Игровые приемы, направленные на совершенствование умения определять позицию звука в слове. Игры и игровые упражнения для развития речи (Швайко Г.С.) Пособия для определения позиции звука в слове
В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.
«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
- Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
- Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).
Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.
Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.
В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по
развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:
1. Выделение звука на фоне слова.
Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:
- Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
- Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
- Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
- Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
- Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.
Игра «Кто больше?»
Цель . Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование . Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры:
Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.
Упражнение «Поднимись»
Цель : выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.
Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.
- на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
- на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
- на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»
Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.
Упражнение «Колобок в лесу»
Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.
(Слайд № 4)
Упражнение «Подбери пару»
Цель : выделение звука на фоне слова.
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.
2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).
Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)
Цель : определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.
Инструкция : «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).
Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)
Инструкция : «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)
Упражнение: «Речевое лото»
Цель : определение первого и последнего звука в слове.
Упражнение «Подскажи Петрушке звук».
Цель : определение последнего звука в слове.
Упражнение: «Ежик»
Инструкция : «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).
(Слайд №8)
Цель : вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.
Содержание : перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.
Упражнение «Волшебный коврик».
В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.
Цель: определение места звука в слове.
Инструкция : «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.
На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.
Упражнение «Змейка»
Цель : определение места звука в слове.
(Слайд №9)
Упражнение «Светофоры».
Цель : определение первого (последнего) звука в слове.
Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.
На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.
(Слайд № 10)
3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.
Упражнение « Тайное слово»
Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».
Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.
По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.
(Слайд № 12)
Упражнение «Лабиринт».
Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.
Инструкция : «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.
(Слайд №13)
Упражнение «Магазин».
Цель : определение количества звуков в слове.
По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.
Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.
Презентация:
Список литературы:
- Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
- Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.
Определяем место звука [у] в словах.
Занятие в старшей группе.
Цели занятия :
- Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
- Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
- Развивать зрительное, слуховое восприятие.
- Формировать фонематический слух.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование:
- буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию» );
- карточки «Поём вместе с гласными»;
- картинки Зайчика и морковок (6 штук );
- индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» );
- демонстрационные карточки.
Ход занятия:
Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.
Здравствуйте, садитесь.
Повторение
Новый материал
– Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?
Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц )
(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)
На доске появляется зайчик.
(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму. )
– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)
– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)
– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)
– Поможем Зайчику достать морковку?
Игра «Морковки для Зайки»
Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.
Детям показывают морковки.
(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).
– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш ).
– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх ).
– Молодцы, все готовы. Начинаем.
– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову ). – Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке. – Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась. Физминутка:
– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку! |
|
– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ. (На доске возле Зайчика появляется вторая морковка ). |
|
– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА. |
|
– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ. |
|
– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА.. – Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6 ). – Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания. |
Образец детской карточки:
Список литературы:
- Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
- Е.В. Баринова «5000 загадок».
- Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».
Определение позиции звука
в слове
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКДОУ Д/С
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №25
СОРОКИНА ОЛЬГА БОРИСОВНА
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук слышится в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова и способность выделять звук из слова.
Сложными формами фонематического анализа являются количественный, последовательный и позиционный анализ (И. А. Смирнова).
Выделение звука на фоне слова - Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет); - Определение первого звука в слове; последнего звука в слове; - Установление места звука (начало, середина, конец слова);
Для узнавания звука в слове: - ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова); - согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки М, Н, Р, Л, или глухие согласные К, Т, П, X, С, Ц, Ч, стоящие в конце слова), а звонкие согласные не используются, так как в конце слова оглушаются; - любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).
Для определения первого звука в слове: - ударные гласные; - сонорные согласные; - щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ; - остальные согласные звуки. Для определения последнего звука: - легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные; - ударные гласные; - сонорные согласные; - щелевые согласные. Для определения места (начало, середина, конец слова) Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая: - сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком; - далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова; - затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; - и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Дети часто путают «начало», «середину» и «конец» слова. Чтобы помочь им, в работе использую карточки-схемы («рыбки») для определения места звука в слове. Голова рыбки – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. «Рыбки» нужны для занятий в старшей группе, а дети подготовительной группы ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без «рыбок».
- Упр. «Назови первый звук в именах детей». Аня, Уля, Оля, Осип, Ира, Игорь, Эля, Эдик.
- Упр. «Рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается их название»
- Игра «Кто лучше слушает?» Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук [О]. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Дети поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.
- Упр. «Прослушай слова и назови звук, который слышится в начале слова». Осень, астры, уши, имя, ужин, армия, эхо.
Упр. «Подбери слова со звуком [А] для куклы Ани, со звуком [О] для Оли».
Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия. Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.
Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке.
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может ….
(удочка)
Упр. «Найди сбежавший звук».
Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать ""сбежавший" звук. За каждый правильно названный звук дается фишка.
Примерные тексты для игры: Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки, И гулял он целый век по скрюченной _…орожке. А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке Жили летом и зимой скрюченные _…ышки. И стояли у ворот скрюченные елки, Там гуляли без забот скрюченные _…олки. И была у них одна скрюченная _…ошка, И мяукала она сидя у окошка.
Подбери названия овощей, фруктов, ягод, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
Овощи: кабачок, лук;
Фрукт: персик;
Ягоды: крыжовник.
Дидактическая игра "Доскажи звук".
Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.
Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере…. Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё…. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая…. Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….
Упр. «Кто больше?»
Цель : Учить находить на картинке слова с заданным звуком. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). Оборудование : сюжетные картинки, на которых изображены предметы с заданным звуком, фишки. Детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в середине, в конце). За каждое правильно названное слово даётся фишка. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра «Цепочка»
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее.
Игра «Волшебные бусы».
Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча,
Это один из вариантов игры «Цепочка слов».
а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.
Начинает игру логопед, он прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук слышится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до тех пор, пока все бусинки не будут «нанизаны». Затем дети проговаривают слова еще раз, четко выделяя первый и последний звуки.
Игра «Подумай, не торопись».
Детям предлагается:
- Подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а последний звук [Т];
- Ответь, какое слово получится, если к слогу [НО] добавить один звук.
- Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова сто л ;
- Вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова лис а ;
Упражнение «Найди место звука»
Цель: закреплять умение определять место звука в слове.
Ход игрового упражнения: педагог произносит слова, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.
Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.
Игра «Собери колесо”
Подбираем картинки в названии которых слышится звук [С]. Определяем позицию звука в слове.
Игра «Аквариум»
Цель: закреплять умение определять место звука в слове.
Если звук [Ш] слышится в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в середине слова - в средний, в конце слова – в последний…
Игра «Весёлый паровозик».
Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.
Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук слышится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д.
Игра «Рассели картинки по квартирам».
«Расселить» картинки с заданным звуком в три подъезда: в первый подъезд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине слова, в третий подъезд– в конце слова.
Работа с карточками.
- Придумай слово к заданной схеме.
игра "Закрась окошечко, где живёт звук"
Цель: определение места звука в слове.
Игра «Чудесный мешочек».
Ребёнок берёт из мешочка игрушку, или предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.
Игра «Телевизор».
Цель : Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Оборудование : «телевизор» и ленты с картинками предметов (для просмотра в телевизоре). Описание игры : На экране телевизора появляются изображения разных предметов. Дети называют то, что изображено на картинке и определяют место звука в слове.
игра «Рыболовы»
Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука.
Игра «Угадай-ка»
Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.
Игра «Зайцы».
Цель: Учить определять наличие заданного звука в слове.
Ход игры: На крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки. Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок – контролер находит «зайца», т.е. лишнюю картинку.
На этой страничке я буду размещать примеры звукового анализа, который мы с детьми выполняем на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Для чего делать звуковой анализ? Прежде, чем начать учить ребёнка читать и писать, надо убедиться в том, что он хорошо слышит и различает звуки речи. Иначе, в процессе обучения грамоте могут возникнуть проблемы.
Прежде всего мы учим ребёнка определять наличие звука в слове. Затем называем первый звук в слове (обычно начинают с гласных под ударением). Потом идёт позиционный анализ - учимся слышать, где находится звук: в начале, середине или конце слова. и, наконец, "высший пилотаж" - порядковый и количественный анализ (сколько звуков в слове и какова их последовательность).
Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! (взрослый произносит слово или показывает картинку, ребёнок повторяет слово или сам называет слово по картинке).
Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа.
Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки - это то, что мы слышим и произносим. Для звуковго анализа используются специальные символы звуков - цветные кружочки (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).
Позиционный анализ
Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова - это первый звук, с него слово начинается. Конец слова - это самый последний звук. Середина слова - это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове "аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове "шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)
Звуковой анализ слова
(количественный и порядковый)
Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.
Пример: выполняем звуковой анализ слова "лиса" (рекомендуемтся выделять последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).
Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л"] - согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.
Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] - согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.
Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А - звук [А] - гласный, обозначаем красным цветом.
Все характеристики звука даются УСТНО (записывать не надо).
Назови все звуки в слове ЛИСА [Л"], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.
Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску) , постель... (заправила) , сделала... (зарядку), косички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А порошок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).
К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.
Выставляются предметы, игрушки.
В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаика.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игрушечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабудки, мимозы).
Развитие слухового внимания и памяти
Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: незабудки, розы, мимозы.
Дети повторяют слова в заданной последовательности.
Звуко-слоговый анализ и синтез
Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите головки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.
Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет первый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекоза), за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).
Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове
тазы.
А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой
первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру
жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков?
На каком месте согласный звук з? "
Физминутка
Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.
Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!
Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,
В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.
В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,
Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.
В. Волина
8. Произношение звука з в предложениях. Составление
предложений по опорным словам. Практическое усвоение
форм глагола звонить
Расскажите, как дети играли с игрушками.
Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.
Логопед предлагает схемы предложений.
Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позвонить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.
Телефон подносится к ребенку.
Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.)
Произношение звука з в связной речи
Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистого-ворки со словом коза.
За-за-за, на лугу стоит коза. Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу. Зы-зы-зы, колокольчик у козы. За-за-за, уходи домой, коза.
А вот и Зоины чистоговорки. Повторим, их вместе с ней.
У Зайки Бубы заболели зубы. Зоя - зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Моем Лизу мы в тазу.
10. Знакомство с буквой з
Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взяла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (На цифру три.)
3 - не просто завитушка,
3 - пружинка, крендель, стружка.
B.Степанов
На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.
C. Маршак
11. Чтение слогов за, зо, зу, зы.
Составление слов из раз
розненных слогов
Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.
Итог занятия
Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)
Тема «Звуки з, з" и буква з»
ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ
Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.
Ход занятия
Оргмомент.
На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земляне, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки з, з"
Сообщение темы занятия
Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з".
3. Характеристика звуков з, з"
по артикуляционным и аку
стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами