной переделки бортового оборудования - было признано достаточным, если палубный истребитель Су-27К в целом сохранит прицельный комплекс и вооружение своего прототипа наземного базирования .
По результатам работы макетной комиссии 17 февраля 1985 года проект палубного истребителя Су-27K был утверждён главнокомандующими ВМФ и ВВС СССР.
Два Су-33 пришвартованы по-походному на стартовых позициях авианосного крейсера
В конце 1986 года в Комсомольске-на-Амуре началась сборка двух опытных экземпляров палубного истребителя - Т10К-1 и Т10К-2. Уже после начала их постройки - на рубеже 1986 и 1987 года - в ОКБ Сухого было принято два важных решения относительно конструкции будущего Су-33:
- во-первых, оснастить его передним горизонтальным оперением (ПГО) для улучшения управляемости и несущих свойств планера на больших углах атаки,
Эти изменения были полностью внедрены поэтапно - первая опытная машина получила ещё нескладывающееся крыло и стабилизатор, хотя ПГО на ней уже установили. Этот первый образец (Т10К-1) был достроен в апреле 1987 года. В мае этот самолёт перевезли на аэродром лётно-исследовательского института (ЛИИ), а первый полёт был совершён 17 августа 1987 года лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым. 22 декабря 1987 года впервые был поднят в воздух и второй опытный экземпляр Су-27К, имевший обозначение Т10К-2. Этот самолёт уже получил складывающиеся крыло и горизонтальное оперение, аналогичные будущим серийным машинам. Следует отметить, что в программе лётных испытаний по корабельной тематике, помимо специально построенных Т10К-1 и Т10К-2, значительную роль сыграли также переделанные из более ранних образцов «сухопутного» Су-27 самолёты - Т10-3, Т10-25, Т10У-2 и другие, проходившие испытания ещё с 1982 года.
Первый опытный образец Су-27К (Т10К-1) в полёте, 1987 год
1 ноября 1989 года в ходе лётно-конструкторских испытаний впервые была произведена посадка опытного экземпляра Су-27К на палубу ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») пилотом В. Г. Пугачёвым. А уже 2 ноября 1989 этот самолёт совершил свой первый взлёт с палубы авианосца. Лётно-конструкторские испытания были успешно закончены 22 ноября 1989 года.
Серийный истребитель Су-33 на палубе авианосного крейсера во время боевой службы в Средиземном море, 1996 год
В 1989 году была начата сборка установочной партии истребителей Су-27К на заводе имени Ю. A. Гагарина в городе Комсомольск-на-Амуре. 17 февраля 1990 года первый самолёт из этой серии (обозначенный как Т10К-3) был поднят в воздух лётчиком-испытателем Игорем Вотинцевым. Всего в установочной партии было 7 самолётов , которые были достроены за 1990-1991 годы и после задействованы в дальнейших испытаниях как на корабле, так и на испытательном наземном комплексе «Нитка».
В связи с разделом Союза Советских Социалистических Республик, утратой судостроительных мощностей и последовавшим за этим экономическим кризисом в России было прекращено дальнейшее строительство авианосных кораблей. Для единственного оставшегося в строю ТАКР с 1991 по 1998 год серийный выпуск Су-33 был ограничен постройкой всего 26 истребителей. В строю 279-го отдельного корабельного авиаполка (ОКИАП), из состава которого комплектуется самолётная часть авиагруппы ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», к началу 2014 года числилось 14 боеготовых истребителей Су-33, и ещё 7 находились в резерве.
За всё время производства (с 1987 по 1998 годы) всего было выпущено 35 самолётов Су-27К/Су-33 , из них 9 опытных и предсерийных и 26 серийных; в различных происшествиях погибли шесть из них - два опытных и четыре серийных.
Описание конструкции
Су-33 на стартовой позиции авианосца в готовности к взлёту. Перед основными стойками видны упоры задержников
Палубный истребитель Су-27K (Су-33) создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения. Как и на самолёте-прототипе, была применена интегральная компоновка (с несущим фюзеляжем, плавно сопрягающимся с крылом). От Су-27 наземного базирования палубные версии отличает усиленное шасси, наличие посадочного гака и переднего горизонтального оперения, а также складывающиеся крыло и стабилизатор. В конструкции применяются стойкие к коррозии материалы, а состав бортового оборудования пересмотрен для возможности работы с корабельными системами радионавигации и связи.
Фюзеляж
Фюзеляж составляет единое целое с центропланом, плавно сопрягаясь с крылом самолёта. В головной части фюзеляжа находится носовой отсек с РЛС и оптико-электронной прицельной системой (ОЭПС, её оптический блок расположен перед козырьком кабины со смещением вправо), кабина, ниша передней опоры шасси, подкабинный и закабинный отсеки оборудования. Кабина выполняется одноместной, герметизированной; для открывания остекление поднимается вверх с помощью пневмоцилиндра.
В средней части фюзеляжа расположены основные топливные баки и ниши основных опор шасси, а под ней - воздухозаборники и средние части гондол двигателей с воздушными каналами. На верхней поверхности, заподлицо со средней частью фюзеляжа, размещён убираемый тормозной щиток.
