"космос" конспект занятия. Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Космос Конспекты о космосе в детском саду
Конспект игрового занятия для детей 1-й младшей группы детского сада (3-й год жизни), тема: «Космос»
Цели:
Деть детям элементарные представления о космосе.
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.
Учить детей выполнять простейшие опыты с песком и водой.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Оборудование:
Глобус.
Разноцветные пуговицы, силуэтное изображение летающей тарелки с наклеенными кругами, соответствующих пуговицам цветов и размеров.
Картинка пришельцев и их планет в виде геометрических фигур.
Картинка-схема с изображением ракеты из геометрических фигур, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Картинка с изображением космонавтов трех размеров, вырезанные из белого картона скафандры трех размеров.
Склеенный из плотной бумаги конус. Наклейки в виде кругов, салфетка красного цвета.
Приклеенные с черному картону ракета, космонавт на шнурке, большая и маленькая планеты.
Клей, песок, лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом.
Емкость с песком. Пипетка. Стакан с водой.
Разноцветные прищепки, силуэтные изображения динозавров из плотного картона.
Лист-фон с изображением трех планет разной величины, клей, цветные силуэтные картинки динозавров трех величин.
Лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом, поролоновый тампон, синяя краска.
Плоскостные изображения китов трех размеров.
Картинка с изображением планеты Земля и теней от камней разной формы, камни. Силуэтное изображение ракеты.
Лист черного картона, пластилин желтого и оранжевого цветов, краска, штампы с пузырчатой пленкой.
Оборудование для динамической паузы: скамейка, коррегирующая дорожка, тоннель.
Веники и совки маленького размера.
Аудиозаписи: «Песня юных космонавтов».
Ход занятия:
Мы с вами живем на планете «Земля». Вот так она выглядит. (Показ глобуса).
Днем, когда светло, мы видим на небе Солнце. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек. Люди смотрели на небо и мечтали полететь туда, в космос. Научились строить ракеты и полетели в космос. Теперь мечтают долететь до иных планет, где живут инопланетяне. Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете. А поиграть в космические приключения можем. Сейчас и начнем.
А вот к нам на летающей тарелке прилетели инопланетяне с иных планет. Как мы с ними поздороваемся? Что скажем? Здравствуйте, привет!
Игра с пуговицами «Летающая тарелка»
На круги выложите пуговицы подходящего размера и цвета.
Дидактическая игра «Верни пришельцев на их родные планеты»
На какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? Он похож на круг. Значит он прилетел с круглой планеты. А этот пришелец на какую геометрическую фигуру похож? На овал. Значит он с овальной планеты. Верните всех пришельцев на их родные планеты.
Пора и нам слетать в космос. Нужно строить ракету.
Дидактическое упражнение «Сложи ракету»
Возьмите прямоугольник и и найдите его место на изображении ракеты. Теперь выложите квадрат и треугольник. Этих фигур у нас по одной. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько овалов? Три. Найдите им место.
Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру»
Перед вами космонавты. Покажите самого высокого, самого низкого. А теперь подберите им скафандры по размеру.
Конструирование из бумаги «Ракета»
На конус из плотной бумаги дети наклеивают круги-иллюминаторы, сминают салфетку красного цвета и вставляют в полую часть конуса - «огонь».
Перед полетом космонавты должны потренироваться.
Динамическая пауза «Тренировка космонавтов»
Дети ползут по скамейке, пролезают в тоннель, проходят по коррегирующей дорожке. Под музыку «песня юных космонавтов».
А теперь, когда у нас все готово, отправляемся в полет!
Дидактическое упражнение «В открытом космосе»
Расположите космонавта в ракете. Пора выходить из ракеты в открытый космос. Вот космонавт высадился на большой планете. Теперь вернулся на ракету. Снова вышел и облетел вокруг ракеты. Затем высадился на маленькой планете.
Планета песка
Ручной труд «Планета песка»
Намажьте клеем круг внутри трафарета и посыпьте его песком.
Опыт с песком «Сухой или мокрый»
Перед вами песок. Потрогайте его. Песок мокрый или сухой? Сухой. А как сделать песок мокрым? Налить воды. С помощью пипеток налейте воду в песок. Какой стал песок от воды? Мокрый.
Планета динозавров
Игра с прищепками «Динозавры»
Приделайте шипы на спины динозаврам, чтобы они могли защититься от врагов.
Аппликация «Динозаврики»
Наклейте большого динозавра на большую планету, а маленького динозавра - на маленькую планету.
