Контрольная работа по обществознанию на тему: " Человек и природа". Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу Тест 7 кл воздействие человека на природу
Тест «Общество и природа»
1 вариант
1.
1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;
2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;
3) строительство пирамид в Древнем Египте;
4) распад империи Карла Великого.
2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:
1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;
2) природа полностью определяет развитие общества;
3) общество не оказывает существенного влияния на природу;
4) природа и общество воздействуют друг на друга.
3.
А. Исторически общество «старше» природы.
Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.
4. Верны ли следующие суждения?
А. Природная среда оказывает значительное воздействие на современное общественное развитие.
Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Соотнесите понятия и их характерные признаки.
ПризнакиПонятия
1) подчиняется только объективным законам развития;
А) общество;
2) является формой совместной жизнедеятельности людей;
Б) природа.
3) является естественной средой обитания людей;
4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.
6. Как соотносятся между собой природа и общество:
1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;
2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;
3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;
4) общество развивается, а природа неизменна, статична.
7. Примером взаимодействия общества и природы является:
1) в современных условиях;
2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией;
3) развитие сферы образовательных услуг;
4) рост городов в результате отделения ремесла от .
Тест «Общество и природа»
2 вариант
1. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»;
2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;
3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;
4) деление дружины на старшую и младшую.
2. Отношения общества и природы характеризуются:
1) полным доминированием общества над природой;
2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе ;
3) зависимостью общественных процессов от природной среды;
4) поглощением природой общественных отношений.
3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Развитие ресурсосберегающих технологий уменьшает вредные выбросы в атмосферу.
Б. Ежегодные разливы Нила способствовали образованию илистых плодородных почв.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения?
А. История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее.
Б. История различных стран и народов показывает, что природные факторы оказывают на общественное развитие значительное влияние.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:
1) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;
2) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;
3) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;
4) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;
5) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;
6) общество и природа никак не связаны между собой.
6. Общество, в отличие от природы:
1) является развивающейся системой;
2) подчиняется объективным законам развития;
3) обладает способностью к самопознанию;
4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.
7. Какой из приведенных примеров отражает взаимосвязь общества и природы:
1) изменение климата под воздействием вулканической деятельности;
2) влияние солнечной активности на физическое состояние человека;
3) рост производительности труда в результате усовершенствования средств производства;
4) улучшение агротехнических приемов возделывания почвы.
Тест «Общество» В 2
А1. Обществом в широком смысле слова называют:
1) объединение людей по интересам
2) жителей той или иной страны
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
А2 . Человек воздействует на природу:
- Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий
3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно
А3. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем
3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и внутри них
А4 . Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
1)экономического развития страны 2)политического развития страны
3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений
А5 . Верны ли следующие суждения?
А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».
Б. «Государство порождает общество».
А6 . Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:
1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере
А7 . Характерной чертой западной цивилизации является:
- низкая социальная мобильность
- длительное сохранение традиционных правовых норм
- активное внедрение новых технологий
- слабость и неразвитость демократических ценностей
А8 . Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
- революционный характер перемен
- скачкообразность
- насильственные методы
- постепенность
А9 . К числу глобальных проблем не относится:
- угроза ядерной войны
- распространение наркомании
- дефицит природных ресурсов
- атеизм как противопоставление религиозной идеологии
А10. Демографические проблемы порождены:
- гонкой вооружения
- соперничеством СССР и США
- быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
- загрязнением окружающей среды
А11 . Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А12 . Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:
- эволюции человека как гармонично развитой личности
- улучшении нравов
- развитии науки и разума
- росте идеалов истины и справедливости
А13 . Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?
- любая последовательность событий
- живая память общества, народа, социальной группы
- прошлое, давно минувшее
- сущностная динамика общественного развития
А14 . Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - культура» верны?
А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения?
Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):
А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.
Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие - для природы.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А16 . Вопросы власти, государства решаются в:
1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере
А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:
1) динамичную систему
2) часть природы
3) весь окружающий материальный мир
4) взаимодействие людей в социальных группах
А18 . Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
- возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
- строительство египетских пирамид
- распад империи Карла Великого
- объединение земель вокруг Москвы
А19. Природные условия России:
- были благоприятны для занятия земледелием
- позволяли тщательно обрабатывать землю
- требовали крайнего напряжения сил
- слабо влияли на жизнь людей
А20. Верны ли суждения?
Геополитическое положение России было
А. Благоприятным для развития страны.
Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики
3)экономики и социальных отношений 4)экономики и культуры
А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?
1)стремление к прогрессу 2)«непрерывность», плавность исторического процесса
3)высокая социальная мобильность 4)стремление максимально использовать природу в своих целях
А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
1)личность подчинилась обществу 2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
3)усилилось внеэкономическое принуждение 4)возросла социальная мобильность
А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А 25 . Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служит проявлением тенденции
- модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации
Часть В.
В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«... среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
Ответ: _____________________________________________
В2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».
Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.
Ответ___________
В 3 . Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответ___________
В 4 . Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества
- Преимущественное развитие тяжелой промышленности
- Медленные темпы социального развития
- Жесткая, иерархическая структура общества
- Развития система общественного разделения труда
- Высокая социальная мобильность населения
- Преобладание в экономике аграрного сектора
Ответ____________
В5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений
(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором - индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.
Ответ__________
В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»
Ответ________________
В 7 .Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации . Номера запишите в порядке возрастания.
- Потребительское отношение к природе
- Уважение к традициям и законам
- Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
- Разнообразие норм социального поведения
- Разработка фундаментальных научных теорий
- Консерватизм
Ответ___________________
Вариант № 615373
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Человек влияет на природу
1) положительно
2) не влияет на природу
3) и положительно, и отрицательно
4) отрицательно
Ответ:
Что является отличительным признаком морали?
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
Ответ:
Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как
1) личность
2) администратора
3) интеллигентного человека
4) профессионала
Ответ:
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Одно из проявлений свободы человека - возможность поступать по своему усмотрению.
Б. Свобода - это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей - критики, искусствоведы - высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
1) элитарной
2) народной
3) поп-культуре
4) массовой культуре
Ответ:
Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.
Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какой признак характеризует командную экономическую систему?
1) свободное ценообразование
2) многообразие форм собственности
3) свобода хозяйственной деятельности
4) централизованное планирование
Ответ:
И в рыночной, и в командной экономике
1) существует товарный дефицит
2) устанавливаются хозяйственные пропорции
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) труд является товаром
Ответ:
В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?
1) рыночной
2) административной
3) традиционной
4) командной
Ответ:
Верны ли следующие суждения?
А. В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется
2) этническая принадлежность человека
3) престиж семьи
4) социальный статус личности
Ответ:
В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру
Ответ:
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Умение сглаживать конфликты - пример отклоняющегося поведения.
Б. Преступление - пример отклоняющегося поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Тоталитарный режим отличает
1) всесторонний контроль государства над жизнью общества
2) гарантия прав и свобод граждан
3) деятельность свободной прессы
4) наличие государственного аппарата
Ответ:
Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?
1) Парламент принял поправку в Налоговый кодекс.
2) Президент страны одобрил инициативу депутатов.
3) Депутаты парламента провели уроки в школах.
4) Жители микрорайона провели митинг против строительства торгово-развлекательного центра на месте сквера.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?
А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.
Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Право, как совокупность норм, в отличие от морали
1) обеспечивается принудительной силой государства
2) является общественным институтом
3) регулирует общественные отношения
4) устанавливает нормы поведения в обществе
Ответ:
Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка
1) жить и воспитываться в семье
2) на выражение собственного мнения
3) на уважение человеческого достоинства
4) на общение с родственниками
Ответ:
15-летний Кирилл решил поработать в летние каникулы. На какую вакансию его, согласно закону, работодатель вправе принять?
1) курьер в книжном магазине
2) продавец в табачном киоске
3) грузчик в супермаркете
4) водитель трамвая
Ответ:
Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Б. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между нормами права и морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1) регулируют жизнь общества
2) принимаются государством
3) формально закреплены
4) устанавливают правила поведения
Ответ:
Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.
(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
Ответ:
В стране Z в 2010 г. было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем вы ссылаетесь на мнения ученых, научные факты?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в графической форме.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
2) Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.
3) Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
4) Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
5) Часто ссылаются на мнения ученых меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.
Ответ:
Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.
Результаты выполнения задачи, представленные в таблице, были проанализированы администрацией школы. Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной по результатам выполнения работы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Обучающиеся не поняли смысла задания.
2) Девятиклассникам не нравятся уроки обществознания.
3) В обоих классах необходимо выделить дополнительное время для изучения соответствующих статей Трудового кодекса.
4) Большинство обучающихся обоих классов готовы совмещать учёбу с работой.
5) Значительные доли обучающихся обоих классов не знают правил заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.
Ответ:
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Народ - источник власти
Народ - источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Народ - источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.
Народ - источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)
Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)
Тест
«Особенности взаимодействия природы и человека»
Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы:рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия ветра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океанов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, солнечная энергия, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.
(Ответ: уголь, нефть, железосодержащие руды, медный колчедан, полиметаллические руды, природный газ, торф.)
Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания ихэкологической безопасности: гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках; ГЭС на горных реках; атомные электростанции; солнечные станции; теплоэлектростанции (ТЭЦ) на угле; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на торфе; ТЭЦ на мазуте; приливно-отливные электростанции; ветряные электростанции.
(Ответ: солнечные станции; ветряные электростанции; приливно-отливные электростанции; ГЭС на горных реках; ГЭС на равнинных реках; атомные электростанции; ТЭЦ на природном газе; ТЭЦ на мазуте; ТЭЦ на угле; ТЭЦ на торфе.)
Урбанизация– это процесс:
а) роста численности населения;
б) роста доли городского населения;
в) загрязнения среды отходами;
г) усиления давления человека на среду обитания.
(Ответ: б.)
Почему ученые-экологи считают,что люди,экономно расходующие воду,электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, реально охраняют природу?
(Ответ: при этом они сохраняют ресурсы и меньше загрязняют окружающую среду.)
Почему в большинстве стран сокращаются площади лесов?
(Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища, города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых.)
В атмосфере Земли содержится20,95%:
б) кислорода;
в) углекислого газа;
г) углеводородов;
(Ответ: б.)
Парниковый эффект,вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа,приводит к:
а) понижению температуры нижних слоев атмосферы;
б) повышению температуры нижних слоев атмосферы;
в) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;
г) отравлению организмов.
(Ответ: б, в.)
Доля какого газа в атмосфере Земли увеличивается вследствие деятельности человека?
(Ответ: углекислого газа. )
Почему в черте города заболеваемость деревьев выше,а продолжительность их жизнименьше, чем в близлежащей сельской местности?
(Ответ: это связано с повышенным содержанием вредных соединений в атмосфере и почве города; сильной запыленностью, которая ухудшает фотосинтез; нарушением воздухо- и водообмена в почве при строительстве дорог и укладке асфальта; засоленностью почвы; механическими повреждениями растений; отсутствием в почве нужного количества элементов питания из-за нарушения круговорота элементов.)
Озоновый слой находится в:
а) нижнем слое атмосферы;
б) верхнем слое атмосферы;
в) верхнем слое океана;
г) глубине океана.
(Ответ: б.)
Почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимопроектировать параллельно, а не перпендикулярно направлению основных ветров?
(Ответ: при параллельном расположении магистралей ветер выдувает с приземного слоя вредные автомобильные выбросы и уменьшает их концентрацию на дорогах. В противном случае вредные вещества будут относиться с дорог в зону застройки.)
Дайте прогноз состояния окружающей среды при понижении концентрацииуглекислого газа в атмосфере.
(Ответ: глобальное похолодание, оледенение северных и высокогорных территорий, уменьшение осадков, сокращение площади океана, изменение границ природных зон, опустынивание внутриконтинентальных территорий, уменьшение продуктивности растений.)
