Роль национально-религиозных обрядов и их упорядочения в формировании религиозного сознания таджиков. Религиозные обряды и обычаи у христиан Роль обрядов в разных религиях
Роль национально-религиозных обрядов и их упорядочения в формировании религиозного сознания таджиков
ислам таджикистан религия
Сегодня ислам в Таджикистане представляет собой сложное и разнообразное явление, включающее в себя самые различные, и порой, противоречащие друг другу концепции, учения и практики. Она признается неотъемлемой частью нашей национальной культуры. Ислам не только религия, но и культура и образ жизни. В рамках исламской цивилизации сложилась одна из передовых систем духовно-нравственных и политико-правовых ценностей. Можно с уверенностью сказать, что накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Роль ислама как одной из развитых монотеистических религий и как передовой формы культуры в духовном прогрессе человечества, в истории мировой цивилизации никто не может оспаривать.
Чтобы позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью национальной культуры и вносили созидательный вклад в духовное обновление без реформы религиозного мышления в силу того, что оно остается и, видимо, в ближайшие несколько десятилетий будет оставаться основным и массовым сознанием таджикистанского населения, формирование религиозного сознания кажется невозможным. Одновременно упорядочение и урегулирование религиозных и народных традиций и обрядов является важным этапом в деле реформирования религиозного сознания. Одной из основных причин неорганизованности и излишней расточительности наших религиозных и народных обрядов и церемоний является низкий уровень религиозной образованности населения и сохранение суеверных наслоений в его сознании. Уровень религиозной просвещенности имеет серьезное значение в формировании национальных и религиозных традиций и образа жизни народа республики. Необходима модернизация религиозного мышления как необходимый шаг на пути оптимизации религиозного фактора, во многом зависит от усовершенствования религиозной образовательной системы.
Одной из важнейших форм общественного сознания для каждой нации и общества являются обычаи, обряды, традиции и ритуалы. Таджикский народ в зависимости от исторических условий и своего социально-экономического положения уже в очень древние времена создавал позитивные и поучительные обряды и обычаи, которые развивались и совершенствовались на протяжении тысячелетий и сегодня стали частью его национальной культуры.
Религиозные традиции давно воспринимаются как неотъемлемая часть национальной культуры, национальных обычаев и соблюдаются именно как традиция даже теми, кто не относит себя к верующим; в то же время верующие национальные традиции отождествляют с религиозными обрядами, которые пронизывают всю обыденную жизнь людей. Да и сами религиозные традиции впитали в себя многие народные обряды и традиции, зародившиеся еще в домусульманский период истории народа. Народные и национальные традиции и обычаи, смешиваясь с религиозными ценностями, приобретают сакральность и легитимность. Таким образом, они выступают в роли регулятора в процессе всей жизни людей, в роли неписанного нравственного закона и способа передачи социального опыта и традиций последующим поколениям.
Традиции, обычаи и обряды нашего народа формировались и совершенствовались в основном в рамках двух исторических цивилизаций - арийской и исламской. Значительная часть этих традиций, обычаев, обрядов, праздников и ритуалов, соблюдаемых сегодня нашим народом, являются продуктом исламского периода. Их становление, формирование и трансформация связаны с социальными функциями религии, которые она выполняет в обществе.
В современном таджикском обществе и сегодня остаются регулятивно-обрядовая и связанная с этой коммуникативная функции религии. Хотя значение религии как комплекса представлений, верований, моральных норм, форм поведения, правовых и общественных институтов значительно шире, чем богословские концепции и сумма ритуалов. Дело в том, что любая религия включает в свой состав значительные элементы традиционной культуры и сложившиеся бытовые (гражданские) обряды, взаимодействует с ними, подвергая их при этом определенной трансформации в соответствии со своими мировоззренческими доктринами. И когда мы говорим о регулятивно-обрядовой функции религии в нашем обществе, имеется в виду не только культовая сторона религии, но и гражданско-бытовая сторона жизни народа, неотделимая от религии. Обряды в религии как важный компонент религиозного культа выполняют не только чисто религиозную функцию (то есть почитание Бога), также они, интегрировавшись с гражданскими обрядами, несут с собой еще важные социально-нравственные и консолидирующие функции.