Хвостовая часть фюзеляжа включает в себя центральную балку с отсеками самолётного оборудования и мотогондолы, под ней крепится тормозной гак. Центральная балка по сравнению с Су-27 наземного базирования была укорочена, чтобы исключить задевание ею палубного настила при посадке на корабль с характерными для этого большими углами атаки. Для компактности законцовку хвостовой балки на палубном Су-33 выполнили складной.
Крыло и оперение
Крыло стреловидное (42 градуса по передней кромке), имеет форму трапеции в плане, площадь крыла составляет 67,84 квадратных метров, а размах крыла - 14,7 метров. Оно оснащено развитой механизацией - выполняющими функции закрылков и элеронов флаперонами по задней кромке и двухсекционным поворотным носком вдоль передней кромки. Крыло самолёта Су-33 складывается на размахе в 7,4 метра, что позволяет разместить на авианосце большее число истребителей.
Цельноповоротное заднее горизонтальное оперение (стабилизатор) также складывается, хотя изначальным проектом его складывания не предусматривалось. Полный размах стабилизатора составляет 9 метров, а в сложенном виде, как и крыло, он уменьшается до 7,4 метра. Помимо заднего, на Су-33 предусмотрено также переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено перед крылом и служит для улучшения несущих свойств самолёта и управляемости на больших углах атаки, характерных при заходе на палубу и взлёте с трамплина.
Вертикальное оперение состоит из двух килей с рулями направления и двух подфюзеляжных гребней. Кили по сравнению с самолётом-прототипом были уменьшены по высоте (за счёт радиопрозрачных законцовок), поскольку иначе самолёт не входил в проём ангара.
Шасси
Носовая стойка шасси Су-33, хорошо видны укрёплённые на ней фары и трёхцветный индикатор угла атаки
Шасси классическое трёхстоечное, существенно усиленное по сравнению с базовым самолётом Су-27 и с увеличенным ходом амортизаторов, поскольку посадка на палубу выполняется без выравнивания и сопряжена со значительным по силе ударом при касании колёсами палубного настила. В полёте все три стойки убираются вперёд, складываясь навстречу потоку.
На передней стойке шасси, помимо фар, на палубном истребителе закреплён светотехнический индикатор угла атаки (в виде трёх огней - красного, зелёного и жёлтого). Этот индикатор показывает руководителю визуальной посадки (РВП) на корабле, с какой скоростью идёт снижающийся по глиссаде самолёт. Во время захода на палубу скорость снижения определяется именно углом атаки самолёта, и при нужном угле атаки РВП должен видеть зелёный огонь на стойке. Красный или жёлтый огонь предупреждают о слишком большом или слишком маленьком угле атаки - в таких случаях посадка опасна .
Для эксплуатации с палубы - более ровной и гладкой, чем бетонный аэродром - у Су-33 по сравнению с прототипом были уменьшены колёса шасси: по одному колесу 930х305 мм на основных стойках (против 1030х350 у обычного Су-27) и два колеса 600х155 мм на носовой стойке (против двух колёс 680х260 мм у Су-27).
Силовая установка
На истребитель Су-33 ставятся два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф серии №3, имеющие форсажные камеры. Двигатели этой серии отличаются от обычных АЛ-31Ф наличием особого (чрезвычайного) режима, позволяющего развивать на форсаже тягу в 12800 кгс; обычный режим форсажа обеспечивает тягу в 12500 кгс, при полной бесфорсажной тяге в 7670 кгс. Чрезвычайный режим применяется при взлёте или посадке самолёта на палубу (при посадке запас тяги важен для ухода на второй круг в случае незацепа за трос).
После 2000 года при модернизации на самолёты Су-33 стали устанавливать улучшенные двигатели АЛ-31Ф-М1 с максимальной тягой 13500 кгс и ресурсом 2000 часов.
Вооружение и оборудование
Су-33 с подвешенными ракетами Р-73 и Р-27 (варианты Р-27Т и Р-27Р) на аэродроме
По составу бортового оборудования и вооружения Су-27К/Су-33 изначально практически не отличался от разрабатываемого для ВВС и войск ПВО «сухопутного» перехватчика Су-27. Так же, как и прототип, палубный истребитель получил радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 с РЛС Н001 вместе с оптико-локационной станцией ОЛС-27 и нашлемной системой целеуказания «Щель-3УМ». По бортовому оборудованию основные отличия палубного от обычного Су-27 заключались в наличии автомата тяги, облегчающего заход на посадку по крутой глиссаде, и в предусмотренной возможности сопряжения прицельно-навигационного комплекса (ПрНК) с корабельной радиосистемой ближней навигации (РСБН) «Резистор».
Происхождение самолёта от перехватчика ПВО проявилось в том, что палубный истребитель мог нести управляемое оружие только класса «воздух-воздух»: ракеты Р-27Р и Р27Т средней дальности, а также высокоманёвренные Р-73 для ближнего боя. Против наземных или надводных целей самолёт нёс только неуправляемое вооружение: свободнопадающие бомбы или неуправляемые ракетные снаряды (НУРС).
Су-33 (экземпляр Т10К-9, борт.№ синий 109) с вооружением на выставке. На переднем плане макет ПКР Х-31, под фюзеляжем самолёта подвешен макет ПКР «Москит»
Для размещения подвесного вооружения на самолёте может быть задействовано до 10 узлов подвески, на которых размещаются:
- управляемые ракеты «воздух-воздух» -
- средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной, Р-27Т с тепловой ГСН, а также «энергетические» версии этих же ракет (Р-27ЭР и Р-27ЭТ) с увеличенной дальностью;
- ближнего боя Р-73;
- бомбы -
- свободнопадающие различного назначения;
- разовые бомбовые кассеты;
- неуправляемые ракеты С-8, С-13 и С-25.
Помимо подвесного, имеется также встроенное вооружение - 30-мм пушка ГШ-30-1.
Во время выставок авиатехники в 1990-е годы демонстрировался опытный Су-33 с макетом тяжёлой противокорабельной ракеты (ПКР) «Москит» под фюзеляжем. Возможно, существовали планы по оснащёнию самолёта этой ракетой, но практически бортовой комплекс серийных Су-33 до модернизации применять ПКР не позволял.
С 2009 года осуществляется модернизация Су-33 до стандарта Су-33М ; при этом, кроме прочего, практически полностью заменяется прицельно-навигационный комплекс машины. Обновлённый самолёт получает возможность применять широкий спектр управляемого вооружения класса «воздух-земля», аналогично модернизированному Су-27СМ наземного базирования. Номенклатура управляемого вооружения Су-33М включает в себя УР Х-29, Х-31 и Х-59, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр. В случае применения обычных свободнопадающих бомб новый ПрНК позволяет достигать сравнимой с управляемым оружием точности попадания. В дополнение к прежде устанавливаемым ракетам воздушного боя Р-27 и Р-73 самолёт получил возможность применять более новые ракеты Р-77 с активным радиолокационным самонаведением.
Модификации
Опытный Су-27КУБ (борт.№ синий 21) в совместном полёте с серийным истребителем Су-33 (борт.№ красный 88)
Предполагали создание обширного семейства самолётов на его базе, в том числе:
- Су-28К (Су-27КШ) - палубный двухместный штурмовик;
- Су-28КРЦ - палубный двухместный самолёт разведки и целеуказания;
- Су-29К - тяжёлый палубный перехватчик с мощной РЛС и дальнобойными ракетами Р-33.
Самолёты на основе реально созданного Су-27K (Су-33):
- Су-27КУБ (Су-33УБ) - палубный двухместный штурмовик и учебно-тренировочный самолёт, разрабатывался с 1985 года. Представлял собой развитие концепции Су-28К , единственный лётный образец был перестроен в 1996-1999 годах из опытного экземпляра Су-33 (самолёт Т10К-4, после переделки сменил обозначение на Т10КУБ-1) и проходил испытания с 1999 по 2009 год.
- Су-27КМ (Су-47) - дальнейшее развитие палубного истребителя с крылом обратной стреловидности, внутренним отсеком вооружения и новыми двигателями, фактически представлял собой уже самолёт пятого поколения. Разрабатывался с 1988 года, единственный образец-аналог С-37 «Беркут» был построен в 1996-1997 годах за счёт собственных средств ОКБ имени П. О. Сухого с использованием элементов серийных истребителей Су-27. Проходил испытания в 1997-2009 годах.
- Су-33М - модернизированная версия истребителя, до уровня которой дорабатываются строевые Су-33 с 2009 года. Модернизация предусматривает замену двигателей, продление ресурса и установку нового прицельно-навигационного комплекса, благодаря котрому существенно расширяется номенклатура вооружения (в частности, самолёт получает возможность применять управляемое оружие класса «воздух-поверхность»).
История службы
Посадка Су-33 (борт.№ красный 67) на трос. Среди серийных Су-33 (борт.№№ красные 83 и 87) на технических позициях - один самолёт опытной серии (Т10К-9, борт.№ синий 109). Фото с боевой службы ТАКР «Адмирал Кузнецов» зимой 1995/1996 года
Раздел Советского Союза привел к тому, что оборонный заказ в 1992 году был резко сокращён. Министерство обороны - уже России, а не СССР - оказалось не в состоянии оплатить ранее заказанные самолёты, и производство Су-27К (Су-33) было, по сути, свернуто. В течение 1992-94 годов для достройки на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре использовали производственный задел советских времён - 20 машин (4 серии по 5 единиц), находящихся в разной степени готовности. Первая партия из четырёх Су-33 была официально передана заказчику в лице авиации ВМФ лишь в марте 1993 года. Для перегона самолётов к месту базирования в Комсомольск-на-Амуре прибыла группа лётчиков лётно-испытательного центра - А. Н. Раевский, Н. Ф. Диордица, А. Б. Иванов и B. C. Петруша. После облёта и приемки машин, 1 апреля группа ушла на перегон в Североморск. Перелёт осуществлялся в течение четырёх суток, с пятью промежуточными посадками (на аэродромах Домна, Иркутск, Каменск-Уральский и Лахта). На место базирования 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) , аэродром Североморск-3, четвёрка серийных Су-33 прибыла 5 апреля 1993 года. К апрелю следующего, 1994-го, года в состав полка было передано с завода в общей сложности 20 серийных самолётов. К 1998 году была построена ещё одна серия в 5 машин и доделана первая машина следующей серии, на чём серийный выпуск Су-33 и завершился.
Модернизированный Су-33 (борт.№ красный 85) совершил промежуточную посадку на авиабазе «Сокол» (г. Пермь) во время перегона с КнААПО. Март 2014 года
С 1994 года истребители Су-33 из состава 279-го ОКИАП составляют основу авиагруппы ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» во всех его походах и боевых службах . В полку самолёты сведены в две эскадрильи (АЭ); машины 1-й АЭ несут на килях эмблему в виде орла, 2-й АЭ - в виде головы тигра.
Указом Президента РФ от 31 августа 1998 года самолёт был формально принят на вооружение под обозначением Су-33.
С 2000 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) осуществляется программа ремонта и модернизации имеющегося парка истребителей Су-33 (самолёты отгоняют на завод небольшими партиями по 2-4 машины, потом отремонтированные перелетают обратно к месту базирования). Модернизация осуществляется в двух вариантах:
- малая модернизация включает в себя замену двигателей на АЛ-31Ф-М1, продление ресурса планера, установку системы спутниковой навигации и новой станции предупреждения об облучении Л-150. Общая стоимость модернизации одного самолёта около 20 млн. руб. в ценах 2009 года.
- модернизация до уровня Су-33М также предусматривает замену двигателей и продление ресурса, а помимо этого устанавливается новый прицельно-навигационный комплекс и оборудование кабины. Общая стоимость такой модернизации на один самолёт составляет свыше 200 млн. руб. в ценах 2009 года.
С 2015 года ремонт и модернизация Су-33 осуществляется также на 20-м авиаремонтном заводе (г. Пушкин, Ленинградская область).
15 октября 2016 года ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море, при этом на борту крейсера находится, по меньшей мере, 9 истребителей Су-33 (бортовые номера 62, 66, 67, 71, 76, 78, 84, 85, 88 красного цвета). 15 ноября 2016 года опубликовано заявление министерства обороны России о первом боевом применении Су-33 по объектам боевиков «Исламского государства» в Сирии; сообщается, что назначенные цели были успешно поражены свободнопадающими бомбами ФАБ-500.
Бортовые номера и судьба всех построенных экземпляров Су-33
Заводское обозначение | Бортовой номер | Дата достройки | Примечание | Судьба самолёта |
---|---|---|---|---|
Т10К-0, сер.№01-01 | н/д | н/д | Нелётный образец для статических испытаний | В 1997 г. переделан в стат. образец Су-27КУБ (Т10КУБ-0) |
Т10К-1 | 37, синий | 17.08.1987 | Первый лётный образец | Потерян в аварии 27.09.1988 (пилот Н.Ф.Садовников спасся) |
Т10К-2 | 39, синий | 22.12.1987 | Выполнил первую в ВМФ СССР посадку на трос корабля 1.11.1989 | После 1994 не летает |
Т10К-3, сер.№02-01 | 49, синий | 17.02.1990 | -- | После 1994 не летает |
Т10К-4, сер.№02-02 | 59, синий | 1990 | В 1996-1999 перестроен в Су-27КУБ | н/д |
Т10К-5, сер.№02-03 | 69, синий | 1990 | -- | разукомплектован |
Т10К-6, сер.№03-01 | 79, синий | 01.1991 | В 1999 доработан по программе модернизации | разукомплектован |
Т10К-7, сер.№03-02 | 89, синий | 02.1991 | Присвоен Украиной в 1992, продан Китаю в 2003 | н/д |
Т10К-8, сер.№03-03 | 99, синий | 04.1991 | -- | Потерян в аварии 11.07.1991 (пилот Т.А.Апакидзе спасся) |
Т10К-9, сер.№03-04 | 109, синий | 06.1991 | -- | Был на борту ТАКР в походе 1995/1996, после 1996 не летает |
Т10К-10, сер.№03-05 | н/д | 23.07.1991 | Нелётный образец для ресурсных испытаний | н/д |
н/д | 60, красный | н/д | В строю 279 ОКИАП | |
н/д | 61, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 62, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 64, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
зав.№06105 | 65, красный | н/д | -- | Потерян в катастрофе 17.06.1996 (пилот В.Кузьменко погиб) |
н/д | 66, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 67, красный | н/д | В строю 279 ОКИАП | |
н/д | 68, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
зав.№04103 | 70, красный | н/д | -- | Потерян в катастрофе 17.07.2001 (пилот Т.А.Апакидзе погиб) |
н/д | 71, красный | н/д | -- | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 72, красный | н/д | -- | н/д |
н/д | 73, красный | н/д | -- | Потерян в аварии 11.05.2000 (пилот П.П.Кретов спасся) |
н/д | 76, красный | н/д | -- | В строю 279 ОКИАП |
зав.№05101 | 77, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 78, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 79, красный | н/д | -- | В строю 279 ОКИАП |
зав.№07302 | 80, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 81, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
зав.№07304 | 82, красный | н/д | -- | Потерян в аварии 05.09.2005 (пилот Ю.Корнеев спасся) |
н/д | 83, красный | н/д | -- | н/д |
н/д | 84, красный | н/д | Модернизирован в конце 2013 года | В строю 279 ОКИАП |
зав.№08302 | 85, красный | н/д | В строю 279 ОКИАП | |
н/д | 86, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
н/д | 87, красный | н/д | Модернизирован после 2000 года | В строю 279 ОКИАП |
зав.№09301 | 88, красный | 1997 | Модернизирован в начале 2014 года | В строю 279 ОКИАП |
См. также
Литература и источники информации
Литература
- Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова . - «Арсенал-коллекция». - М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. - 240 с. - ISBN 978-5-699-20954-5
- Мороз С., Приходченко И., Колобанов В. Истребитель Су-27 . - «Экспринт: Авиационный фонд». - М.: Экспринт, 2004. - 48 с. - ISBN 5-94038-061-1
Ссылки
- Характеристики самолёта на официальном сайте компании «Сухой»
- История создания палубного истребителя Су-33 на сайте paralay.com
- Подборка материалов о проектах отечественных авианосцев и палубных самолётов на сайте paralay.com
- Анализ реальных возможностей современных авианосцев по выпуску авиации в воздух
- Фотогалерея похода ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Северную Атлантику в 2004 году
- Анализ состава авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов» во время похода 2016 года
Примечания
- C 1989 года главным конструктором назначен К. Х. Марбашев.
Совместно с началом строительства авианосцев в Советском Союзе в 80-х годах приступили к разработке самолёта палубной авиации в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова. На первых образцах установили и опробовали работу ПГО на взлёте и посадке, проверили в действии тормозной гак.
Сохранив все преимущества базового самолёта , экспериментальный прототип под индексом Т-10К-1 собрали в 1986 году и в августе 1987 года лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв совершил ознакомительный полёт.
Взлёт Су 33
Через шесть месяцев собрали второй экземпляр, оснастив его складывающейся конструкцией крыла и таким же горизонтальным оперением. Этот экземпляр морозным декабрьским днём 22-го числа 1987 года совершил пробный вылет и уже под обозначением, как палубный истребитель приступил к дальнейшим полётам.
Спустя семь дней после входа в строй авианесущего крейсера «Тбилиси»(сейчас это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), пилот В. Пугачёв выполнил облёт радиолокационных средств и пролёт над кораблём на высоте 30 метров. До 31 октября 1989 года имитировал посадку, касаясь палубы и первого ноября, впервые за историю отечественной авиации, была произведена посадка машины обычной схемы на палубу ТАКР «Тбилиси».
Производство серийных самолётов началось в 1989 году и первая машина серии опробована в небе лётчиком-испытателем И. Вотинцевым 17 февраля 1990 года. Последовавший спад экономики и разрушение союзного государства привели к сокращению производства самолётов палубной авиации и выпуск ограничился 26 машинами.
Конструкция палубного самолёта Су 33
За основу для взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.
Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.
Су 33 в бою
Начиная с 2002 года все направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.
Характеристики Су 33
- Экипаж – 1 чел
- Длина самолёта – 21,19 м
- Высота самолёта – 5,85 м
- Размах крыла – 14,7 м
- Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
- Тяга на форсаже – 2 х 13500 кгс
- Максимальный взлётный вес – 33 т
- Наивысшая скорость на высоте – 2300 км/ч
- Максимальная скорость у земли – 1400 км/ч
- Дальность – 3 тыс. км
- Практический потолок – 17 тыс.м
- Вооружение – 30-мм пушка ГШ-301
- УРВВ – 6 Х Р-73, 8 Х Р-27Р, 2 Х Р-27Т, Х-41 «Москит»
- Неуправляемые ракеты и бомбы – в зависимости от загрузки
В небольшом видеоролике, размещённом в СМИ, видно как самолёт снижается над палубой ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и не касаясь её вновь взмывает в небо. Неискушённому зрителю кажется, что самолёт неудачно заходит на посадку и едва не упав, вновь с трудом набирает высоту. На деле, лётчики таким образом отрабатывают маневр ухода на второй круг с высоты выравнивания – это обязательное тренировочное упражнение из курса боевой подготовки.
Два Су 33 в возвуздухе
Широкая известность палубного истребителя подтверждается таким курьёзным фактом, что прозвище получил от комментатора Андрея Блохина популярный российский хоккеист Сушинский по совпадению игрового номера и первых букв его фамилии.
В 1988 году 28 сентября из-за выхода из строя гидравлической системы, опытный образец с бортовым номером 37 на околозвуковой скорости и высоте 2 тыс. метров стал неуправляемым. Лётчик-испытатель Н. Садовников катапультировался и остался жив.
При выполнения полётного задания полковником Тимуром Акапидзе 11 июля 1997 года произошло самопроизвольное отключение электродистанционной системы управления, лётчик не растерялся и успешно катапультировался.
Сложные погодные условия 17 июня 1996 года не дали продолжить тренировочный полёт лётчику В. Кузьменко, он не успел катапультироваться и погиб.
С бортовым номером 73 потерян 11 мая 2000 года из-за неисправности в системе управления. Пилотировавший машину полковник В. Кретов немедленно катапультировался и в 50 км от базы удачно приземлился.
На авиашоу в честь дня морской авиации 17 июля 2001 года, лётчик-испытатель Т. Акапидзе выполнил сложный показательный пилотаж, после которого внезапно упал и загорелся.
Пилота срочно эвакуировали, но по дороге от сильных ранений он скончался
При выполнении посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 5 сентября 2005 года произошёл обрыв аэрофинишёра, с номером 82 проскочил посадочную палубу и нырнул в воду. Пилотировавший машину подполковник Ю. Корнеев, не растерявшись, успел катапультироваться.
Видео: Су 33 взлёт и посадка с авианосца
Видео: Су 33 выпустили ракеты по воздушным мишеням
Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D ) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.
Глубокой модификацией истребителя Су-27 стал корабельный самолет Су-27К , опытно-конструкторские работы по которому велись на МЗ им. П.О.Сухого параллельно с проектированием "сухопутного" многоцелевого истребителя Су-27М с начала 80-х гг. В это время в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143-5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане.
Наряду с корабельной модификацией истребителя МиГ-29, Су-27К должен был стать первым отечественным боевым самолетом, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом. До этого в составе ВМФ страны не было ни летательных аппаратов подобного типа, ни кораблей, способных их принимать. А на вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира тогда уже находилось более двух десятков авианосцев. США располагали 16 кораблями (в т.ч. шестью атомными), каждый из которых имел на борту по 70-80 летательных аппаратов - штурмовиков А-6Е и А-7Е, истребителей-штурмовиков F/A-18, истребителей F-14, противолодочных самолетов S-3 и самолетов радиолокационного дозора и наведения Е-2С, взлетавших с палубы при помощи паровых катапульт, а также вертолетов различного назначения.
Конструкция
Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус.двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.
Крыло и оперение
Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла - 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках - 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора - С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².
Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.
Воздухозаборники и двигатели
Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме - опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.
Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.
Особенности Су-33
При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:
- улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
- увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
- усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
- установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
- применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
- обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
- увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
- складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
- применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
- возможность эффективной работы по надводным целям
В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.
Технические характеристики
Видео
Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под чутким руководством главного конструктора М.П. Симонова.
История создания корабельного истребителя Су-33
Новый истребитель был сконструирован на базе старой модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с генералом Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.
После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.
Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.
В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Кузнецов», который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован. Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель В. Пугачев. Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года.
Описание палубного истребителя Су-33
Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27. Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки. Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.
Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе. Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.
В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27. Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.
Силовая установка Су-33
Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.
В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.
Особенности эксплуатации истребителя Су-33
Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки.
Особенности палубного истребителя Су-33
Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.
Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.
Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.
Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.
Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.
Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух – воздух» и до шести ракет модели Р-73.
Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.
Модернизация Су-33
По статистическим данным на октябрь 2010 года конструкторское бюро имени Сухого приступило к летным тестам новой модернизированной модели истребителя Су-33. К сожалению, еще нет данных о том, какие именно новшества имеет эта модель машины. Регулярно производится ремонт и модернизация палубных истребителей. За последние два года модернизацию прошли четыре машины Су-33, после чего они были отправлены в Североморск. Ремонт и усовершенствование самолетов проводится в Комсомольске, с 2002 года здесь было модернизировано 19 палубных истребителей этой модели. На сегодняшний день в армии Российской Федерации находятся на боевой службе 22 палубных истребителя данного образца.
Истребитель Су-33 был принят на вооружение летом 1998 года. Всего для ВМФ РФ было изготовлено 26 машин такого типа, но за годы эксплуатации было потеряно 4 самолета. В скором времени данные истребители будут заменены на более прогрессивные и надежные машины марки МиГ-29. В планах военного командования РФ в 2015 году Су-33 будет снят с эксплуатации.
В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Авианосный флот решили построить на основе уже имеющегося корабля проекта 1143. В апреле 1978 года была уже готова проектная документация по созданию авианосца. Предполагалось, что на авианосец будут садиться самолеты Як-41, Су-27К, Су-25К и вертолёт Ка-27.
В апреле 1984 года ММЗ кулон начал разработку, постройку и испытание корабельного истребителя Су-27К. Он обеспечивал поддержку флота в любых погодных условиях. Он мог подниматься на 27 км, что давало возможность бороться с вертолетами противолодочной обороны, транспортниками, самолетами радио разведки; применялся самолёт для сопровождения самолетов берегового базирования. Летом 1987 первый опытный образец был готов к полетам.
После первых полетов выяснилось, что летные характеристики ухудшились, но некоторые модификация крыла и ПГО позволили добиться уменьшения скорости захода на посадку. В 1989 году был произведен первый этап испытания. Самолет обкатывали на обычной взлетно-посадочной полосе. В ноябре 1989 года впервые самолет совершил посадку на палубу.
Кдекабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.
Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.
Самолет Су-33 внутри
Установлено два двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф. Также самолет может дозаправляться в воздухе. Если установить систему УПАЗ-1, то он сам способен заправлять в воздухе другие самолеты. Навигационная система ПНК-10 обеспечивает вычисление координат в пространстве, позволяет автоматически корректировать координаты на основе данных спутников. Бортовая РЛС позволяет предупредить о сканировании самолетом противника. В самолете используется система предупреждения об облучении СПО-15ЛМ. На крыльях используются станции активных помех.
Су-33 стал первым отечественным серийным самолетом, способным сесть на палубу авианосца. Самолет является самым мощным и дальнобойным истребителем корабельного базирования в мире.
Самолет типа СУ-33УБ является учебно-боевой машиной, которая оснащена реактивными двигателями. Самолет создан специально для палубного базирования на авианосцах. Данная машина относится к четвертому поколению истребителей.
Особенности самолета СУ-33УБ
Самой главной особенностью данного аппарата можно считать расположение пилотов. Ни одна учебная машина не имеет расположения пилотов по принципу «плечо к плечу». Но именно из-за этого размещения пилотов управление осуществляется более эффективно и синхронно, а это очень важно при посадке на палубу корабля. Новшеством можно назвать и то, что пилоты добираются до кабины через нишу переднего шасси по специальному трапу.
Если сравнивать конструкцию данного самолета с моделью Су-33, то тут тоже имеется много отличий. Во-первых, кили машины СУ-33УБ были увеличены, как и площадь крыльев, оперения машины. Крылья складывались таким образом, что они имели такую же ширину, как и оперение аппарата. Это привело к тому, что данная машина стала требовать больше места в ангаре корабля.
Особенностью является и сечение передней части корпуса, поскольку она изготовлена полностью круглой, это можно объяснить формой станции радиолокации типа «Жук». Также было изменено расположение системы «Визор», которую закрепили по осям симметрии.
История создания и испытаний истребителя Су-33УБ
Аппарат типа Су-33УБ является глубокой модификацией самолета Су-33, который использовали для авианосцев. Началом создания новой машиной можно считать 1989 год. Именно тогда конструкторское бюро Сухого приступило к проекту учебной машины, которую планировалось использовать для обучения строевых пилотов-корабельщиков. При проектировании практически сразу было решено изготовить тандемную машину. Это решение было принято за счет того, что машина с таким расположением пилотов может выполнять задания более эффективно и быстро.
Новый образец был построен на авиазаводе в Комсомольске, но окончательная компоновка систем была закончена в Москве.
Впервые самолет Су-33УБ совершил отрыв от взлетной полосы весной 1999 года на Жуковском аэродроме. Характеристики данного аппарата значительно превосходят зарубежные аналоги, например, такие самолеты, как F-14D и «Боинг» F/A-18E/F.
Основой успеха самолета Су-33УБ можно считать новый бортовой комплекс, который позволяет производить разнообразные военные операции. Кроме того, вся аппаратура создана специально для работы в морских условиях. Что касается данной модели истребителя, то она имеет отличные характеристики при посадке и взлете с наземных аэродромов с достаточно короткими взлетными полосами.
Особенности конструкции самолета Су-33УБ
Схема корпуса продумана как интегральный триплан, который отличается великолепными аэродинамическими качествами. Если сравнить аэродинамику данной машины с аэродинамикой самолета Су-33, то новая машина имеет показатели выше на 10%. За счет повышения аэродинамических качеств удалось уменьшить расход топлива на 20%.
При конструировании данной машины было использовано большое количество композиционных материалов, но основные детали все же были изготовлены из сплавов алюминия. Так, из алюминиевых сплавов изготовлены крылья самолета, что значительно повышает их живучесть в боевых условиях. Кроме того, данная конструкция достаточно легкая, но надежная. Применение легких сплавов и композиционных материалов позволило снизить общую массу машины до массы одноместных истребителей. На самолете использовано большое количество бронированных преград, которые повышают живучесть аппарата.
Силовая установка самолета представлена двумя двигателями модели ТРДДФ, но при дальнейшей модификации они могут быть заменены на более новые и эффективные установки. Под крылом самолета расположена система ПТБ. Данная модель истребителя имеет возможность дозаправки в воздухе.
Креном и тангажом самолета управляет новая автоматическая система типа ЭДСУ. Она способна проводить контроль всех аэродинамических поверхностей, флаперонов, закрылков, оперения хвоста, а также управлять работой двигателей. За счет этого оборудования сокращается время на балансировку и значительно увеличивается сила подъема машины.
Первым истребителем отечественного производства, который был оснащен системой генерирования кислорода в кабине пилотов, стал именно самолет Су-33УБ. Данная система обеспечивает кабину пилотов и азотом, это значительно снизило зависимость самолета от наземного обслуживания.
Что касается БРЭО, которым оснащен самолет, то оно отвечает требованиям 5-го и 6-го поколения. Данная система имеет размеры и массу значительно меньше, чем предыдущие ее версии, и при этом способна выполнять больше функций при меньшей затрате времени. На самолете имеется многоканальный комплекс, который проводит мониторинг всех систем и предоставляет пилотам полную информацию об обстановке в воздухе.
Для обнаружения противника самолет Су-33УБ оборудован тепловизорами и лазерными дальномерами, которые могут заметить цель и указать расстояние до нее.
Еще одной положительной особенностью конструкции можно назвать применение в кабине пилотов системы «темной кабины». В машине типа Су-33УБ было сокращено количество управляющих органов, что позволило упростить управление машиной для обучения. Кабина пилотов оснащена цветными дисплеями, на которые выводится полная информация о работе систем и о состоянии вокруг самолета. Проектировалась также система прицельного индикатора на лобовом стекле самолета. Что касается облуживания аппарата, то оно значительно упростилось в сравнении с предыдущими версиями истребителей.
Учебный истребитель класса Су-33УБ был изготовлен только в одном экземпляре. Сначала планировалось поставить данный проект на серийное изготовление. Даже был заказ от китайских ВВС на 40 машин, но вскоре они отменили свой заказ, что привело к закрытию проекта.
Су-33 (Су-27К) — российский палубный истребитель четвёртого поколения. Был принят на вооружение в России в 1991 г. Один из основных самолётов Авиации Военно-морского флота Российской Федерации.
Технические характеристики
Экипаж: 1 пилот
Длина: 21,185 м
Размах крыла: 14,698 м
со сложенным крылом: 7,40 м
с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м
Высота: 5,72 м
Площадь крыла: 67,84 м²
Профиль крыла: П44М
Коэффициент удлинения крыла: 3,48
Коэффициент сужения крыла: 3,76
Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°
База шасси: 5,87 м
Колея шасси: 4,44 м
Масса пустого: 19 600 кг
Масса снаряжённого: 20 440 кг (с 2×Р-27Э и 2×Р-73)
Нормальная взлётная масса: 29 940 кг (с полной заправкой)
с частичной заправкой: 26 000 кг
Максимальная взлётная масса: 33 000 кг
Предельная посадочная масса: 26 000 кг
Нормальная посадочная масса: 22 400 кг
Масса топлива во внутренних баках: 9 500 кг
основной вариант заправки: 5 350 кг
Объём топливных баков: 12 100 л
Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф сер. 3
Бесфорсажная тяга: 2 × 7 670 кгс (75 кН)
Форсажная тяга: 2 × 12 500 кгс (122,6 кН)
Чрезвычайный режим: 2 × 12 800 кгс (125,5 кН)
Степень двухконтурности: 0,57
Лётные характеристики
Максимальная скорость:
у земли: 1 200 км/ч
на высоте 11 000 м: 2 300 км/ч (2,17 М)
Посадочная скорость: 235 — 250 км/ч
Практическая дальность:
у земли: 1 000 км
на высоте: 3 000 км
Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч.
Практический потолок: 17 000 м
Нагрузка на крыло: 486,4 кг/м² (при макс. взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,84 / 0,76 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
Длина разбега: 105 м (с трамплином)
Длина пробега: 90 м (с аэрофинишером)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8 g
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)
Точки подвески: 12
вариант воздух-воздух: 3 200 кг (8×Р-27Э и 8×Р-73)
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-воздух»:
6-8 × Р-27Р/ЭР
2 × Р-27Т/ЭТ
ракеты «воздух-поверхность»: нет
Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9)
Неуправляемые ракеты:
80 (4 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М1 или
20 (4 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
4 × 266 мм С-25
Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты
8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или
28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т.д.) или
Авионика
РЛС: РЛПК-27К
Диаметр: 1075 мм
Зона обзора:
по высоте: ±50°
по азимуту: ±60°
Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР=3 м²:
навстречу: 100 км
вдогон: 40 км
Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
ОЭС: ОЭПС-27К
Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
Зона обзора:
по высоте: -15°/+60°
по азимуту: ±60°
Поле обзора: 120×75°
Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°
Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:
навстречу: 40 км
вдогон: 100 км
Диапазон измеряемых дальностей: 6 км
Нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ-1»
Разработан в ОКБ Сухого. Главный конструктор Су-33 - Михаил Петрович Симонов. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил посадку «по-самолётному» на палубу ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и взлёт с палубы корабля с использованием трамплина. Во время производства предсерийных образцов, в конструкцию были внесены изменения, в том числе и дополнительное горизонтальное оперение, превратившее самолёт в интегральный триплан. Формально можно развести самолёт на две модели: Су-27К - машина основанная на Су-27, отличающаяся усиленным фюзеляжем и шасси, наличием гака, складывающимися крыльями и стабилизаторами; и Су-33 - машина с дополнительным передним горизонтальным оперением, измененным РЭО, усиленным фюзеляжем и шасси, гаком, и складывающимися крыльями и стабилизаторами. Основное боевое применение - палубный истребитель большого радиуса действия. В 1992 на заводе в Комсомольске-на-Амуре начато серийное производство Су-33. Официально принят на вооружение 31 августа 1998 года.
Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).
На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ) и до 6 управляемых ракет ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73. Типовой вариант вооружения самолета состоит из 8 ракет Р-27Э и 4 ракет Р-73. Проработана возможность использования на самолете тяжелой управляемой противокорабельной ракеты «Москит» (ASM-MSS), размещаемой на катапультном устройстве под фюзеляжем между гондолами двигателей. Максимальная масса боевой нагрузки самолета составляет 6500 кг.