Расчеты,проведенные учеными,говорят о том,что в ближайшие150–180летколичество атмосферного кислорода сократится на одну треть по сравнению с настоящим временем. Какие виды человеческой деятельности способствуют сокращению доли кислорода в атмосфере?
(Ответ: увеличение количества сжигаемого топлива; сокращение площади лесов и вообще растительности; увеличение площади пустынь; загрязнение водоемов и гибель водных растений.)
Растительность Западной Европы,северо-востока США и некоторых других районовземного шара вырабатывает во много раз меньше кислорода, чем его потребляют промышленность и гетеротрофные организмы, обитающие на этих территориях. Почему на этих территориях сохраняется жизнь?
(Ответ: сохранение жизни на этих территориях происходит благодаря перемешиванию газов в атмосфере. Сюда перемещается кислород из других районов Земли.)
Рассмотрите таблицу,в которой показано количество выбрасываемых в атмосферугорода основных загрязняющих веществ в год.
Поступление в атмосферу города загрязняющих веществ (в тыс. т/г)
Загрязняющие вещества | Стационарные источники | Транспорт |
Оксид серы | ||
Оксид углерода | ||
Оксид азота | ||
Летучие органические соединения | ||
Нефтепродукты | ||
Рассчитайте, какое количество загрязняющих веществ в год (в тыс. т) выделяют в атмосферу города транспорт и стационарные источники (заводы, фабрики и т.п.). Кто загрязняет атмосферу больше: транспорт или стационарные источники? Во сколько раз? Рассчитайте, сколько килограммов атмосферных загрязняющих веществ приходится в год на одного жителя города (население составляет 10 млн человек).
(Ответ: транспорт выделяет 911,3 тыс. т загрязняющих веществ в год, а промышленные стационарные источники – 272,8. Всего в атмосферу города в год попадает 1184,1 тыс. т
веществ. Транспорт выделяет в атмосферу в 3,3 раза больше веществ, чем промышленность. На одного жителя в год приходится примерно 118,4 кг вредных веществ, выброшенных в атмосферу города.)
Расшифруйте аббревиатуры ПАВ,СМС,ГЭС,АЭС.
(Ответ: поверхностно-активные вещества; синтетические моющие вещества; гидроэлектростанция; атомная электростанция.)
Перечислите отрасли хозяйства–основные потребители пресной воды.
(Ответ: орошение сельскохозяйственных земель, городское хозяйство, металлургия, химическая промышленность (производство капрона, каучука и др.), целлюлозно-бумажная промышленность.)
Перечислите отрасли хозяйства,в наибольшей степени загрязняющие поверхностные иподземные воды.
(Ответ: целлюлозно-бумажная, химическая, металлургическая, нефтеперерабатывающая, текстильная промышленность; сельское хозяйство.)
Известно,что составляющие нефть вещества в воде в основном нерастворимы и,всравнении с другими загрязнителями, слабо токсичны. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?
(Ответ: нерастворимые нефтепродукты покрывают воду тонкой пленкой, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой.)
Ежегодно вследствие аварий на нефтепроводах и танкерах,промышленных итранспортных выбросов, мойки автомашин, судов, цистерн и трюмов танкеров в Мировой океан попадает 14 млн т нефти. Один грамм нефти (нефтепродуктов) способен образовать пленку на площади 10 м2 водной поверхности. Определите площадь ежегодного загрязнения мировых водоемов.
(Ответ: 140 млн км2.)
Во льдах Гренландии,датированных800г.до н.э.,содержится0,0004мкг свинца на1кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?
(Ответ: соединения свинца попадают во льды Гренландии главным образом с осадками и пылью, приносимыми из других районов Земли. Развитие промышленности и хозяйственная деятельность людей приводит к многократному, по сравнению с естественным фоном, увеличению выбросов всевозможных веществ, которые распространяются на большие расстояния от источника загрязнения.)
Где накапливаются уносимые с полей химические вещества,применяемые в сельскомхозяйстве?
(Ответ: главным образом в водоемах. Из воды эти вещества попадают в водные растения, беспозвоночных, рыб и другие организмы. По цепям питания они могут вновь попадать в организмы сухопутных видов. Часть химических веществ откладывается в иле и наносах рек. Часть остается в почве и глубоких слоях грунта.)
В чем преимущество замкнутых технологий использования воды по сравнению состроительством совершенных очистных сооружений?
(Ответ: даже самые совершенные промышленные очистные сооружения не способны полностью очистить канализационные и промышленные стоки вод. В замкнутых технологиях вода, используемая в производстве, не попадает в окружающую среду, поэтому не происходит ее загрязнение.)
Сплав срубленных деревьев по рекам экономически очень выгоден(не надо строитьдороги, использовать дорогостоящую технику и т.д.). Почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?
(Ответ: при сплаве часть деревьев тонет, засоряет берега, оседает на излучинах реки, на дно реки попадает большое количество коры и частей сплавляемых бревен. На многих северных реках нашей страны утонувшие деревья выстилают дно на несколько метров вглубь. Гниение этой древесины и коры сопровождается потреблением большого количества кислорода и выделением разнообразных ядовитых веществ. Это приводит (особенно в жаркое лето) к массовой гибели водных организмов. В таких реках постепенно исчезает и рыба.)
Куда можно вывозить и выгружать(учитывая экономические и экологическиепоследствия) собранный на дорогах города снег? Выберите правильный ответ и обоснуйте его:
а) на поле;
б) в реку или озеро;
в) в специально вырытый котлован; г) в любое место.
(Ответ: в. Снег, собранный с дорог, содержит большое количество вредных веществ (нефтепродукты, кислоты, соли, резину, сажу и многие другие соединения). Попадание этих веществ в водоемы, на поля, в леса без природной или искусственной очистки опасно.)
Часто вдоль одной стороны дороги,проходящей через лес,можно заметить выпадениедеревьев и заболачивание почвы. Объясните, почему это происходит. Как можно исправить это положение при строительстве дорог?
(Ответ: в таких местах дорога или тропа перегораживает сток вод (поверхностный или грунтовый). Поэтому выше по течению начинается заболачивание, что и приводит к выпадению деревьев и смене растительности. Избежать подобных явлений можно строительством дренажных труб под дорогами.)
Объясните,почему экологи считают,что сбор металлолома и макулатуры–это важноеприродоохранное мероприятие.
(Ответ: вторичное использование сырья позволяет значительно уменьшить изъятие его из природы, особенно это касается невозобновимых и ограниченных природных ресурсов. В результате уменьшается нагрузка на природу, обусловленная добычей сырья, экономятся само сырье, энергия и человеческий труд, уменьшается загрязнение окружающей среды отходами и т.д.)
Перечислите невозобновимые полезные ископаемые,запасы которых в первойполовине ХХI в., по прогнозам, будут исчерпаны более чем наполовину.
(Ответ: нефть, а также руды, содержащие никель, кобальт, свинец, цинк, вольфрам, серебро, медь и другие.)
Как необходимо проводить вспашку почвы(или формирование грядок)на склоне,чтобы предотвратить почвенную эрозию (выберите правильный ответ и обоснуйте его):
а) вдоль склона;
б) поперек склона;
в) по диагонали склона.
(Ответ: б. Такая распашка будет в наибольшей степени предотвращать смыв оголенной почвы по склону.)
В степных экосистемах в течение длительного времени формировались самыеплодородные почвы: черноземные и каштановые. В 50-е г. ХХ в. в СССР и в Канаде проводилось освоение целинных земель: распашка степей для выращивания на них пшеницы и других зерновых культур. Почему некоторые ученые выступали против распашки степей и использования их для выращивания сельскохозяйственных культур? К каким последствиям может привести частая обработка (в первую очередь отвальная вспашка) почвы в степи?
(Ответ: сильный ветер и частые засухи в степях могут приводить к тому, что при оголении почвы во время вспашки плодородный слой будет выветриваться. Кроме этого, степная трава и подушка из прошлогодней пожухлой растительности создают особый микроклимат и поддерживают более высокую влажность в степных экосистемах. Частая обработка почвы (особенно вспашка) может привести к потере почвенного плодородия и, в конечном итоге, к опустыниванию. Поэтому ученые рекомендовали либо отказаться от распашки степи, либо проводить безотвальную вспашку, а не традиционную – отвальную. Со временем правильность этой точки зрения подтвердилась.)
Объясните,почему на реках,вдоль которых вырублен лес,уровень воды непостоянен:если выпадает мало осадков – уровень значительно понижается, если прошел дождь – возможен выход воды из берегов, затопление населенных пунктов, полей и т.д. Почему на лесных реках наводнения случаются редко?
(Ответ: растительность леса уменьшает скорость прохождения воды с водосборной территории в реки в сотни раз. В результате вода (по подземным и наземным потокам) поступает в реки равномерно, что исключает наводнения или обмеление водных потоков.)
Правильны ли утверждения(да или нет):
а) за последние 10 тыс. лет человеком на планете уничтожено 2/3 лесов;
б) ныне площадь вырубок существенно превышает площадь посадок деревьев;
в) вырубленные участки влажных тропических лесов довольно быстро восстанавливаются в прежнем составе;
г) опустынивание не может происходить в результате вырубки лесов;
д) наибольшее число пожаров происходит по естественным причинам;
е) биологические меры борьбы самые неэффективные, действуют недолго;
ж) наиболее эффективна охрана редких растений в парках и курортных зонах;
з) занесение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающей его существованию;
и) растительность, в том числе леса, – это невозобновимые природные ресурсы;
к) экономический ущерб, приносимый лесу пожарами, превышает урон от вредителей и болезней.
(Ответ : «да» – а, б, з, к; «нет» – в, г, д, е, ж, и.)
- Какими были основные занятия первобытного человека?
- Что такое производящее хозяйство?
- Что изменилось в жизни людей в связи с его появлением?
Писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, - говорит он, - но на всех языках мира оно звучит одинаково.
И выражает одно и то же - понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...» Как ты понимаешь слова писателя? О какой вселенской беде он говорит? Расскажи, что ты знаешь об экологическом кризисе на планете.
«Вторая природа»
Как свидетельствуют учёные, человек разумный появился на Земле намного позже других живых существ - рыб, насекомых, птиц, млекопитающих. Он стал влиять на жизнь многих животных, растений. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Вряд ли охота, собирательство - основные занятия первобытного человека - были экологически вредными. К тому же в древности людей на Земле было совсем немного. Однако со временем отношения человека с природой стали меняться.
Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к оседлому образу жизни и т. д. - короче говоря, о развитии производящего хозяйства. Человек способен к творчеству, благодаря которому он создаёт что-то новое, «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также научные труды, произведения искусства. Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.
Как ты понимаешь выражение «вторая природа»?
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?
Экология - это наука о взаимодействии человека с природой. Её название происходит от греческого слова «ойкос», которое означает «дом», «жилище», «место пребывания». Природа ведь и есть дом, в котором мы живём, то место, где все мы, люди, пребываем. Поэтому мы должны беречь своё природное жильё, уважать всех, кто в нём живёт.
Человек, увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он решил, что победил природу, стал её царём и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: принялся вырубать леса, добывать из недр земли полезные ископаемые, расходовать пресную воду и т. д.
К тому же рост промышленности сопровождается регулярными техногенными (порожденными техникой) авариями - взрывами атомных объектов, прорывами трубопроводов, выбросом радиоактивных материалов, газа, нефти, ядовитых веществ и т. д. Весь мир был потрясён трагедиями Чернобыльской АЭС (1986), японской АЭС «Фукусима-1» (2011), страшной нефтяной катастрофой в Мексиканском заливе (2010) и др.
А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, видел ли ты когда-нибудь морскую корову? Не видел. И не увидишь никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Оно имело длину 10 м и вес 4 тонны, отличалось безобидным и доверчивым характером. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других видов животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» - в ней перечислены животные, которых мы никогда больше не увидим.
-
Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.
Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (ресурсы) делятся на две группы - исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые. К ис-черпаемым относят богатства недр - уголь, металлические руды, нефть, газ, а также почву, растительный и животный мир. К неисчерпаемым богатствам относят воду (особенно воду Мирового океана), климатические ресурсы (воздух и энергия ветра), космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов).
Загрязнение атмосферы
Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно ли сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля? К сожалению, можно. Точнее, так: загрязнённый воздух, загрязнённый лес, загрязнённая вода и почва. В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.
Начнём с воздуха. Учёные указывают на две причины загрязнения атмосферы. Существует естественное, природное загрязнение, например извержение вулканов, которые выбрасывают на поверхность Земли тысячи тонн различных веществ. Однако самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная прежде всего с сжиганием топлива.
Человек готовит пищу, обогревает жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо. И делает он это тысячи лет. Сначала горели обычные костры, а потом появились необычные, образно говоря, «научно-технические» - топки паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций. А ещё прибавь к этому миллионы двигателей внутреннего сгорания, реактивные двигатели и, наконец, атомные реакторы. Чем же все они опасны?
Во-первых, любой костёр нужно «кормить» - подбрасывать топливо. Значит, нужно добывать его в огромных количествах. К тому же, чтобы костёр горел, требуется кислород, который необходим всем живым организмам, а «научно-технические костры» сжигают всё больше атмосферного кислорода.
Тебе, наверное, нравится ездить на автомобиле. А знаешь ли ты, что этот уютный домик на колёсах - один из самых страшных пожирателей кислорода? За одну только поездку, например из Москвы в Петербург и обратно, легковой автомобиль способен поглотить его столько, сколько тебе необходимо на целые сутки. Но ведь по Земле ездят миллионы автомобилей. Вот и подсчитай, какое количество кислорода они отнимают у живых существ. При этом учти, что количество кислорода, поступающего в атмосферу, постоянно сокращается из-за вырубки лесов, загрязнения рек, морей, озёр и океанов - основных производителей кислорода. По подсчётам учёных, в ближайшее столетие количество кислорода в атмосфере сократится на одну треть. Чем тогда дышать?
Во-вторых, любой костёр дымит. Присмотрись к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы ты изобрёл устройство, которое смогло бы улавливать эти частички, то за год набрал бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумай, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжёлые болезни.
В результате промышленного загрязнения воздуха над большими городами мира нередко нависает ядовитый туман - смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.
Чем опасно загрязнение атмосферы? Каковы основные причины загрязнения атмосферы?
Загрязнение воды и почвы
Есть такая поговорка «Беда не приходит одна». Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля - вся биосфера. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Представь себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как думаешь, приятно, когда тебе на голову льётся такой «освежающий» душ? А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.
Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.
А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов - горы мусора, канализационные стоки. Куда всё это уходит? И как при этом чувствует себя природа?
Печальные ответы на эти вопросы даёт наука. Она говорит: воды на Земле очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды. Некоторые государства уже привозят воду из других стран или перегоняют её по трубам, как нефть. Вот и решай, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.
А как чувствует себя почва - одно из великих чудес Земли? Учёные предполагают, что такого плодородного слоя больше нет нигде во всей Вселенной. Даже на Земле не везде есть почва (она отсутствует в пустынях, в горах). От этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва даёт нам пищу. Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. Под воздействием человеческой деятельности почва загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами. Её площадь на Земле постоянно сокращается, за последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага перегнивает только через 2 года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет - через 50-60 лет.
Как видишь, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, ты тоже видишь. Значит, теперь ты понимаешь, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, и знаешь, откуда пришла беда и почему она стала вселенской.
Проверим себя
- Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?
- Каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения?
- Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?
- Объясни, как относятся люди к исчерпаемым ресурсам.
- Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?
В классе и дома
- Подготовь короткое сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определи основные источники их загрязнения.
- Посети краеведческий музей. Найди материалы и подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.
- Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.
- Научись убирать за собой, никогда и нигде не мусорить. Привыкни к этому сам и объясни другим, почему нельзя загрязнять окружающую среду.
- В одной шутливой песенке поётся: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?