Ислам (точнее, так называемый народный ислам) среди мусульман Центральной Азии и особенно Таджикистана в советский и постсоветский периоды имел и имеет больше церемониально-обрядовый характер, чем мировоззренческий. Этот характер ислама ограничивается именно рамками гражданско-религиозных обрядов, таких как брак, обрезание, похороны и послепохоронные обряды.
Если классифицировать традиционные так называемые исламские обряды, их можно разделить минимум на три группы:
- 1) обряды богослужения (богопочитания), такие как молитва (намаз или салот); пост (руза, савм) в месяцы рамазан, раджаб и в других случаях; паломничества; жертвоприношения; разного рода восхваления и просьбы у Бога (ду"о, зикр, муноджот) и т.д.;
- 2) религиозно-гражданские обряды, такие как обрезание (хатна), бракосочетание (никох), отпевание покойного (джаноза), похоронная милостыня (искот, хайрот), поминовения (худои);
- 3) обряды магически-лечебного характера, такие как сорокоразовое чтение суры «Я-Син» Корана (чильёсин), изготовление талисманов (туморов, бозубандов), освящение воды (таштоб) и т.д.
- 4. Так называемые женские ритуалы- мушкулкушо, бибисешанбе, мавлуд и т.п. (Там, где официальная идеология или религия не отвечает адекватным образом на нужды женщин, не инкорпорирует (не включает) их как полноправных членов в свою ритуальную деятельность, а также не обеспечивает хороших ролевых моделей для них, женщины, так или иначе, создают свою собственную систему религиозных верований и ритуалов. Эта система, сложным образом переплетаясь с культурой, играет большую, если не ведущую, роль в духовной жизни женщин).
Все эти обряды относятся к сфере жизнедеятельности общества, и ни один из членов общества, даже если он неверующий, не может не соблюдать ряд общепринятых национально-религиозных традиций. Особенно это касается похоронного и послепохоронных обрядов.
Следует отметить, что почитание памяти предков - один из древнейших обрядов у верующих не перестал быть необходимой основой религиозности и важным элементом религиозных представлений до сегодняшнего дня. Религиозные элементы похоронного обряда соблюдали всегда, даже при жестком преследовании со стороны органов коммунистического режима при Советском Союзе, и даже в отношении коммунистов, невзирая на его или ее убеждения при жизни.
В похоронном обряде совмещены и другие, социально-эмоциональные функции религии. Это компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная, интегративная и нравственно-психологическая функции. При похоронном обряде человек, потерявший своих близких и родных, имеет очень повышенное чувствительно-эмоциональное состояние, подавленность горем и готов соблюдать все необходимые традиционные предписания, дабы не обидеть дух и память покойного и, более того, не стать мишенью насмешек и порицания окружающих и соседей.
С другой стороны, широкое участие людей: родных, близких, друзей, родственников, знакомых, коллег, в такомине отделимая т религии.а.а релинии, но и гражданско-бытовая сторона жизни народа.стви уры и сложившиеся бытовые онцепции и Сум обряде само по себе свидетельствует о его интегративной функции. Оно как бы является показателем культурно-религиозной общности и социальной сплоченности общества. После распада Советского союза и в период гражданской войны культурно-религиозные общности оказывались более жизнеспособными и накладывали глубокий и длительный отпечаток на различные стороны общественной жизни. Это помогло нам сохранить коллективистское сознание.
Названные обряды сами по себе стихийно служат в деле воспроизводства религии. Все обряды и ритуалы (от похорон до поминок и годовщины, брак и т.п.) проходят с участием духовного лица и их активного наставления и пропаганды основ религии. Эти обряды имеют исключительное значение в деле воспроизводства и сохранения высокого уровня религиозности среди населения страны.
Функции религии сохранялись даже при коммунистическом режиме и, конечно, становятся более открытыми и активными в современных реалиях. Соблюдение таких обязательных положений религии, как ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан, паломничество и других, с каждым годом становится более массовым. Хотя по сравнению с другими мусульманскими странами совершение пятикратного намаза не носит массового характера, но соблюдение поста в месяце рамазан год за годом приобретает все более массовый характер, и данный месяц становится религиозно-насыщенным временем года. Число молящихся, пожертвования и другие религиозные ритуалы в этом месяце гораздо больше, чем в какое-либо другое время года. Празднование Рамазана - завершения поста - наряду с другими мусульманскими праздниками, такими как праздник Азха, известный у нашего народа как Иди Курбон, а у тюркоязычных народов как Курбан-байрам, Мавлуди Наби - День рождения пророка Мухаммеда, также приобретают более массовый характер.
Исследование влияния обрядов и ритуалов имеет более научно-практическое значение в связи с необходимостью реформы религиозного мышления населения и в связи с тем, что в нынешних условиях нашего общества одной из основных сфер противостояния исламских консерваторов и возрожденцев является именно проблема ритуалов и обрядов.
Уважение к человеку, почитание памяти предков и укрепление семейных уз должны составлять суть и основу этих обрядов и традиций. Ведь логика и смысл проведения таких церемоний заключается в том, что родные и близкие находятся рядом друг с другом в моменты радости и веселья, печали и горя. Этот смысл одновременно выполняет и цель проведения таких мероприятий. В этом случае при соблюдении определенного порядка меры данные обычаи и обряды могут на практике послужить в качестве серьезного элемента духовного воспитания народа и повышения его образованности и таким образом сыграть неоценимую роль в сплочении общества и развитии государства. Хотя появляются такие течения, которые выступают против такого рода традиций и обычай. То имеет разные причины.
Но в последнее время, к сожалению, в связи с низким уровнем религиозной образованности населения многие национальные обычаи и обряды, в том числе и религиозные ритуалы, которые должны были проводиться в кругу семьи и среди близких, превратились в помпезные и дорогостоящие мероприятия. Потому в нашей республике был принят Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 26 мая 2007 года.
Слепое следование народным и религиозным традициям, обычаям и обрядам и излишнее расточительство стали создавать серьезные препятствия на пути повышения уровня жизни населения. Для проведения таких церемоний люди с ограниченными финансовыми возможностями влезали в огромные долги и потом в течение многих лет работали на то, чтобы вернуть их. Это положение заставило руководство страны принять серьезные меры в направлении урегулирования данных мероприятий и привело к принятию названного закона об упорядочении народных и религиозных традиций и обрядов. Необходимо подчеркнуть, что то состояние, которое было в области проведения религиозных и народных церемоний, особенно в проведении похоронных и послепохоронных ритуалов, до принятия закона об их упорядочении волновало не только представителей власти, но и представителей духовенства страны.
На пути урегулирования этих обрядов и ритуалов имеются многочисленные социальные и психологические барьеры, для устранения которых требуется определенное время. Например, большинством людей исполнение этих обрядов расценивается как показатель того, что они являются мусульманами. Другими словами, как мы уже отметили, в настоящее время принадлежность к исламу для нашего народа носит больше ритуально-бытовой характер, тогда как религиозные и культовые ценности отошли на второй план. Часть людей не соблюдает религиозных предписаний, однако никто не считает их немусульманами. Однако несоблюдение новоявленных обычаев и обрядов, распространившихся в нашем обществе, считается признаком отчуждения от ислама, неуважения традиций предков, рассматривается даже как немусульманское, не соответствующее шариату поведение. Но последние попытки и успехи в направлении урегулирования народных и религиозных обрядов и традиций в нашей республике доказывает, что их реформирование и упорядочение возможно, и это вопрос времени.
Необходимо здесь так же отметить, что ритуалы и обычаи иногда обозначены неофициальным исламом у нас, так называемый неофициальный ислам, или бытовой, ислам в лице своих представителей имеет также чётко обозначенную мусульманскую идентичность: как служители, так и аудитория неофициального ислама считают себя мусульманами, и не усматривают в своих практиках ничего анти-религиозного.
Главную аудиторию неофициального ислама составляют женщины, но мужчины также широко пользуются услугами и продуктами неофициального ислама, хотя предпочитают это скрывать.
Практика биётун, бибихалифа, отун (женские религиозные специалисты) в северной части страны имеет широкое распространение и большую популярность среди женщин самого различного социального, профессионального и образовательного уровней. Они выполняют множество функций, а именно, проповедническую, воспитательную, психологическую и другие. Она является самым дорогим гостем на почти всех мероприятиях жизненного цикла и на мероприятиях, сопровождающих свадьбы, похороны, и т.д. Она фактически выполняет роль неформального духовного лидера среди женщин общины.
Система религиозных верований, ритуалов и обрядов, разработанная женщинами, переплетается с культурой, и играет ведущую роль в духовной жизни женщин Таджикистана.
Таким образом, система религиозных верований, убеждений, и практик, разработанная таджикскими женщинами на протяжении веков, является неотъемлемой частью таджикской культуры, вплетаясь в её рисунок и придавая ей особую поэтичность, гармонию, эмоциональность, и красоту.
Таким образом, анализируя место народных и религиозных обрядов и обычаев в общественной жизни нашей республики, можно прийти к такому заключению, что они занимают важное место в национальной культуре и образе жизни нашего народа. Большинство этих ритуалов с течением времени и под воздействием различных факторов видоизменялись и в определенной мере утратили свои изначальные цели. Упорядочение религиозных и народных традиций и обрядов является важным этапом в деле реформирования религиозного сознания народа.
Чтобы сохраняя позитивные моменты ритуалов и обрядов и в деле их регулирования необходим помнить и о определяющей роли религиозного образования в формировании религиозного сознания. Улучшение качества и повышение уровня религиозного сознания в Таджикистане возможно только путём модернизации и усовершенствования религиозного образования.
Традиции и обычаи, поддерживаемые силой общественного мнения и закрепленные в стереотипах поведения, присутствуют в жизни каждого поколения, и они играют огромную роль в возникновении, становлении и закреплении не только религиозного но и этнического самосознания. Каждое новое поколение застает уже определенные сложившиеся традиции и обычаи. Являясь концентрированным выражением опыта предыдущих поколений, они легко усваиваются, воспроизводятся и закрепляются в сознании людей.
Таким образом вышеотмеченные тенденции национально-религиозных обрядов в формировании религиозного сознания таджиков необходимо так направить, чтобы они способствовали формировании толерантности, поддержания и развития социального и духовно-нравственного здоровья различных групп молодежи. При разработке стратегии деятельности формирования религиозного сознания важно разобраться в содержании базовых понятий, которые могли бы стать ценностными основаниями. Это явление связано с тем, что ценности, в нашем случае национальные, представляют собой не только результат духовного производства, но и саму суть человеческого осознания мира, основу сопереживания, содействия, сформированные через определенные ориентиры и установки. При этом национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором отражены социальные требования к поведению личности. Национальные ценности и универсальные общечеловеческие ценности национального духа являются внутренним стержнем таджикской нации, ее культуры, непосредственно формируется в их лоне, и одновременно остается носителем этих ценностей. Национально - религиозные обряды оставаясь стержнем ценностей формируют религиозное сознание и их упорядочение в современном Таджикистане имеет большое социальное, политическое, культурное и экономическое значение.
Правда, эти зигзаги имеют частный, временный характер. Иначе говоря, бывают не только приливы, т. е. отходы от религии, но и замедление темпов и даже рецидивы религиозности , когда страна переживает трудности, когда осложняется международная обстановка или... и верят, то по преимуществу в силу традиций, привычки. Без всякого вдохновения в большинстве случаев они выполняют религиозные обряды (крещёние" венчание и т. д.). В настоящее время и обрядовая сторона играет всё меньшую роль в религии. ...
https://www..html
Понимание содержит в развитой форме все характерные для религии идеи о природе человека. Религиозные представления о человеке, отражая подавленность людей внешними природными и социальными силами, фантастически искажают реальное соотношение... умерщвления плоти, как правило, никогда не следовало им. Для оправдания образа жизни богатых религиозными идеологами изобретались дополнения о спасающей силе благотворительности, которая якобы упраздняет развращающее влияние богатства. Помимо...
https://www..html
Борьбе с природой. В дальнейшем, на следующей ступени развития, мы увидим. Что это старое религиозное представление о чудесном рождении не умирает, оно связывает угнетенных верой в божественность угнетателей, так как в рабовладельческом... старейшина, которому и приписывается в первую очередь чудесное происхождение. На этом процессе развития определенного типа религиозных верований мы остановимся несколько далее. Сейчас же следует кратко рассмотреть судьбу в фольклоре, в сказке...
https://www..html
И сила эмоционального напряжения. Если на человека одно за другим обрушиваются несчастья, то ему бывает трудно объяснить себе такое стечение обстоятельств, и, не имея твердых мировоззренческих принципов, он ищет облегчения... религиозных предписаний. Многократное повторение этого обряда приводит к тому, что у человека вырабатывается устойчивый религиозный принцип анализа всех явлений, формируется специфически религиозная структура мышления. На примере этих некоторых средств укрепления религиозной ...
https://www.сайт/psychology/15410
Было возрастание интереса к религии, к ее роли в истории, к полузабытым, казалось бы, народным традициям, праздникам и обрядам религиозного характера и происхождения: православным, мусульманским, даже языческим. Оно еще не означало собственно обращения к вере, но уже... давними, постоянными и активными членами этих религиозных объединений, более или менее основательно знающих основы вероучения своей религии и нормы ее культовой практики. Неофиты порой бывают очень активны, даже агрессивны по...
https://www..html
Первоиредков - «алчеринга», к которой относят все выдуманные эпизоды-прецеденты, рассказы о «первособытиях», которые должны объяснять цепь действительных событий религиозной жизни. Эти события, например совершение того или иного обряда у австралийцев, есть лишь повторение того, что впервые произошло во времена первопредков. У древних египтян солнце родилось «когда-то» и продолжает...
https://www..html
Публикация удалена или недоступна.
Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна
Религиозные обряды и ритуалы
Религиозные обряды и ритуалы
На заре человечества все народы были язычниками: верили в силы духов природы, поклонялись им, приносили в жертву животных и даже людей. Первые религиозные ритуалы появились уже в каменном веке, когда жрецы или волхвы отправляли культы, руководили процессом жертвоприношений и молитв. Позднее буддийские брахманы совершали религиозные ритуалы на землях Индостана, а еще через несколько веков появились первые христиане и мусульмане, и религиозные ритуалы приобрели совершенно новое значение – они содержали в себе символ поклонения единому Богу. С тех пор на протяжении многих веков менялись люди, названия государств, сменился даже климат на нашей планете, а религиозные ритуалы – одно из самых консервативных явлений на земле – отправляются по-прежнему. Вместо древних волхвов, колдунов и жрецов проведением церковных ритуалов занимаются священники, а вместо языческих капищ местом проведения ритуалов служат храмы, мечети, соборы.
Главная цель религиозного ритуала – донести молитвы до единого Бога, вера в Которого помогает жить многим поколениям людей на Земле. Ритуальные предметы – иконы, свечи, кадила, кресты – помогают в совершении обрядов и поэтому имеют такое огромное сакральное значение.
Ритуалы современного индуизма
Ритуалы индуизма значительно менялись на протяжении веков, как и сама религия. Основой индуизма является вера в связь человека с тайными силами. Ритуалы этой религии были в тесной связи с миром звезд, с периодами полнолуния и новолуния, с изменениями в природе. Как и в других древних религиях, в индуизме существовало множество обрядов, имеющих цель установить более тесную связь человека с силами природы. Особенности древних индуистских обрядов записаны в произведениях древней литературы – Ведах и Упанишадах, насчитывающих более 2,5 тыс. лет. Согласно Ведам древний жрец, арий, приносил в жертву животное, чтобы задобрить божество. Жертвоприношение совершалось при помощи священного для индусов огня.
В наше время индуистскому божеству, пудже, приносятся дары в виде венков из цветов и фруктов, палочек благовония, вкусных блюд. Около изображения божества проводятся службы, устраиваются ритуальные песни и танцы.
Уже почти 3 тыс. лет обряды совершаются жрецами-брахманами, их роль в индийском обществе довольно велика. Даже распространенные у индуистов домашние ритуалы проводятся при желательном участии жреца, называемого пурохита. До сих пор в Индии сохранилась каста неприкасаемых, которые не имеют право ходить в храмы и приглашать домой жрецов. В последние годы усилилось движение неприкасаемых за свои права, в первую очередь за разрешение участвовать в религиозной жизни. Многие индусы из касты неприкасаемых совершают обряды согласно древним Ведам, когда еще не было жесткого деления на касты и, соответственно, запретов на совершение ритуалов.
Буддизм и его ритуалы в современном мире
Буддизм, в отличие от большинства других религий, никогда не имел церковной организации и централизованного управления. Буддисты едины в одном: они хранят три основные ценности – Будду, дхарму и сангху. При этом Будда – особое существо, достигшее вершин возможной жизни на земле; дхарма – закон, открытый Буддой и объясняющий все происходящее вокруг; сангха – община равных.
В настоящее время во многих странах Азии и на территории России (Калмыкия, регионы около Монголии) проповедуется буддизм, правда, в очень разных формах и проявлениях. Так, самые экзотические светские ритуалы проходят в Японии, а в остальных странах Азии буддизм распространен в многочисленных монастырях.
В 1956 г., в год празднования 2500-летия буддизма, министр юстиции Индии Б. Р. Амбедкар призвал индийцев касты неприкасаемых проповедовать буддизм, не признающий касты в принципе. За один день в буддизм обратились более 500 человек, а министр после смерти был объявлен бодхисаттвой. Многие люди стали проповедовать буддизм в последующие годы, и правительство Индии выделило денежные суммы на развитие институтов буддологии.
В Бирме в конце ХХ в. существовало около 25 тыс. монастырей и храмов. Очень часто буддийскими монахами становятся на время, например на 2–3 месяца. Вступив в сангху, монахи четко выполняют все обряды (в основном медитации), совершают все духовные практики. Считается, что таким образом человек зарабатывает себе особую заслугу, лунью, которая поможет позднее произвести счастливую реинкарнацию. Более 80 % населения Бирмы – отправляющие культы буддисты.
Тибет славится своими монастырями с тайными ритуалами и традициями. До середины ХХ в. каждая семья в Тибете отправляла одного (а иногда и двух) сыновей в монахи, монахом в тибетском обществе являлся каждый седьмой житель.
В Китае до наших дней сохранилось несколько буддийских монастырей уникального направления – ритуалы в них сочетают буддийскую медитацию с шаманскими обрядами.
Все буддисты бреют головы налысо, носят специальные одежды и чаще всего соблюдают законы целибата.
Пасха
Великий христианский праздник, имеющий корни в языческом прошлом нашего народа, является одним из самых любимых праздников в году. Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.
Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни.
С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским.
У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда.
На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие. Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях.
Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ автора Бакленд РэймондДеструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и
Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок РальфОбязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды? В 1832 году конгресс США принял закон, обязывающий каждого американца один день в году поститься и молиться. Первые же несколько лет показали, что почти никто этот закон не соблюдает. Его не отменили, но поститься и
Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.Религиозные обряды Как и в средневековой Европе, где все праздники были религиозными торжествами или днями святых, у майя все празднества, как и почти все остальные стороны жизни, прочно ассоциировались с религией. Ярмарки, фиесты, гулянья и религиозные церемонии были
Из книги Викинги [Быт, религия, культура (litres)] автора Симпсон Жаклин Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции автора Бакленд Рэймонд Из книги Богословско-политический трактат автора Спиноза Бенедикт Барух Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель КазбековнаПоучение 1-е. Преп. Василий исповедник, епископ Парийский (Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу) I. Преп. Василий был епископом города Пария, в Малой Азии, почему и называется Парийским. Жил в VIII веке при иконоборце Льве Исаврянине и много
Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид СергеевичМногие века лучшие головы пытались найти обоснованную версию повода генерации паранормального умозаключения человека и понять религию как модель общественного мнения. Возникнув на начальной стадии прогресса человечества и зрея веками на основе неправильного воссоздания в разуме истинных явлений в природе и обществе, религиозные верования и обряды искажали восприятие мироздания и потустороннего существования, туманили умы. Укрепляясь в воспоминании поколений, верование стало частью культурного резерва общественности. В процессе совершенствования возникали религии не только людей, из которых вышел Провидец. Новые вероучения заполнили души населения разных государств: христианство, ислам и буддизм стали мировыми верованиями.
Определение термина
Религиозный обряд - священнодействие, осуществляемое по сложившемуся чину священником, является проявлением внутренней сути традиции во внешнем выражении. Церемония посылает благословение на все жизненные и духовные моменты человеческого бытия, имеет освещающее, укрепляющее и обновляющее влияние на душу и тело, направлена на достижение цели для свершения или упреждения событий, природных катаклизмов.
Подвиды
Религиозные обряды можно разделить на три вида:
- Богослужебные - это таинство, которое является составным элементом церковной литургии: освещение хлеба и воды, вынос святой плащаницы, причастие и др.
- Символические - действо, выражающее разные общие религиозные концепции, открывающие путь к общению с Богом. Например, крестное знамение, являясь символом крестных мучений Христа, одновременно служит средством защиты от инфернальных сил тайнодействия.
- Совершение религиозных обрядов на людские потребы - одобрение на учение, поездку, поминовение усопших, освещение помещений, вещей.
Что такое ритуалы?
Религиозные обряды и ритуалы зарождались в древности, некоторые сохранились до наших времен. Отличие ритуала от обряда состоит в том, что одна и та же треба производится периодически для свершения соединения с Богом. Цель проведения ритуалов заключалась в помощи при разных событиях человечества. Так, у первобытных племен существовал порядок на удачу. Перед охотой они поражали копьями нарисованных животных. Примерно тогда же появился ритуал погребения усопших, которое предполагало последовательность действий, обеспечивающих связь с загробным миром. Со временем ритуалы модернизировались, у всех религий сформировались действа единичного, ежедневного, некоторые календарного характера.
В любой вере таинство разделяется по степени ценности и важности, при этом простые предметы обретают сверхъестественные функции. Обычный хлеб после пресуществления становится Телом Христовым и носителем благодати. Наряду действуют ритуалы, которые не предусматривают такой миссии, они носят показную установку. Например, баптисты воспринимают крещение как иллюстрацию смерти Христа для спасения людей, где участник возрожден благодаря публичному покаянию.
Какие бывают ритуалы?
Ритуалы подразделяют по функциональному признаку:
- результативные - проникновение в реальность божественной силы;
- иллюстративные - демонстрация имевших место эпизодов или абстрактных догматических фактов;
- обязательные - делятся на одновременные и неодновременные.
Как обряды и ритуалы связаны с религией?
Древние люди пытались разобраться в причинно-следственной связи природных явлений, задавались вопросами о том, почему идет дождь и восходит солнце. Они одушевляли окружающую действительность, считали, что миром управляют добрые и злые духи, поклоняясь им как богам.
Существует много толкований термина «язычество», науковеды считают, что это религия, другие трактуют как образ жизни определенной народности, третьи интерпретируют как фольклорный элемент. Верование было широко распространено, но особенно культивировалось на Руси и на территории Скандинавии. В Древнем славянском мире управление осуществлялось богами. Следует отметить, что они не были разобщены. Боги составляли структурированную систему в иерархической лестнице, где каждый выполнял свои функции, они подчинялись верховному Творцу. В христианстве термин применяют при противопоставлении вере многим богам единобожию.
Что произошло с приходом христианства?
В I веке н. э. зародилось христианство. Религиоведы признают факт, что более 2000 лет назад в Назарете родился мальчик, впоследствии ставший проповедником. Последователи Иисуса признают версию непорочного зачатия девы Марии от Святого духа и чтят его как Мессию. Суть религии заключается в почитании одному Божеству.
Возникновение христианства имело идеологическую основу, идейным источником стал иудаизм. Произошло переосмысление учения иудаизма о монотеизме, мессианстве. Ветхозаветная традиция не утратила своей значимости, получила новую трактовку. Для христиан Библия служит непререкаемым авторитетом. Иисус был основателем кодекса моральных правил, ставших основой мировоззрений нового поколения.
На Руси девушкам говорили: «Выходя замуж, помни, что ты выходишь за мужчину и за его род».
По старинным традициям, собрав как можно больше гостей вокруг, родители заявляют:
«Наша дочь покидает отеческий род и переходит в семью мужа».
Традиция несет важную функцию: дает осознать девушке, что ее дом отныне в другой стороне, и пришло время проститься с родными. В современном мире это действо уже утеряно, остался лишь небольшой отголосок – принятие невестой фамилии рода мужа.
Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. сииз - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов.
Сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться...
Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо вероучительных, и связанных с другими конфессиями и светским обществом, в современной российской журналистике крайне неоднозначна и сложна.
Во многом это связано с непростой российской историей, как дореволюционной, так и постсоветской.
Проблем в этой области не существовало лишь в советский период, когда журналистика являлась верным орудием правящей партии и рупором ее идей.
Явление российского религиозного сектантства...
Более десятилетия назад в России стали возникать религиозные организации и группы, большинство из которых никогда ранее здесь не было.
За рубежом с таким явлением в 60-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы.
В СССР и впоследствии в Российской Федерации религиозные новообразования появлялись и распространялись в результате усилия иностранных миссионеров, некоторые же неорелигиозные объединения зарождались и на российской почве.
Сразу же после появления новых религиозных...
Переходим теперь к тем аспектам греческой религии, которые были названы "высшими" - хотя для такого их обозначения в отличие от разобранных в предыдущем требовалось некоторое отступничество от матери-Земли. И здесь первое слово принадлежит религиозному освящению человеческого общежития - т.е., с одной стороны, семьи, рода и колена, с другой - кружка и корпорации, далее - города, государства, Эллады, человечества.
В центре семьи, т.е. объединенной общностью дома и крова ячейки гражданского...
Секты или сектантские группы существовали еще в отдалённом античном прошлом. Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая.
Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.
Секты оперировали в прошлом и...
Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей.
Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефил-лин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с...
Что такое секта?
Это главный вопрос. Словом «секта» в России называют едва ли не любое религиозное движение, исповедующее что-либо кроме так называемых «традиционных религий» - православия и некоторых направлений ислама, иудаизма и буддизма.
Другие направления этих же религий могут называть «сектами» (например, христиан-баптистов или буддистов, не связанных с традиционными общинами Бурятии и Калмыкии). Фактически сейчас многие ученые-религиоведы считают слово «секта» оскорбительным...