Чем различаются значения терминов эманация и создание. Некая таинственная субстанция, эманация человеческой души. Классики античной философии
ЭМАНАЦИЯ
ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение) - термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической натурфилософии гносеологическим моделям, основанным на презумпции истечения из объекта своего рода модельных копий (eidola), вызывающих при пространственно-временном контакте с органами чувств соответствующие ощущения (Эмпедокл, Лев-кипп, Демокрит и др.); 2) к семантической фигуре Блага в философии Платона, иррадиирующего и бытие как таковое (греч. aporroia - распространение), и его имманентный смысл, делающий возможным его познание (ср. с исходной семантикой Софии в античной культуре); 3) к аристотелевскому пониманию распространения энергии, продуцируемой перводвигателем и последовательно приводящий в движение все уровни универсума; 4) к стоической концепции истечения творческого Логоса как «первоогня», пронизывающего своими потоками - огненной пневмой - все бытие, вплоть до «холодной» неорганической природы. В рамках системы неоплатонизма Э. мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира, проявляющейся в его непроизвольно-естественном и имеющем креационный потенциал излиянии вовне (ср. с креативной семантикой «сперматического логоса» в стоицизме): «представляй себе источник, который не имеет уже другого начала, но который отдает себя всем потокам, не исчерпываясь этими потоками, а пребывая спокойно сам в себе. Представляй себе также, что истоки из него, прежде чем протекать каждому в разных направлениях, пребывают еще вместе, но каждый как бы уже знает, куда пойдут его течения, и представляй себе жизнь огромного древа, обнимающего собою все, в то время как начало его пребывает везде неизменным и нерассеянным по всему древу и как бы расположенным в корне. Это начало, стало быть, с одной стороны, дает древу всеобъемлющую многообразную жизнь, с другой же стороны, остается самим собой, будучи не многообразным, а началом многообразия» (Плотин). (В более позднем гностицизме идея спонтанности Э. будет трансформирована в идею Э. как сознательно целеположенного волевого акта, актуализирующего исходное желание «дерзости» - tolma). Согласно неоплатонизму, соотношение между Единым (Благом) и низшими уровнями бытия управляются двумя фундаментальными закономерностями: во-первых, неизменностью (неубыванием) Блага в процессе Э. и, во-вторых, возвращением творческой потенции обратно к Благу, благодаря волевому импульсу преодоления оторванности от истока: у Плотина это фиксировано постулатом «восхождения к Единому» и передается термином «экстаз», у Прокла в «Первоосновах теологии» формулируется тезисом: «все, первично движущее само себя, способно возвращаться к самому себе» (ср. с концепцией любви и красоты у Платона, основанной на гносеологической фигуре «припоминания» душой созерцаемых некогда в мире идей совершенных форм и неудержимом «эросе» (стремлении) к ним при узнавании их в сотворенном). Таким образом, Э. понимается в неоплатонизме как нисходящее движение (»истечение от верховного светоча»), предполагающее обратный вектор восходящего экстаза, что - позднее - в рамках теизма будет переосмыслено как излияние отцовской любви Творца на творение (вектор вниз) и неизбывная сыновья любовь твари к Творцу (вектор вверх) и задаст в контексте мистики идею стремления души к воссоединению с Богом как своим источником: «искра Божья» в душе человеческой и ее «устремление к соединению с Божественным светом» у Амальрика Венского в христианстве; «капля, стремящаяся в океан» у ал-Газали в исламе и т.п. Парадигма Э. (в отличие от парадигмы творения) снимает проблему теодицеи: наличие зла обусловливается семантически вытекающей из идеи Э. иерархией совершенства мироздания (поскольку каждый последующий уровень Э. как порождение Единого отличается меньшей степенью совершенства по сравнению с предыдущим, поскольку зло есть не что иное как недостаток (в экстремуме - отсутствие) блага. Концепция Э. глубоко повлияла на эволюцию европейской культуры, войдя в качестве фундаментальной идеи в христианский канон (»Ареопагитики» и трактовка Духа Святого в Символе веры) и оказав принципиальное содержательное воздействие и на развитие теологии как в апофатической (Э. как непостижимый след трансценденции), так и в ката-фатической (Э. как основа принципа «аналогии бытия», открывающего для познания путь постижения Бога через постижение его творения) ее версиях, и на развертывание европейской философской традиции, задав специфическое структурное оформление как средневековым схоластике (Иоанн Скот Эриугена) и мистике (Экхарт), так и актуализирующей божественность человека гуманистической философии Ренессанса (Николай Кузанский, Бруно). Наряду с семантическим влиянием концепции Э. на европейскую культуру, могут быть зафиксированы ее следы и в символической системе последней, - прежде всего, это касается световой символики, красной нитью прошедшей сквозь весь семиотический ряд культурных универсалий Европы и изначально восходящий к фундировавшей эманационную модель неоплатонизма метафоре Платона, сравнивающей иррадиирую-щее Благо с излучающим свет Солнцем (»Государство», VI 508a-509d). Всеобъемлющая световая символика неоплатоников имманентно входит в систему символов христинства, фундируя собою как теологическую (линия Псевдо-Дионисия Ареопагита), так и мистическую традиции: душа праведника, преисполненная любви к Господу, метафорически фиксируется в образе светильника с огнем внутри (например, у Бернара Клервоского), свет которого стремится к воссоединению с источником света. Символы света характерны также и для иудаизма: явление Яхве Моше «из Среды огня» (Танах), концепция индивидуальной души как искры, стремящейся к воссоединению с Божественным светом в хасидизме (ср. с христианским амальриканством). Аналогично - в ортодоксальном исламе (кораническая сура «Солнце»); в концепции ишракийа (арабск. «ишрак» - сияние), где Бог мыслится как эманирующий свет (»Сияющий» у Сухравар-ди); символико-метафорическая система суфизма фиксирует в качестве ценностей «свет реальной веры, свет искренней преданности, свет мудрости, свет милосердия, свет повиновения, свет понимания и бездонный свет таухид» (Абу-л-Хасан-Харакани), а состояние единения души мистика с Абсолютом (таухид) передает посредством универсально распространенной метафоры бабочки, сгорающей в пламени свечи. Световая символика лежит в основе практически всех дуалистических вероучений, центрирующихся вокруг семантико-аксиологи-ческой оппозиции темного и светлого начал, символизирующих, соответственно, материальный субстрат и Бога, про-зреваемого сквозь мрак материи: зороастризм, манихейство, гностицизм и др. (см., например, гностическое понятие Pistis Sophia, отождествленное со светом). В когнитивной сфере метафора света использовалась для обозначения истинного знания (Э. как истечение бытия и одновременно его умопостигаемого смысла, освещающего мир Божьим светом); начиная с Ренессанса, метафора света как знания и образованности прочно входит в светскую культуру (см.этимологию понятия «Просвещение”).
Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .
Синонимы :Смотреть что такое "ЭМАНАЦИЯ" в других словарях:
- (от позднелат. emanatio истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и… … Философская энциклопедия
- (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… … Словарь иностранных слов русского языка
эманация - и, ж. émanation f. , лат. emanatio истечение. 1. лат., теол. Эманационная система философское учение о происхождении всего существующего чрез постепенное истечение из первобытной основы всех вещей Бога. Павленков 1911. По представлению древних,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эманирование, излучение, радон, истечение Словарь русских синонимов. эманация см. излучение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов
- (от позднелат. emanatio истечение исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию …
ЭМАНАЦИЯ, эманации, жен. (лат. emanatio) (книжн.). 1. только ед. Истечение чего нибудь откуда нибудь, появление чего нибудь в результате выделения из чего нибудь более сложного. 2. То, что возникло, появилось в результате такого истечения. По… … Толковый словарь Ушакова
- (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы … Религиозные термины
Эманация - (лат.emanatio истечение ағу) әлемнің жоғары құдайлықтан (оның шығармашылық, жаратушылық энергиясынан) «ағып шығуы», пайда болуы. Бұл жағдайда құдайлықтың өзі өзгеріссіз қалады, ал одан аққан кейін өзіне кері қайтады. Эманацияның теориясы теизм… … Философиялық терминдердің сөздігі
- (от позднелатинского emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей ступени универсума (единое) к низшим, менее совершенным. Один из образов эманации как истечения солнце и солнечный свет (был… … Современная энциклопедия
Em, исторически первое название элемента радона … Большой Энциклопедический словарь
- (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической… … История Философии: Энциклопедия
Книги
- Великой тайной светится любовь , Игорь Павлович Соколов , В сборник стихотворений вошли избранные стихи поэта Игоря Соколова о любви, о Боге, о смерти и о бессмертии, о Мироздании и о Космосе. Особая проникновенность, чувственная эманация… Издатель:
Чтобы лучше понять процесс формирования души человека, мы должны учесть еще один важный фактор - третью эманацию Божественной жизни, которая исходит из Первого аспекта Логоса и представляет присущий человеку дух, стремящийся вверх, в отличие от духа животного, направленного вниз. При правильном толковании это означает, что душа животного после физической смерти снова возвращается в групповую душу (или блок), которой она принадлежит, а божественный Дух в человеке уже не может до этого опуститься, он поднимается выше выше к Божественному, откуда пришел.
Третья жизненная волна изображена на рис. 2 дугой, нисходящей сверху с правой стороны. Заметим, что в этом случае дуга не становится темнее, т. е. на своём пути она ничего не теряет от первозданной чистоты. Мы видим, что она не может опуститься ниже уровня буддхи и, подобно мощному облаку, остается на этом уровне, ожидая возможности соединиться со Второй эманацией, идущей навстречу. Хотя это облако постоянно привлекает эссенцию, всё-таки развитие, дающее возможность соединения, должно идти снизу.
Образ, обычно даваемый на Востоке неофиту для лучшего понимания этого процесса, - возникновение торнадо. Итак, над морем, по поверхности которого всегда ходят волны, существует большое облако. Внезапно из него появляется быстро вращающийся длинный хвост пара в виде воронки. В море под ним быстро образуется водоворот. Но вместо углубления на поверхности воды, как это бывает в случае обычного водоворота, он вращающимся конусом поднимается над морем. Два этих конуса постепенно сближаются, пока не подойдут вплотную и не сольются, образуя столб пара и воды в том месте, где раньше ничего не было.
Групповые души царства животных непрестанно воплощают части самих себя, что подобно временно возникающим волнам на поверхности моря. Процесс дифференциации продолжается до тех пор, пока не наступит время, когда одна из этих волн поднимется столь высоко, что даст возможность парящему облаку соединиться с ней. Тогда она облекается в новую форму существования, которая уже не является ни облаком, ни морем, а чем-то промежуточным, обладающим природой и того и другого. Она отделяется от групповой души, частью которой была, и больше не возвращается в море. Каждый, у кого был очень умный четвероногий друг, легко поймет, как это происходит. Он знает, насколько велико чувство преданности, проявляемое животным по отношению к любимому хозяину, какие умственные усилия оно прилагает, чтобы понять и исполнить желания своего хозяина. Очевидно, благодаря этим усилиям, происходит сильное развитие разума животного, а также его любви и преданности. И наступит час, когда душа его поднимется настолько выше среднего уровня своей групповой души, что в итоге полностью отделится от нее и станет носителем третьей волны, соединение с которой создает индивидуальность. С этого момента она пойдет собственным путем эволюции, возвращаясь к Божественному.
Иногда задают вопрос: почему человеческая монада должна пройти все ступени эволюции, заключающие в себе так много страданий и мучений, лишь для того, чтобы снова вернуться к своему источнику? Зачем, если эссенция была божественной вначале, а в конце снова вернется к Божественному; если человеческая монада уже в самом начале своего долгого пути через материю была всезнающей и всеблагой? Этот вопрос вызван неправильным пониманием. Когда то, что мы (может быть и неуместно) называем человеческой монадой, только вышло из Божественного, оно еще не было монадой, а тем более всезнающим и всеблагим. Монада еще не была индивидуализирована. Это была лишь масса монадической эссенции. Разница между состояниями при ее эманации и возвращении к Божественному так же велика, как различие между огромной массой светящегося тумана праматерии и Солнечной Системой, которая со временем оформляется из этого тумана. Туман, без сомнения, красив сам по себе, но неясен и бесполезен, а Солнце, которое в процессе эволюции оформляется из него, излучает жизнь, свет и тепло для многих миров и их обитателей.
Можно воспользоваться другой аналогией: тело человека состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц, часть которых оно постоянно отбрасывает. Предположим, что каждая частица, эволюционируя, может стать отдельным человеческим существом. В таком случае нельзя сказать, что частицы ничего не приобрели в конце своего пути, хотя уже в начале своей эволюции они в каком-то смысле были человеческими. Эссенция (или сущность) истекает как чистая энергия, а возвращается в виде миллиардов адептов, каждый из которых, в конечном итоге, способен стать логосом.
Именно это чудесное течение эволюции мы и постараемся проиллюстрировать, хотя максимум, что мы можем сделать - это показать изменения, происходящие в различных телах человека в зависимости от степени его развития. Мы надеемся, что люди, не обладающие ясновидением, всё-таки смогут приобрести некоторое представление об этой эволюции. Один момент, который мы затронули, говоря о соединении (с Божественным), нуждается в объяснении. Действительно, с монадической эссенцией происходит чудесная перемена. На протяжении долгих веков эволюции, во всех предыдущих царствах она постоянно была принципом, дающим жизнь и энергию; силой, стоящей за каждой формой, которую она временно занимала. Но то, что до сих пор было жизнедателем, то, что одушевляло, теперь само принимает жизнь и одушевляется. Из той монадической эссенции, которая была частью групповой души, ныне формируется каузальное тело - красивая овальная форма живого света, в которую свыше нисходят еще более величественные свет и жизнь. Благодаря каузальному телу эта высшая жизнь может проявиться как человеческая индивидуальность.
Стать носителем самой высокой эманации божественного духа - это ли не достойная цель столь длинной и трудной эволюции? Мы не вправе думать иначе.
Вспомним, что без подготовки этого носителя как связующего звена появление бессмертного индивида невозможно. Ни одна, даже самая малая, часть работы, осуществленной на протяжении многих веков, не пропадает; не было ничего бесполезного. Возникшая таким образом верхняя триада становится отдельной трансцендентальной единицей, но не "превращением Бога в плоть, а возвышением человеческого до Бога". Без такой длинной эволюции мы никогда не дошли бы до конечного осуществления - роста (подъема) человека до уровня божества. От этого сам Логос становится более совершенным, ибо среди его потомства есть и те, кому впервые и во всей полноте передана любовь - сущность его божественной природы, - и те, кто может ответить ему любовью.
Крайний столбик диаграммы на рис. 3 обозначает уровень развития, намного превышающий уровень обычного человека. Это одухотворенный человек, сознание которого развилось выше каузального тела, так что он может свободно действовать на уровне буддхи, а его сознание, когда оно вне тела - на еще более высоком уровне, на что указывает фиолетовая вершина. Заметим, что центр его сознания (обозначенный самой широкой частью столбика) уже не находится, как раньше, на физическом или астральном уровне, а лежит между высшим менталом и буддхи. Высший ментал и высший астрал у него намного больше развиты, чем их нижние подуровни. Хотя он еще обладает физическим телом, о чем свидетельствует нижняя часть столбика, всё-таки, мы видим узкий конус, т. е. он сохраняет физическое тело лишь ради того, чтобы в нем работать, а не потому, что его желания и мысли там фиксированы. Он давным-давно исчерпал свою карму, которая вынуждала бы его воплощаться. Если он и сейчас сохраняет тела низших уровней, то лишь ради возможности работать на благо человечества, чтобы действовать на этих уровнях…
Вибрации некоторых типов божественной энергии слишком тонкие сами по себе, чтобы грубая материя низших уровней могла их воспринимать. Но если они спускаются до низших уровней посредством человека, тела которого на этих уровнях совершенно чисты, тогда они воспринимаются даже здесь, в материальной плоскости, и можно совершенно свободно ими пользоваться.
Вначале, при оформлении каузального тела, оно прозрачно и напоминает огромный мыльный пузырь, окрашенный всеми цветами радуги. Поскольку видеть его можно только благодаря способностям, относящимся к высшему менталу, таким его увидит человек, который полностью развил ясновидение на уровне своего каузального тела. Как уже говорилось, в начальной фазе каузальное тело подобно мыльному пузырю и кажется совершенно пустым, т. к. содержащаяся в нем божественная энергия еще не успела развить свои скрытые способности, которые приобретаются со временем как ответ на внешние стимулы. Поскольку эти способности пока слабо проявлены, в каузальном теле еще мало цветов. Те, что имеются, возникли благодаря качествам, развитым еще во времена, когда эволюция происходила в рамках групповой души, частью которой каузальное тело являлось.
Здесь оно находится в процессе ассимиляции этих качеств, поэтому в нем уже существуют соответствующие вибрации, слабые признаки которых можно заметить. Они напоминают цвета, которые можно наблюдать при восходе солнца. Илл. 1 дает нам некоторое представление о виде тела на этой фазе, что можно считать изображением каузального тела примитивного человека. Серые оттенки на левой стороне изображения не следует понимать как некоторые качества тела - на самом деле их не существует, это лишь попытка художника передать форму пузыря.
Иллюстрация 1. Каузальное тело (примитивный человек)
Хотя этот человек уже обладает каузальным телом, он еще далек от того, чтобы сознательно воспринимать и откликаться на впечатления и стимулы, соответствующие этому уровню. Поскольку эволюция его скрытых способностей происходит благодаря внешним стимулам, необходимо, чтобы человек снизошел достаточно глубоко, чтобы войти в контакт со стимулами, которые могли бы воздействовать на каузальное тело. Поэтому метод эволюции, метод, который предопределен судьбой, заключается в воплощении, т. е. одна часть нисходит для приобретения опыта на нижние уровни ради качеств, которые с этим опытом появляются. Возвращаясь снова к самому себе, эта часть приносит результаты своего труда. Это нисхождение в воплощение можно сравнить с капиталовложением. Человек ожидает, что, если всё пойдет как нужно, он не только вернет свой капитал, но и получит прибыль, как это обычно происходит. Но, как и в случае других инвестиций, иногда возможны и потери. Может случиться, что некоторая часть того, что он отправляет вниз, настолько погрузится в низшую материю, через которую она должна действовать, что полное возвращение станет невозможным. Исследование этого вопроса выходит за рамки нашей темы, но его полное объяснение можно найти в книге "Астральный план".
Душа нисходит вниз, в воплощение, под импульсом того, что на Востоке называют «тришна» - жажда проявленного существования, жажда почувствовать себя живым. Душа погружается в море материи, крепнет эгоизм, и на астральном уровне она выглядит столь не привлекательно, как это изображено на илл. 3. Душа медленно начинает понимать, что существует высшая эволюция и что сильный панцирь эгоизма, необходимый в начале для оформления мощного центра внизу, в дальнейшем препятствует росту этого центра. Поэтому панцирь надо разбить и отбросить, как строительные леса, которые разбираются после возведения здания, хотя они были необходимы на первом этапе строительства. Медленно, через многие воплощения астральное тело развивается от фазы, изображенной на илл. 3 до фазы, соответствующей илл. 6, а затем и илл. 19. Постараемся проследить развитие этой эволюции в разных фазах.
Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм
объяснения мирового процесса. Эманация противоположна эволюции. Эволюция
полагает идею совершенства в конце процесса, эманация, напротив, в его начале,
а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем
истечения. На конкретном примере отношение эволюции к эманации представляется
в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из
мертвой материи - эманацию, наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.
Нельзя сказать, чтобы теория эманации была отжившей, хотя несомненно, что
эволюционизм в XIX в. взял верх над Эманацией В истории эманационных теорий
выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и
Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Эманация имеет
некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно
пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения
солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света
уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и
совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем
последней, худшей ступенью является материя. Представление об эманации
естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени
бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из
Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей
(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -
отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею эманации с своеобразными
видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий
Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал эманацию с
эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же
время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из
творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих
идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,
возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является
самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у
Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в
восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии эманация
появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду
теория эманации представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд
звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от
первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.
Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не
трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится
отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,
возражения, которые могут быть сделаны против теории эманации, тожественны с
возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,
изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного
явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической
его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что эманация
орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени
могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,
интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых
системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического
мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих
понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить
объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом
психическом мире ищут своего оправдания.
1. Соотношение веры и разума, истин откровения и знаний. Опора на мистическое единение с Богом, подчинение его воле характерно для мистической философии (традиция платонизма). Рационалистическая философия стремится следовать Божественному разуму, опирается на размышление, научное знание (аристотелизм).
Ø «Верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин): догматы веры принимаются без критики и становятся фундаментом для рациональных выводов.
Ø «Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр). Вера получает рациональное обоснование.
Ø «Верую, ибо нелепо» (Тертуллиан, Оккам).
2. Доказательства бытия Бога.
3. Проблема универсалий.
2. Борьба серетиками стала основной причиной возникновения патристики. Общей чертой для еретических учений ранних периодов христианства был дуализм – представление о мире как месте борьбы добра и зла, бога и дьявола, которые являются равноправными началами, сражающимися на земле. Одним из таких учений и был гностицизм (Бертран Рассел), который представлял собой своего рода компромисс между язычеством и христианством.
Многие отцы церкви выступали против еретических воззрений. Именно эту борьбу с ересями и стали называть патристикой, т.е. учением отцов церкви, расцветом патристики стал II в н.э.
Одним из первых представителей патристики был Тертуллиан (ок.150- ок.222), прославившийся изречением: «Верую, потому что абсурдно», т.е. необходима безусловная слепая вера в установленные церковью догматы. Последующие представители патристики Климент Александрийский (ок.150- до 215), Ориген (ок.185–253?), Василий Великий (ок.330-379), его брат Григорий Нисский (ок.335–ок.379), Григорий Богослов (ок.330–390). Последний выдающийся представитель патристики Иоанн Дамаскин (ок.675–753?), Максим Исповедник.
Наиболее авторитетным мыслителем эпохи патристики считается Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) – крупнейший христианский философ и теолог, причисленный после смерти к лику святых. Основные философские труды: «О Троице», «О граде Божьем», «Исповедь».
Августин ввел в религиозную философию принцип креационизма. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его богом вновь и вновь. Если бы творческая сила бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие. Главные философские идеи Августина – проблемы бытия и времени, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога.
– проблема времени и бытия – Бог сотворил мир из ничего, Бог сотворил и время, которое до творца не существовало. Бог вне времени. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее. Психологическое понимание времени (душа помнит, созерцает, надеется).
– личность человека, его свобода, воля и разум перед лицом Бога – К Богу человек идет через разум. Другой путь к Богу – через веру, проявляющуюся через волю человека. Без полученной от рождения божественной благодати человек не может иметь доброй воли, т.е. способность человека принимать самостоятельные решения практически отрицалась. Августин склоняется к фатализму – предопределенности судьбы человека;
– движение истории и концепция исторического прогресса. История определяется Божественным предвидением, она имеет направленность, движение от «града земного» к «граду Божьему». История заканчивается вторым пришествием Христа, который будет судить народы и каждого человека отдельно за грехи. Вне «града Божьего» нельзя спасти душу. История движется в борьбе и противоречиях двух градов. Линейность, необратимость истории.
Так, Августин Блаженный развивает идеи платонизма, утверждающего первичность общих понятий.
3. Схоластика господствовала в европейской религиозной мысли в период с IX по конец XV века. Она продолжала традиции патристики, но несколько отличалась от последней по своим задачам. Учителя патристики создавали на основе Священного писания систематическую религиозную догматику. Задачей же схоластов было систематизация, защита, обоснование логическим путем, посредством разума.
Фома Аквинский (1225–1274 гг.) – по рождению принадлежал к одной из наиболее известных семей Европы, связан родством с римскими императорами, монах-доминиканец. Основные философские работы: «Сумма против язычников», «О Троице», «О сущном и сущности», «О началах природы», «О вечности мира».
Приходит к выводу, что философия Платона, которой придерживался Блаженный Августин и его сторонники, могла привести к противопоставлению духа и природы.
Фома Аквинский обращается к Аристотелю как наиболее крупному критику идей Платона. Он считает, что человека надо изучать как единство души и тела. Природу создал Бог, поэтому это не злое начало, а доброе. Надо жить в реальном мире и стремиться не только к небесному, но и к земному блаженству. Если вера станет слишком неземной – она выдохнется, а христианство скатится в мистику. Истина (откровение) дается не каждому, а только святым людям. Следовательно, ценны и дух, и материя.
Фоме принадлежат 5 доказательств бытия бога:
1) Все, что движется, движимо другим. Поэтому должен существовать первый двигатель, которым является бог.
2) В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что оно тогда должно существовать раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае следует признать первую действующую причину, которой и является бог.
3) Взаимосвязь случайного и необходимого. Все случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость – бог.
4) Степени качества, следующие друг за другом, которые есть во всем сущем (есть вещи более совершенные и менее совершенные). Должна, следовательно, существовать некая наивысшая степень совершенства, и опять же, ею является бог.
5) Телеологическоедоказательство (телеология – учение о направленности всех событий к некой заранее заданной сверхъестественными силами цели). В его основе лежит полезность, целесообразность устройства мира. Такая целесообразность не может возникнуть стихийно, сама собой. Следовательно, есть разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Им является бог.
4. Вопрос о взаимосвязи единичного и общего возник в философии Платона и Аристотеля. Платон считал, что общее предшествует вещам и пребывает в особом мире – мире идей, а реальные единичные вещи производны от этих общих сущностей. Согласно Аристотелю идеи не предшествуют единичным чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, а наоборот, зависят от вещей. Идеи – это понятия, возникающие в человеческом познании, а не общие сущности единичных вещей, отделенные от реального мира. В эпоху схоластики эти идеи называли универсалиями . Религиозные мыслители пытались ответить на вопрос: существуют ли универсалии реально или нет? Фактически это вопрос об отношении общего (универсалий) и единичного (чувственно воспринимаемых вещей).
В схоластике возникло два решения данного вопроса – реализм и номинализм.
Реализм считал, что самостоятельно существуют только общие понятия (универсалии), подобные идеям Платона, а вещи производны от них.
Проблема спора меду реалистами и номиналистами связана также с догматом о троичности существования Бога и доказательствами существования Бога.
Ансельм Кентеберийский (1033-1103) разработал «онтологическое» доказательство существования Бога. « Если у человека есть мысль о Боге, то Бог есть и в действительности», значит Бог – реален – реализм – бытие и мысль тождественны. Общее существует также реально, как и частное (триединство Бога).
Возражение против такого понимания «общего» выдвинул Росцеллин из Компьена, который полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общее – это только слова – «номена» – номинализм. Номиналисты не допускали реального существования универсалий, общее существует только в форме понятий, созданных в процессе познания вещей.
Затем компромисс соотношения единичного и общего, вещей и универсалий был сформулирован немецким религиозным мыслителем Альбертом Великим (1193(1206)? – 1280) и его учеником Фомой Аквинским.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы думаете, какие ценности античного мировоззрения становятся предметом критики христианской религии и теологии? Почему?
2. Какой принцип является системообразующим для христианского мировоззрения?
3. Почему именно в христианской философии состоялось открытие «Я», личности? В постановке и решении каких философских проблем осуществилось это открытие?
4. Постановкой каких проблем и задач определяется периодизация средневековой философии? Назовите наиболее характерные для каждого периода философские учения.
5. Приведите доказательства существования Бога по Августину Блаженному, Фоме Аквинскому.
1. Соотношение разума и веры в средневековой философии.
2. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.
3. Спор о природе универсалий.
4. Основные направления арабо-мусульманской философии.
Подготовьте сведения:
1. Как называется направление, которое «выросло» на учении Фомы Аквинского и существует по сей день на Западе в возрожденном виде?
2. Назовите четыре причины невежества, которые признает Роджер Бэкон.
3. Существовали ли в Средние века материалистические учения. Если да, то какие?
1.Августин Блаженный. Против академиков / Ин-т философии Рос. акад. наук; Пер и коммент. О. В. Головой – М.: «Греко-лат. каб.» Ю. А. Шичалина, 1999.
3.Августин: pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов: СПб.: РХГИ, 2002.
4.Аквинский Ф. Сумма теологии I – II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. – 1997. – № 9.
5.Алфимова Ж. П. Антропология Оригена Александрийского в связи с учением о времени // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 139–159.
6.Боэций. Утешение философией. – М., 1990.
7.Либера Ален де. Средневековое мышление: [пер. с фр.]. – М.: Праксли, 2004.
8.Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. – Изд. 2-е. – М.: ЛИБРОКОМ: URSS, 2009.
9.Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. – СПб.: Алетейя, 2001.
10. Средневековая арабская философия: Проблемы и религия / Отв. ред. Е. А. Фролова. – М.: «Вост. лит.» РАН, 1998.
Философия эпохи Возрождения
План лекционного занятия
1.Европейское Возрождение как историческая эпоха.
2.Философские и космологические учения Н. Кузанского.
3.Философские и космологические учения Н. Коперника и Дж. Бруно.
4.Социально-политические идеи эпохи Возрождения в работах Н. Макиавелли и Т. Мора.
Основные понятия
Антропоцентризм, Возрождение, гелиоцентризм, геоцентризм, гуманизм, пантеизм, протестантизм, Ренессанс, Реформация, утопия.
Краткие сведения
XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и папство – переживали глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций – Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, проявившийся во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.
Основные направления эпохи Возрождения
1) В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека – гуманизм . Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека были Данте Алигьери, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пьетро Помпонацци.
2) Неоплатоническое направление: с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека (Н. Кузанский, П. Мирандола).
Николай Кузанский ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. Кузанский делает вывод: «единое есть все».
Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же – это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей – максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же.
