Методическая разработка «преемственность между школой и доу по фгос. Творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования Преемственность доу и школы учителей
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ
Чеботова Мария Владимировна
воспитатель МБДОУ
Комсомольский д/с «Ромашка»,
п. Комсомольск, Тисульский р-он,
Кемеровская область
Скачать Конспект:
Преемственность - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов образования, педагогов и родителей. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных этапов опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность образования на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, психолога и родителей.
Сегодня осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключить из них повторения части учебного материала, изучаемого в школе. Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании концепции непрерывного образования. Эта концепция ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального школьного образования и предполагает решение следующих приоритетных задач ступеней детства:
— приобщение к здоровому образу жизни;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие
его положительного мировосприятия;
— развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
— стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой
активности детей в различных видах деятельности;
— развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и
детьми разного возраста) ;
— формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим
миром;
— развитие желания и умения учиться, формирования готовности к
образованию в основном звене школы и самообразованию;
— совершенствование достижений дошкольного развития;
— специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном
детстве качеств;
— индивидуализация процесса обучения, особенно в случае
опережающего развития или отставания.
Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть трудности возникающие в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и школы, если ДОУ выступает в качестве открытой готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой.
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то время школа как преемник дошкольной ступени учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую деятельность, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематичному обучению в школе. Существует такая практика и в нашей дошкольной группе. Эффективная форма взаимодействия посещения открытых занятий и уроков, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи с другими учреждениями - сотрудничество с родительским комитетом, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками, посещение школы детьми подготовительной группы.
Большую популярность приобрела «Родительская гостиная» при нашей дошкольной группе, где воспитатели, учителя начальных классов и родители собираются один раз в месяц для обсуждения конкретных вопросов по воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе с показом мастер-классов. Родители делятся проблемами по поводу развития своего ребенка, вместе с педагогами проблема разбирается и совместно принимается решение. Причем к родителям приходит понимание того, что подготовка к школе начинается не за год до школы, а с раннего дошкольного возраста. Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации.
Изучение воспитателем программы 1 класса и программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста учителем должно основываться на ознакомлении с общей концепцией детского сада и школы, их целями, задачами и конкретным содержанием. Это определяет необходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концу дошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоения чтения, письма и математических знаний.
Посещение воспитателями уроков в школе, а учителем занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати.
В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком и может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных способностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к ученику.
Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует школа. Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и школы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, а школьники проявляют заботу о младших.
Таким образом, рассматривая разнообразные формы связи дошкольного и начального школьного образования как заинтересованных ступеней в современной подготовке к школе, мы приближаемся к решению проблемы преемственности детского сада и школы. Необходимость преемственности усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание - первая ступень единой системы народного образования. Н. К. Крупская подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень… »
Литература
1. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.
2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.
3. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е. Кудрявцевой.
4. Елжова Н. В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. - Ростов на Дону: Феникс, 2009
Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОУ, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.
ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:
- Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
- Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
- Расширение диапазона методов обучения , постоянный поиск новых форм работы.
Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни. В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий):
- личностных;
- коммуникативных;
- регулятивных;
- познавательных.
Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию , поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.
Как сохранить образовательную систему целостной
В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью :
- инициативность,
- самостоятельность,
- креативность,
- любознательность,
- произвольность.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция. В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.
Задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
- выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
- максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
- просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка ;
- создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
- распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Методы и формы создания преемственности на пороге школы
При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.
Возможные формы работы с дошкольниками:
- экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
- знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
- проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
- участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
- подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
Работа с педагогами:
- посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
- совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
- анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ ;
- анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
- проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:
- дни открытых дверей в школе и в детском саду;
- встречи с учителями;
- консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
- совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
- курс обучения на тему психологической готовности к школе.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.
Преемственность при переходе младших школьников в среднее звено
Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс. Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:
- сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
- учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
- развитие индивидуальности всех учеников;
- сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.
В пятом классе школьников ждет много нового: образ жизни, условия, в которых проходит учебная деятельность, изменение взаимоотношений со значимыми взрослыми и сверстниками, изменение статуса в классном коллективе. Если ребенок не сразу адаптировался к условиям средней школы, он может значительно снизить показатели успеваемости. Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:
- вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
- изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
- не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
- методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.
При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию. Без такого стимула невозможно успешно учиться в средней школе. Не все учителя-предметники в состоянии перейти на систему преподавания, основанную на обучении умению добывать знания, тогда как ранее они были ориентированы на большой объем предлагаемой информации.
Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:
- изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
- посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
- создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
- совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
- проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.
Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста.
Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»
Ражева Инна Анатольевна, 12.01.2018
4018 153
Содержимое разработки
Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются единые формы работы:
совместная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность
Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Согласованная, дружная работа школы и детского сада, именно такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
Содержимое разработки
Формы преемственности детского сада и школы
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную
стадию развития, проделанную ребенком.
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются
единые формы работы:
1. совместная деятельность детей; 2. совместная деятельность взрослого и детей; 3. самостоятельная деятельность.
Цели ФГОС
- развитие физических качеств - укрепление физического
здоровья;
2. формирование предпосылок учебной деятельности –
формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности;
3.формирование общей культуры, развитие
интеллектуальных и личностных качеств –
духовно-нравственное развитие и воспитание.
формы осуществления преемственности:
Работа с детьми
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников
с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной
деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками
детского сада;
- совместные праздники (День знаний, посвящение в
первоклассники, выпускной в детском саду и др.)
- участие в театрализованной деятельности.
Для эффективного и безболезненного
перехода детей в начальную школу,
педагоги используют следующие
формы осуществления преемственности:
Взаимодействие педагогов
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги
для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению
готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников,
- психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности
в ДОУ и открытых уроков в школе;
Для эффективного и безболезненного
перехода детей в начальную школу,
педагоги используют следующие
формы осуществления преемственности:
Сотрудничество с родителями
- совместные родительские собрания с педагогами
ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи;
- родительские конференции,
- вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- визуальные средства общения
(стендовый материал, выставки, почтовый ящик
вопросов и ответов и др.);
Описание материала: Предлагаю вам конспект проведённого семинара на базе нашего ДОУ. В конспекте я постаралась описать как в совместной работе с учителями начальных классов решаются вопросы преемственности и показать технологию проведения семинара в форме круглого стола с элементами деловой игры. Этот конспект будет нужным в работе старшим воспитателям, методистам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.
Семинар. «Преемственность ДОУ, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. ВыготскийЦель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности образования МБДОУ № 21 и СОШ № 10, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1.Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2.Проанализировать результаты работы по преемственности на ступенях дошкольного образования МБДОУ № 21 и начального образования СОШ № 10, а так же с привлечением родителей будущих первоклассников, как основных участников образовательного процесса и главных наших партнёров.
4.Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Участники: старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, завуч, учителя начальных классов.
Ход проведения:
I. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы – выступление старшего воспитателя. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности. Педагогам предлагается выбрать одно из трёх высказываний, наиболее соответствующее современным подходам к преемственности дошкольного и начального образования. Б.Г. Ананьев, который исследует преемственность на общетеоретическом уровне, предлагает под преемственностью понимать «Развитие во времени системы знаний учащихся в процессе обучения их основным наукам. Она осуществляется на каждом уроке при связывании нового учебного материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности»
А.В. Запорожец: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». А вот как рассматривала процесс преемственности А. П. Усова «Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада - подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях». (В основном все педагоги выбирают высказывание А.В. Запорожца, обосновывают, приводят примеры из практики.
Старший воспитатель продолжает своё выступление. Наличие реализация преемственности образования ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, осваивает первую ступень образования, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент все участники образовательного процесса ДОУ и начальной школы, не исключая родителей, должны стать единым целым в решении насущных проблем перехода из одной ступени образования на другую.
Преемственность в образовании – совсем неновое понятие. Только до недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки воспитанника ДОУ. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не в обучении. К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
Задание участникам круглого стола: «Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой?» (Перед участниками карточки двух цветов, по количеству больше чем число участников, где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать; предлагается выбрать карточку розового или голубого цвета)
II. Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы - выступление завуча школы.
В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности. Такой же перечень раздаётся участникам семинара, как памятка.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень ДОУ:
Договор с родителями
Договор со школой
Основная образовательная Программа дошкольного образования
III.Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы – выступление учителя начальных классов.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе. (Свободные высказывания. Особенно активны родители, которые отправляют в школу второго ребёнка)
Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности. (Обмен мнениями)
(предлагаются каждому участнику написать свои проблемы на отдельной полоске. (Участники называют проблемы: дети плохо говорят, не хотят читать; есть дети, которые не охвачены дошкольным образованием, много больных детей. Многие называют проблемой самостоятельное добывание знаний с первого класса. Родители, в основном сетуют на домашние задания, которые ребёнок без их помощи выполнить не может. Многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов. Кроме того, большую роль играют специфические особенности региона)
IV. Готовность к школьному обучению, как показатель преемственной связи ДОУ и школы. Выступление психолога.
Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Задание: какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации. Пять компонентов готовности к школе.
1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти в школу, желание познавать новое
2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками.
3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе.
4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.
V. Заключительное слово старшего воспитателя: «Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, проводить занятия в микрогруппах, в парах, используя современные образовательные технологии. (Предлагаю задать вопросы, которые есть у воспитателей,учителей. Записаться на консультацию).
С другой стороны педагоги школы должны иметь представления о специфике образования детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
VI. Обобщение итогов круглого стола. Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
Ксения Попова
Методическая разработка «Преемственность между школой и ДОУ по ФГОС»
Преемственность детского сада и школы по ФГОС .
___ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве , от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям
Задачи . Развитие любознательности. Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи. Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе . Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы .
Формы осуществления преемственности :
экскурсии в школу ; посещение школьного музея ; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе .
Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ; семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ; проведение диагностики по определению готовности детей к школе ; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ; педагогические и психологические наблюдения.
Ожидаемые результаты : портрет выпускника детского сада деятельный и активный, креативный, любознательный, инициативный, открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
Вывод : Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы , построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы . Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач
Публикации по теме:
Методическая работа в ДОУ по обеспечению преемственности между дошкольным и школьным образованием От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший.
Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.
Договор о сотрудничестве между дошкольной организацией и школой ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ между дошкольной организацией и школой Государственное дошкольное образовательное учреждение ГККП я/с «Айголек».
Мастер-класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» Мастер класс «Преемственность в работе между ДОУ, школой и семьей при подготовке детей к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных.
Портфолио дошкольника как инновационная технология преемственности между ДОУ и школой Разработчики стандарта ДО красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова.