Анализ стихотворения «Письмо матери» Сергея Есенина. С. А. Есенин. Письмо матери. Анализ (ЕГЭ по литературе) Письмо матери тема и идея
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) - уникальный «крестьянский» поэт первой четверти XX века. В период, когда он примкнул к имажинизму, в его лирику проникают и городские мотивы. Однако лирический герой всех есенинских циклов, даже будучи в городе, думает и мечтает о родной деревне, крестьянском быте, «стране берёзового ситца», и так и называет себя - «гражданин села». Ярким примером его поэтического отношения к дому является стихотворение «Письмо к матери».
История написания этого творения следующая: поэт, уже став известным, собрался вместе с товарищами навестить родное село Константиново, но задержался в Москве, и поездка в тот раз не состоялась - после этого он написал «Письмо матери», поскольку она, Титова Татьяна Фёдоровна, ждала его.
В 1924 г., к которому относится написание этого стихотворения, творчество Есенина было уже зрелым – для него характерны серьёзные, не соответствующие его молодому возрасту, переживания, тяжёлые личные драмы, вследствие чего вырисовывается довольно мрачная поэтическая картина мира. Уникальность его заключается в том, что, живя в период Серебряного века, для которого характерны различные литературные кружки, группы и объединения, он не входил ни в одно из этих объединений. Часто произведения Сергея Александровича посвящены родным и близким, друзьям, кому-либо из его окружения. Наряду с посвящениями в его творчестве присутствуют стихотворения-письма, одно из которых мы разбираем.
Жанр, размер, направление
«Письмо матери» написано в жанре элегии, для которого характерно повествование от первого лица и печальные, тревожащие сердце, размышления. Есенинские стихотворения-письма - своеобразное поэтическое единство между лирическим героем и людьми, которые существовали в реальном мире и были поэту дороги. Размер данного стиха - пятистопный хорей.
Направление, выбранное Есениным, - философская лирика. «Письмо матери» - это стихотворение, которое отражает тягостные настроения лирического героя на последнем этапе развития - когда он, чувствуя приближение конца жизни, пишет послание самому дорогому члену семьи и сообщает ему о своих переживаниях. Поэтому мы видим в работе попытки переосмысления пройденного пути, а также желание приободрить мать, развеять ее тревоги.
Композиция
Структура «Письма…» - кольцевая: последние строки двух первых строф и двух последних строф повторяются: «несказанный свет», «в старомодном ветхом шушуне». В подобном композиционном построении делается акцент на переживаниях материнской души: даже после всех откровений блудного сына о его разочаровании в жизни, в боге, после всех просьб не волноваться о нём, материнское сердце не угомонится и будет тосковать о ребенке, предчувствуя беду. Женщина будет выходить навстречу своему чаду, даже если получит письмо, где напишут, что он больше никогда не приедет домой. Преданность и неизменность чувств родителей контрастируют с ветреностью и легкомыслием городской суеты, где все лишь шапочные знакомые.
Образ лирического героя
В целом, образ проходит три этапа развития:
- деревенский молодой человек, который попадает из родного села в чуждый, враждебный мир городской цивилизации (эти мотивы звучат, например, в поэме «Сорокоуст», написанной в 1921 г.);
- затем городской поэт-хулиган, мятежник, впоследствии ясно воплощённый в образе бандита Номаха в поэме «Страна негодяев» (1925);
- и, наконец, - страдающий, тоскующий поэт, уставший от жизни, ощущающий приближение смерти, впавший в депрессию от безвыходности - «Чёрный человек» (1925).
Поскольку «Письмо к матери» сочинено в 1924 году, типаж лирического героя относится к третьей фазе развития образа. Он – усталый и вконец заблудившийся странник, который бежал из родного дома в поисках лучшей участи, но жизнь возвращает его к истокам, заставляя признать, что самое главное он не обрел, а оставил в родном краю. Уместно будет сравнить его с блудным сыном, который, согласно евангельской притче, приходит к отцу с покаянием, отбросив гордыню.
Тема
- Разочарование в жизни. Перед нами послание прожёгшего свою жизнь сына, к матери. Герой пишет в надежде, что та его поймёт и простит, ведь ни понимания, ни прощения в городе он не нашел, как сильных, искренних чувств. Женщины и друзья проносятся суетливой чередой, меняются и предают, и только семья любит и ждет свою часть, не упрекая и не ставя условий.
- В стихотворении звучит и тема оправдания перед родной матерью: «Не такой уж горький я пропойца…». Герой хочет успокоить семью, но не находит сил лгать во благо: все же он признает, что алкоголь в его жизни занял удручающе прочные позиции.
- Прослеживается тема любви поэта к своей малой родине - и это чувство для него более возвышенное, чем даже любовь к богу. В свои произведения он мастерски вплетал диалектизмы Рязанской губернии - своего родного края. Эта малая родина - сад, «по-весеннему белый», деревенский дом для лирического героя - своеобразный рай, спасающий от жизненной суеты и тревоги, а мать в этом раю - ангел, «несказанный свет». И перед этим ангелом он исповедуется, раскрывает судьбу, отягощённую страданиями, безысходностью и печалью.
- В стихотворении «Письмо матери» прослеживается ещё одна, характерная для литературы тема - непонимания, всегда возникающего между старым и новым поколением.
- Во-первых, главная мысль поэта заключается в том, что нельзя забывать отчий дом и семью, что бы в жизни ни происходило. Только там можно найти поддержку и бескорыстную, жертвенную любовь, которых так не хватает взрослому человеку, отделенному от малой родины.
- Во-вторых, очевидна идея облегчения души посредством исповеди перед той женщиной, которая привела его на эту землю. Возможно, в ее образе он видит свое предназначение, то, чем задумал его Господь, и он подводит жизненные итоги своего бегства от судьбы и призвания, данных свыше.
- В-третьих, смысл работы – показать наступление нового мира (заключающегося в образе сына) и отступления старого (заключающегося в образе матери). Он открыто заявляет: «И молиться не учи меня, не надо! // К старому возврата больше нет!» - здесь автор намекает на то, что наступили новые - то есть советские времена, в которых не верят в бога, и вообще нет никакой религии, поэтому учить старые молитвы - бессмысленно. А мать лирического все еще ходит в «старомодном ветхом шушуне». Ключевые слова здесь - «старомодный» и «ветхий», относящиеся к матери. Ведь она по-прежнему принадлежит к старому, обветшалому прошлому, где верят в бога и молятся, ей и её поколению не понять до конца настоящего, и уж тем более будущего.
В его творчестве гармонично сочетались крестьянские, деревенские лирические мотивы и настроение мятежа, восстания, борьбы, но в данной работе борьба уступает место горечи и предчувствию фатального поражения.
Идея
Сын, несмотря на любовь к родине и крестьянскому быту, отказывается жить по законам вчерашнего дня, он принимает завтрашний и сегодняшний устав, он в нём вырос и стал известным, тогда как еще вчера он по праву рождения пахал бы землю и не смел даже задуматься о творчестве. Однако в разочаровании и печали сквозит неприятие многих новых реалий, поэтому его отношение к окружающей действительности двойственное.
Средства художественной выразительности
- эпитеты - например, «несказанный свет», «тягостная бредь», «горький пропойца», «тоски мятежной»;
- риторические восклицания - «Привет тебе, привет!», «Ничего, родная!»;
- анафоры - «Не буди, как восемь лет назад. // Не буди того, что отмечалось»; «Ты одна мне помощь и отрада,//Ты одна мне несказанный свет»;
- повторы - «Не буди того, что отмечалось,//Не волнуй того, что не сбылось»; «Не грусти так шибко обо мне. //Не ходи так часто на дорогу…»;
- риторический вопрос - «Ты жива ещё, моя старушка?»;
- инверсии - «горький я пропойца», «низенький наш дом», «тоски мятежной», «по-весеннему наш белый сад».
Создано данное творение в 24-м году прошлого века и является одним из ярчайших стихотворений поэта. Тематика уже ранее использовалась Есениным и была заявлена при создании произведения «Русь советская», которое вызвало бурный ажиотаж у читателей. И вот, тема возвращается в новом формате. Это своеобразное продолжение начатого ранее цикла произведений.
Что побудило поэта к созданию стиха?
После того как в 17 лет Сергей уехал из родного села, он редко появлялся на своей малой родине. И его приезд в 1924 году очень порадовал мать и сестрёнок. Здесь он и написал стихотворение полное нежности и теплоты.
Такая встреча была весьма значимой для Есенина, поэтому он отразил её в своём творчестве. Сергей переживал непростой этап в своей жизни и связь с родной землёй и родными людьми очень его оживила. Правда, драматических событий ему избежать не удалось - переломная эпоха смогла подмять под себя многих талантливых людей.
Каждое отдельное стихотворение Сергея Есенина – это своеобразный роман с лирической направленностью. В сюжете стихотворений всегда отслеживаются особенности его биографии, и именно те моменты, которые встречались на его жизненном пути. Произведения Есенина – это история жизни поэта. Более полно тематика родины описана в произведении «Возвращение на родину», но и в произведении «Береза» отражено не меньшее количество наиболее значимых для поэта моментов.
Анализ шедевра «Письмо матери»
Данное произведение создано в особенном жанре, оно представляет собой определенное послание к самому родному в его жизни человеку. Такое направление использовали многие поэты того времени, к примеру, Александр Сергеевич Пушкин написал стих «К Чаадаеву». Сергей Есенин сумел передать данный жанр максимально нежно и просто, выражая в строках только искренние эмоции.