Согласно Кузанскому, Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра. Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания. Невозможно достичь абсолютно полного знания, увеличение знаний приведет только к учености («ученому незнанию»).
Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления, близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира и подготовил почву для натурфилософских учений.
3) Натурфилософское направление: опираясь на научные открытия, натурфилософы сделали попытку изменить представление об устройстве Вселенной (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).
Через всю яркую жизнь Коперника, начиная со студенческих лет в Кракове и до последних дней, проходит основная нить – великое дело утверждения новой системы мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.
Новая теория исходит из следующих требований:
Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер.
Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты.
Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.
Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время как твердь небесная и расположенное на ней небо остаются неподвижными.
То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.
Кажущиеся прямые и попятные движения планет обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.
Сформулировав семь положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем он останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.
Заканчивается «Малый комментарий» утверждением о том, что для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет достаточно тридцати четырех кругов. Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.
Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса.
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая далее границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы – как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Пантеизм Бруно прокладывал путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Основоположником экспериментально-математического метода исследования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механического мира.
Огромное значение имели астрономические открытия, сделанные Галилеем с помощью сконструированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении – «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а явления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце подтверждали идею Бруно о физической однородности Земли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.
Галилей создал важнейшую отрасль механики – динамику, т. е. учение о движении тел. Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571-1630), было громадным. Тем самым впервые в истории развития человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное содержание.
Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Предмет науки – природа и человек. Предмет религии –сфера моральных поступков человека. Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, ученый выдвинул глубокую гносеологическую идею о том, что познание истины есть бесконечный процесс. Эта противоречащая схоластике установка Галилея привела его и к утверждению нового метода познания истины.
Он разработал принципы научного исследования природы. Если подавляющее большинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивавших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт, как простое наблюдение ее явлений, пассивное восприятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. поставленного опыта, посредством которого исследователь как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.
Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, должен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Тем самым он нашел научную точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное научное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы. Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком.
В новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе – механистическому и метафизическому материализму XVII–XVIII вв.
4) Реформационное направление: попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, М. Лютер).
5) Политическое направление: проблемы управления государством (Н. Макиавелли, труд «Государь»).
По Макиавелли, движущими силами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде. Поэтому совместное проживание людей невозможно. Для обуздания низменной натуры человека создается государство. Правитель при управлении государством должен исходить из реального состояния дел и руководствоваться принципом «цель оправдывается средства». Правитель должен быть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут, а казна промотана). Государь не должен посягать на имущество и личную жизнь людей.
6) Утопическо-социалистическое направление: поиски идеального общества при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Утописты сосредоточили свое внимание на создании теории идеального государства, где были уничтожены все социальные противоречия и торжествовала социальная справедливость. Свои идеи по поводу устройства государства и общества будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия» (букв. «место, которого нет»). Согласно Мору, не существует частной собственности, труд осуществляет на основе всеобщей трудовой повинности. Все произведенные продукты поступают в собственность общества, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Так как работают все, то 6-часового рабочего дня достаточно. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие способности к наукам. Самые грязные работы выполняют военнопленные и преступники. При этом первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья». Т. Мором была высказана идея эмансипации: в Утопии и мужчины, и женщины имеют равные права.
Социалистическое направление возникло как результат недовольства существующей действительностью и стремлением преобразовать будущее.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите социокультурный смысл понятий «гуманизм» и «возрождение». Раскройте значение термина «Ренессанс».
2. Какой принцип становится определяющим для формирования возрожденческой картины мира? Как философия Возрождения относится к античности и схоластике?
3. Определите статус знания в философии Возрождения.
4. Какое значение для мировоззрения этого времени имели социально-политические утопии?
5. Каковы основные черты натурфилософии этого времени? Назовите представителей.
6. Какими качествами должен обладать правитель, по мнению Н. Макиавелли?
Задания для практического занятия
1. Антропоцентризм и гуманизм – важнейшие черты эпохи Возрождения.
2. Эпоха Реформации как преодоление средневековой философии.
3. Значение эпохи Возрождения в развитии науки.
4. Нравственно-философские идеи в работе Монтеня «Опыты».
Задания для самостоятельной работы
Подготовьте сообщения:
1. Политика макиавеллизма в западной и отечественной истории.
2. Утопия «Город Солнца» Т. Мора и роман-антиутопия «Мы» Замятина: сравнительная характеристика.
1. Антология мировой философии: Возрождение. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2001.
2. Монтень М. Об искусстве жить достойно: философские очерки. – М., 1975.
3. Мор Т. Утопия. – М.: Ладомир – Наука, 1998.
4. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 1991.
5. Рассел Б. История западной философии: в 3 т. – М., 1993. – Т. 1–2.
Тестовые задания
1. Тип мировоззрения эпохи Средневековья
1) антропоцентризм
2) теоцентризм
3) космоцентризм
4) социоцентризм
2. Основная идея средневековой гносеологии
1) идея детерминизма
2) идея фатализма
3) идея откровения
4) идея творения
3. «Бритва Оккама» звучит следующим образом:
1) «Не следует умножать сущности сверх необходимости»
2) «Все сущее есть благо, потому что все сущее едино»
3) «Все сущее истинно»
4) «Нет ничего помимо Бога и Бог есть бытие»
4. Суть средневекового номинализма выражена в следующем высказывании:
1) Универсалии существуют вне и до всяких вещей
2) Подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия
3) Общие понятия суть только имена и образуются нашим умом
4) Подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии
5. Согласно библейскому пониманию человек – это …
1) худшее из творений, созданных Богом
2) образ и подобие Божие
3) существо, случайно заброшенное в мир
2) Тертуллиан
3) Фома Аквинский
4) Киприан
7. Согласно Фоме Аквинскому, сущее и сущность …
1) совпадают в божественном творении (в мире)
2) никогда не совпадают
3) совпадают в Боге
4) совпадают в человеке
8. Начальным этапом средневековой религиозной философии является
2) схоластика
3) рационализм
4) патристика
9. Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
1) Античность
2) Возрождение
3) Средневековье
4) Новое время
10. Главная из наук в эпоху средневековья –
1) гносеология
3) теология
4) онтология
11. Главной проблемой философии Возрождения является
1) познаваемость мира
2) доказательство бытия Бога
3) поиски субстанции мира
4) человеческая личность
12. Принцип божественного творения заменил принципом эманации (истечения)
1) Н.Коперник
2) Лоренцо Вала
3) Н. Кузанский
4) Н. Макиавелли
13. Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения
1) противопоставляет природу Богу
2) отождествляет природу и Бога
3) осмысляет развитие природы как не зависящее от Бога
4) отрицает существование Бога
14. Истоки средневековой философии находятся в
1) атомистической философии античности
2) древнегреческой натурфилософии
3) эпикуреизме
4) неоплатонизме
15. Онтологическим принципом средневековой философии является
1) рационализм
2) креационизм
3) антропоцентризм
4) формализм
16. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя
1) Фому Аквинского
3) Пьера Абеляра
17. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали следующее:
1) идея общего предшествует единичным вещам
2) реальны лишь единичные вещи, а «имена» существуют «после вещей»
3) идея вещи не соответствует материальному воплощению
1) Николо Макиавелли
2) Николай Кузанский
3) Леонардо да Винчи
4) Джордано Бруно
19. Учение, утверждающее наивысшей ценностью личность человека, –
1) пантеизм
3) гуманизм
4) гилозоизм
20. Характерной чертой эпохи Возрождения является...
1) культуроцентризм
2) антропоцентризм
3) космоцентризм
Эманация в философии
(от emanare - истекать) - одна из возможных форм объяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюция полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале, а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение путем истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. представляется в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни. Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, что эволюционизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманационных теорий выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и Шеллинг (в последний период его жизни).
Вообще говоря, Э. имеет некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно пользуются для определения отношения Бога и миpa аналогией отношения солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э. естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из Единого проистекает Дух (νούς), из него - мир сверхчувственных идей (χοσμος νοητός), из последнего - мировая душа, из мировой души - отдельные души, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразными видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий Ареопагит ("О небесной иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. с эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа, возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом, мир является самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в восточной философии (напр., в суфизме); в греческой философии Э. появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду теория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от первоисточника бытия; однако эта выгода более кажущаяся, чем реальная. Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем, возражения, которые могут быть сделаны против теории Э., тождественны с возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину, изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э. орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души, интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом психическом мире ищут своего оправдания.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Эманация в философии" в других словарях:
ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio истечение, исхождение), центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое (см. ЕДИНОЕ)) к низшим, менее совершенным. Вслед за неоплатониками теории эманации… … Энциклопедический словарь
- (лат. emanatio «истечение, распространение»): Эманация истечение чего либо откуда либо, появление чего либо в результате выделения из чего либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения.… … Википедия
- (от позднелат. emanatio истечение, распространение; греч. apporroia, probole, proodos) филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и… … Философская энциклопедия
- (лат. истечение). 1) действие, при помощи которого летучие вещества отделяются от тел, в форме частиц, доступных внешним чувствам. 2) учение Ньютона о том, что световые лучи составляют частицы, отделяющиеся от светящих тел. 3) философское учение… … Словарь иностранных слов русского языка
Эманация (позднелат. emanatio ≈ истечение, распространение, от лат. emano ≈ вытекаю, распространяюсь), в античной идеалистической философии и особенно в неоплатонизме ≈ распространение избыточной полноты абсолютного бытия за собственные пределы.… … Большая советская энциклопедия
История Философии: Энциклопедия
- (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным. Идея Э. генетически восходит: 1) к характерным для сократической… … Новейший философский словарь
- (филос.; от emanare истекать) одна из возможных формобъяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюцияполагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- (позднелат. emanatio, от лат. emano вытекаю) в религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. Зачатки учения об эманации имеются в Ведах, у Платона, стоиков и александрийской школы … Религиозные термины
У этого термина существуют и другие значения, см. Эманация. Эманация (лат. emanatio истечение, распространение), понятие античной философии, онтологический вектор перехода от [семантически и аксиологически] высшей сферы Универсума к низшим,… … Википедия