Планета воды
Рисование поролоновыми тампонами «Планета воды»
На лист бумаги накладывается трафарет, закрепляется скрепками.
Поролоновым тампоном с синей краской оставляются отпечатки, заполняющие все пространство внутри трафарета.
Как вы думаете, кто может жить на планете вода? Рыбы, киты.
Динамическая пауза «Путешествие на китах»
На полу выкладывается плоскостное изображение кита, детям предлагается расположиться на нем, для плавания по планете воды.
Кит не очень большой, нам на нем тесно. А вот и другой кит подплыл к нам. Он больше нашего или меньше? Этот кит больше нашего. Давайте пересядем на этого кита. Который побольше. Теперь нам не тесно. Нам просторно.
Планета камней
Дидактическая игра «Найди тень от камня»
На черные тени выложите камни подходящей формы.
Дидактическое упражнение «Проведи ракету через метеоритный дождь»
Возьмите в руки ракету и поставьте на планету Земля. Теперь ракета отправляется в путь. Помогите ракете пролететь через метеоритный дождь и не врезаться в камни.
Упражнение «Собери камни»
На этой планете много камней разбросано. Нужно их собрать, но руками трогать камни нельзя. Мы будем собирать камни с помощью веников и совков. Вот так.
Лепка «Звезда и комета»
На листе черной бумаги дети делают изображение звезды и кометы.
Звезда: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть пластилин в стороны - сделать «лучи».
Комета: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть «хвост» кометы.
Рисование штампами с пузырчатой пленкой «Планеты»
Обмакните штамп в краску и приложите к темному листу бумаги - получится планета.
Пора возвращаться домой на нашу планету Земля.
Ну что, полетели изучать космос?
Я собрала здесь множество развивающе-творческих заданий из разных ресурсов, в которых малыш смог бы проявить свои художественные качества, немного поизучать небесные объекты и потренировать руку к письму. Все картинки готовы для распечатывания — скачивайте и играйте!
==1==
Карточки для детей «Космос»
Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.
==2==
Лото «Солнечная система»
Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.
Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»
Как играть в лото?
- Расскажите малышу, что изображено на карточках.
- Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
- Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
- Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
- Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.
==3==
Раскраски «Космос»: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.
*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»
==4==
Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!».
Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.
*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»
==5==
Найди одинаковые ракеты и соедини их.
Эта игра на внимание. Ребёнку нужно находить одинаковые ракеты среди множества похожих. Это сложное задание, поэтому не переживайте, если малыш не сразу справиться с ним. Спрячьте лист в файл-уголок, как и предыдущее задание, и на следующий день пригласите малыша поиграть в эту игру ещё раз.
*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»
==6==
Дорисуй половинку.
Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.
*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»
==7==
Дорисуй ракетам крылья и хвосты.
Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам
*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»
Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.
Задачи:
- Закрепить знания о планетах солнечной системы.
- Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Закреплять умение отвечать на вопросы.
- Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
- Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
- Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.
Оборудование:
- Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
- Глобус.
- Мнемотаблицы.
Предварительная работа :
- Беседы на тему «Космос»
- Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
- Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
- Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Звучит космическая музыка.
Воспитатель:
Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.
Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.
Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.
Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).
А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).
А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)
Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)
Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)
А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).
А как вы думаете, какими должны быть космонавты?
Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»
Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.
Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?
Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…
Дети: Знать.
Воспитатель: Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит …
Дети: Труд.
Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на..
Дети: Планеты.
Воспитатель: Самый дружный будет наш
Наш веселый…
Дети: Экипаж.
Воспитатель: Если в космос мы хотим
Значит скоро …
Дети: Полетим.
Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).
Через люк мы заходим на борт корабля.
Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».
Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»
Физкультминутка (под музыку)
Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).
Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).
Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).
Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).
Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).
А пока мы летим, я загадаю вам загадки
Загадки о космосе
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…(Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом. (Луна)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!
Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»
Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).
И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?
В: Мы с планеты Земля.
И: Значит, вы земляки?
Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.
И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.
А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.
А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!
И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.
В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.
Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.
Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?
Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.
В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.
Нет воды - безводная.
Нет людей - безжизненная.
Нет радости - безрадостная.
И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.
В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).
Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»
Наш корабль летит к земле.
Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.
Рассказ о Солнце с помощью символов.
Звезда или планета?(звезда)
По размерубольшое или маленькое? (большое)
По форме круглое или квадратное? (круглое)
По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)
По температуре горячее или холодное? (горячее)
По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)
Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.
Массаж для снятия напряжения глаз
Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)
Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)
Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).
Планета Земля - наш общий дом.
Расскажем вам сейчас о нем!
И вновь нам пригодится
«Помощница - таблица»!
Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)
«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!
Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»
Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.
Земля нам подарила
Хорошего немало,
И ждет она в тревоге,
Чтоб мы ее спасли.
Она для всех на свете -
Единственная мама,
А мы родные дети
У матери Земли.
Пускай над вашим краем,
Пускай над нашим краем
Цветут, не увядая,
Весенние сады.
Обнимем нашу Землю,
Как маму обнимаем,
И защитим, как маму,
От горя и беды!
Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительного возраста.
Воспитатели
Морохина Татьяна Васильевна и Панюкова Людмила Ивановна
Выльгорт 2014 г.
НОД по теме «Космос» (итоговое занятие)
Тема: «Космос»
Цель: закрепить знания о космосе и «Дне космонавтики».
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Физическая Культура».
Образовательные задачи:
Активизировать предметный словарь по теме «Космос»
Упражнять в ориентировании на листе бумаги, в обратном счете от 10 до 1.
Упражнять в составлении слова из разных букв
Развивающие задачи:
Развивать ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя
Способствовать расслаблению мышц, учить делать массаж
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство гордости за страну.
Материал:
Обручи, крупный конструктор, проектор, экран, буквы Р А К Е Т А
Раздаточный материал:
Листы бумаги в клетку, ручки
Предварительная работа:
Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд», «Почему солнце светит и греет», «Созвездия», «Почему днем не видно звезд». Познавательно-практическая деятельность «Перемещение тени», «Почему луна не падает на землю». Разгадывание загадок о космосе. Конструктивные игры «Космодром», «Космический корабль». Продуктивная деятельность «Я видел такую луну» - рисование. Просмотр документального фильма «Первый полет Ю.Гагарина.»
Ход НОД
Этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Какое важное событие произошло в этот день?
День космонавтики.
В космос поднялся первый человек Юрий Гагарин.
Основная часть.
Эстафета «Строим ракету»
Викторина
Математический Диктант
подвижная игра
С давних времен человек смотрел на небо и мечтал летать.
Сначала люди поднимались на воздушных шарах, на дирижаблях. Затем на вертолетах и самолетах. А потом стали думать о космосе.
Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос.
И вот первые успехи освоения космоса. Прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли.
И вот мы опять гордимся нашей Родиной. Поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась в космос собака – первое живое существо.
Как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек?
Ученые мечтали о полете человека в космос. В космосе побывали собаки Малышка, Альбина, Белянка, Лайка, Белка и Стрелка и другие. Их долго тренировали. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.
Ребята, что такое скафандр?
Космические корабли облетали вокруг земли и возвращались на землю.
Откуда берут старт космические корабли?
А что такое космос?
Это очень высоко и там нет воздуха.
Небо там совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты, Луна и Солнце.
Сегодня мы с вами будем путешествовать. Нас ждут приключения.
А сначала мы отправимся в «Центр подготовки космонавтов»
Надо разделиться на 2 отряда
Перед каждой командой лежат обручи с «деталями» необходимыми для постройки ракеты.
Молодцы вы справились с первым заданием.
Необходимо проверить ваши знания
Что находится в центре Солнечной системы?
Что такое Солнце?
Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их.
Как называется явление, когда Луна заслоняет Солнце и днем становится темно, как ночью.
Как называется дорожка, по которой Земля вращается вокруг Солнца?
Как звали первого космонавта?
Как называется специальный костюм космонавта?
Почему мы не можем жить на луне?
Почему планеты не падают?
Я вижу, вы хорошо подготовились.
Чтобы ракета взлетела надо нарисовать ее графический рисунок. Садитесь, берите ручки. Приступаем.
Все готово выходите, становитесь в круг, беритесь крепко за руки, начинаем взлет. Надо посчитать в обратном порядке от 10 до 1.
Вот мы и взлетели, я предлагаю посмотреть в окно?
А как правильно называется окно звездолете?
Что вы видите?
Вот и Луна. Приземляемся.
Нас встречают инопланетяне и предлагают поиграть
Наше путешествие заканчивается. Пора домой. Мы сможем быстро вернуться если составим слово из этих букв Р А К Е Т А.
С космодрома
Весь мир, который находится за пределами земли, называется КОСМОС.
в – иллюминатор
«Космос волнуется раз,…лунная фигура замри» 2-3 раза
Итог.
Вот мы и дома. Когда космонавты приземляются на Землю, они заново учатся ходить и помогают им в этом специальные упражнения и массаж.
Мы сейчас встанем в круг и будем рисовать на спине друг друга.
Вышло солнышко (рисуем медленно круг 2-3 раза)
От него расходятся лучики (указ.пальцами рисуем лучики)
Вышли тучки (поглаживаем спину)
Пошел дождик, маленькие капельки
Пошел сильный дождик
Вышли тучки
Вышло солнышко
Расходятся лучики
Вот и закончились наши приключения. Вам понравилось?
Дополнительный материал:
«Почему Луна не падает на Землю»
Воспитатель подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей). Организуется опыт. Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей). Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.
Почему в дневное время на небе не видны звезды?
Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Для объяснения данного явления можно предложить детям вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит выключить свет, как стекло перестанет служить препятствием для зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд. Но после того, как Солнце погружается за горизонт, «выключается свет» и можно наблюдать звезды.
Загадки
· Синяя шапка вся в заплатках.
(Небо и звезды).
· Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Большая Медведица)
· Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
(Небо, звезды, месяц)
· Тринадцать раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается.
(Месяц)
· Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
· Голубой платок, алый клубок по платку катается, всем людям улыбается.
(Небо и Солнце)
· Летит жар-птица, хвостом гордится.
(Комета)
· Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит…
(Солнце)
· Вот камень с неба к нам летит. Как звать его?
(Метеорит)
· Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены.
(Небо и звезды)
· Расстелю рогожку, насыплю горошку. Положу хлеба краюшку.
(Небо, звезды и месяц)
· По высокой дороге идет бычок круторогий.
(Небо и месяц)
· То блин, то полблина, то та, то эта сторона.
(Луна в разных фазах)
· Золотое яблочко по небу катается.
(Солнце)
· Хоть и светит ярко ночью, но холодный очень-очень. Кто он?
(Месяц)
· Коль ночь ясна – прозрачен воздух. Тогда мы небо видим …
(В звездах)
· Вот появляется звезда, и длинный хвост у ней при этом. Мы смело говорим тогда, что видим на небе …
(Комету)
· Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсин мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(Луна)
· Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня…
(Луной)
· Чудо-птица – алый хвост –
Полетело в стаю звезд.
(Ракета)
Считалка
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон
Кто не видит – выйди вон.
«Путешествие в космос»
Задачи:
Обучающие.
Расширять элементарные представления детей о космосе, космическом пространстве, планетах, звездах.
Познакомить детей с профессиями: космонавт, астроном.
Развивающие.
Развивать у детей умение делать самостоятельные выводы с помощью экспериментирования.
Развивать у детей умение фантазировать, мечтать.
Обогащать словарь детей за счет слов: планета, ракета, комета, звезда, созвездия, звездочет, астроном, солнечная система и т. д.
Развивать у детей способность давать развернутые и полные ответы.
Обогащать игровой опыт детей.
Развивать у детей память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные.
Воспитывать у детей желание стать смелыми, сильными, выносливыми, образованными.
Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Воспитывать у детей желание бережно относиться к окружающему миру, к живой и неживой природе.
Оздоровительные.
Совершенствовать у детей физические качества: равновесие, ловкость, быстрота, выносливость.
Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и общую моторику.
Оборудование: мультимедиа проектор с презентацией, тазик с мукой, камни разной величины, большой зонт, мнемотаблица, музыкальные инструменты (ложки, бубны, погремушки) ; на каждого ребёнка раздаточный материал: ракушки, камешки, пуговицы, счетные палочки, цветные карандаши по количеству детей, альбомные листы, обручи.
Ход занятия: Дети входят в зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое космос?
Ответы детей.
Воспитатель: Если посмотреть на небо, то мы увидим тысячи звезд. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми и красноватыми. Чем ближе к Земле Звезда, тем она ярче.
Люди начали изучать звезды много - много лет назад, а как называли человека, который изучал звезды и планеты? (Звездочёт)
Воспитатель: А как сейчас называют человека, который изучает планеты и звезды? (Астроном)
Что им помогает рассмотреть звезды на небе (Подзорная труба, телескоп)
Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы бы хотели стать звездочетами?
Пройдёмте в планетарий. Подойдите к столам. Наденьте колпачки звездочетов.
Посмотрите, у вас на листах изображены звезды. Соедините их прямыми линиями и у вас получатся созвездия. На что они похожи? Пофантазируйте и дайте название своему созвездию.
Ответы детей.
Воспитатель: Название созвездиям давали по сходству с земными предметами или животными.
Если мы звездочеты, то нам нужна подзорная труба, чтобы смотреть на звезды. А из чего её можно сделать? (из листа бумаги дети делают подзорную трубу) .
Уважаемые звездочеты, возьмите подзорную трубу и посмотрите на звезды. Как думаете звезды лучше видны, в трубу или без неё? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами очень увлеклись, нам пора отправляться в космическое путешествие.
Но на чём мы полетим?
Ответы детей (ракета)
Воспитатель: А у нас же нет ракеты!
Пройдемся в конструкторское бюро и построим свою ракету. Пофантазируйте и дайте ей название. (Дети строят из разных предложенных материалов: счетных палочек, пуговиц, камешков, ракушек)
Посмотрите, а у нас есть ещё одна ракета, которую мы сделали в группе.
Давайте полетим на ней.
Только сначала отгадайте загадку:
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски «Астронавт»,
А по-русски (Космонавт)
Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Свою работу они выполняют в скафандрах. А зачем космонавту скафандр?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед полетом космонавты проходят сложные испытания, поэтому в космос могут полететь самые подготовленные. Сейчас мы тоже проверим вашу готовность.
Физ разминка на фитбольных мячах.
Воспитатель: Теперь вы готовы к полёту.
Занимайте места в капсуле-лифте и мы переместимся к ракете. (Большой зонт)
Космонавты, занимайте места в ракете.
Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1. Полетели!
Воспитатель: Первая планета Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.
А хотите узнать как образуются кратеры?
Пройдемте в лабораторию.
Воспитатель: Представьте себе (показывая на муку в тазу, что это поверхность планеты. Какая она сейчас? Гладкая, ровная, … Как вы думаете, почему же на поверхности планет образуются впадины? (Если на ровную поверхность упадет метеорит, камень.) . Хотите это проверить? Представьте, что у вас в руках метеориты и они летят к поверхности нашей планеты (дети отпускают камни в муку). Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов. А как же она называется? Давайте отгадаем кроссворд и тогда мы узнаем это.
Я вам сейчас загадаю загадки, а отгадки мы запишем в кроссворд и в красных клетках мы прочитаем её название.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это (Космонавт)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всём
Умный дядя (астроном)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его- полоска света,
А зовут объект (комета)
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам (Луна)
Ответ: Венера
Воспитатель: Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. До сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. Но есть предположение, что на этой планете существует жизнь.
Представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Воспитатель в наушниках: Земля, Земля, я - Марс. Связь нарушена.
Пройдемте быстрее в отсек связи и пошлём сигнал на Землю. (Воспитатель хлопает ритмичный рисунок, а дети повторяют на музыкальных инструментах)
Воспитатель: Юпитер. Это самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, жить там невозможно, поэтому мы прибавляем скорость и пролетаем мимо этой планеты.
Воспитатель: Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник.
Подвижная игра «Найди своё место».
Для игры нам понадобятся обручи. Они вам ничего не напоминают?
Ждут нас быстрые ракеты
На далекие планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет
Опоздавшим – места нет.
(Аналогично игре «Бездомный заяц»)
Воспитатель: Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
А теперь давайте вместе расскажем об этой планете. Нам поможет в этом игра «Наоборот».
Например: черный – белый, сладкий – горький.
Планета: горячая –
старая –
близкая –
светлая –
маленькая –
обитаемая –
Воспитатель: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. Нептун – это самая удаленная планета от солнца.
Воспитатель: Вот мы и долетели до последней планеты. Давайте назовем их по порядку.
Пальчиковая гимнастика «Планеты»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Воспитатель: Есть предположение, что существуют ещё планеты в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, как они могут выглядеть: какой у них размер, цвет, форма.
Детям предлагается занять места на ковре, пофантазировать и нарисовать свою планету.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Наш космический корабль приближается к Земле.
Воспитатель: Земля – особенная планета. Она обитаема. На ней живут птицы, рыбы, звери. А почему только на нашей планете есть жизнь?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же нужно сделать всем людям, чтобы сохранить нашу планету чистой, зеленой, здоровой?
Посмотрите на картинки, они помогут вам ответить на мой вопрос.
Ответы детей.
Воспитатель: Наш корабль приземлился. Садитесь в капсулу – лифт и она доставит нас прямо к дверям детского сада.
Воспитатель: А вот и наш детский сад.
Дети, вам понравилось наше путешествие?
Скажем гостям до свидания!