Следует отметить, что данное стихотворение создано таким образом, что послание стало максимально похожим на настоящее письмо. В строках присутствуют только доверительные эмоции и переживания. Правдоподобность в данном стихе создана с помощью использования точного настроения, а также правильно подобранных речевых оборотов при изложении мыслей.
В произведении в полной мере применяются просторечия, которые позволяют удержать интригу во время прочтения:
«…Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне…»
Практически каждое четверостишие содержит такие особенные слова, К примеру, «…Это только тягостная бредь…»
Творения Сергея Есенина имеют множество разговорных форм. Не лишены произведения и вульгаризма, жаргонизма. Эти особенности указывают на то, используемая лексика в стихотворении весьма привычна самому поэту и он пользуется ею в жизни:
«…Будто кто-то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож…Не такой уж горький я пропойца…»
Само стихотворение написано в доверительной манере. В строках выражается нежная искренность. Такое обращение может быть применено только к самому родному человеку, а разговорный стиль подчёркивает чувственность:
«…Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!...»
Стоит рассмотреть эти строки более подробно, так как они по-своему интересны. Здесь имеется и выделяется обращение к своей маме – «…Ты жива ещё, моя старушка…», имеются также тематические призывы к действиям – «…ничего, родная! Успокойся…» Стихотворение полно и всяческих восклицательных моментов – «..и молиться не учи меня. Не надо!» Поэт ласково напоминает, что он давно вырос, и сам знает чем ему заниматься.
В произведении нет ничего случайного, все литературные обороты направлены на то, чтобы создать у читателя ощущение полного доверия. Стилистические обороты уже при начальном восприятии создают впечатление, что читателю представлен разговор между отдельными личностями, главными героями самого сюжета.
В произведении имеется не только обращение к родному человеку. Сергей Есенин в строках вспоминает свой родной дом и сад из многочисленных яблонь. Для выражения таких мыслей поэт использовал в стихотворении различные метаморфические олицетворения, к примеру:
«…Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад…»
В строках поэтом используются и разнообразные эпитеты:
«…Пусть струится под твоей избушкой тот вечерний несказанный свет…»
«…Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»
Помимо вышеописанных особенностей, стихотворение переполнено разнообразными синтаксическими словосочетаниями, а также фразеологизмами, используемыми только в книжном стиле написания произведений, к примеру:
«…К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»
В этой работе Сергеем Есениным используются два стилевых плана, присущих единичным произведениям того времени. Сюжет создается таким образом, что интимная единоличная беседа постепенно переходит в напряженный монолог с лирической направленностью. Жизненные факты, используемые в тексте, постепенно начинают приобретать общественную значимость. В строках описаны человеческие ценности, которые имеются у каждого. Они постепенно перерастают в нечто высокое и прекрасное, олицетворяя высокую значимость происходящего.
Имеются в произведении и анафорические повторения, к примеру, «…ты одна мне…». Такие особенные словосочетания по-своему усиливают имеющуюся во фразах экспрессию, позволяя звучать ей еще более печальней.
Особенно выделяется в строках стихотворения «Письмо матери» надежда, что в скором времени будут преодолены раздирающие душу поэта противоречивые особенности. По мнению автора, это возможно только после личностного прикосновения с жизненно важными святынями – домом, любовью матери, особенной красотой природы в родных местах, к примеру:
«…Я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»
Стихотворение Сергея Есенина имеет и тревожные ноты в строках, слегка интригуя читателя. Автор указывает, что надежды и его жизненные цели практически несостоятельны. И ключевая причина такого исхода скрывается в нем самом, так как он уже давно перестал управлять своей судьбой и потерял над ней контроль:
«…Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось…»
Данные строки намекают читателю, что жизненные события, происходящие в жизни поэта, не слишком радуют его. Автор разочарован. Всё сложилось не так, как задумывалось и это печалит его. Это проявляется в боли и горечи, которая звучит во многих строках произведения:
«…Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось…»
В конце стиха имеется фраза «…к старому возврата больше нет…». Это своеобразный аккорд, который заканчивает молодость поэта и его детские и ранние мечтания.
Стих-обращение «Письмо к матери» - это настоящее признание в любви взрослого сына к женщине, которая подарила ему жизнь, вырастила и воспитала, которая скучает по нём, вглядываясь вдаль. Это чувственное признание и своеобразная работа над ошибками в отношениях с родным человеком. Поэт и желает долгой жизни своей маме: «Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет», и просит не волноваться: «Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь», и просит не бередить прошлого: «Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось».
Никто ещё не знал, что через год поэт расстанется с жизнью. Но он успел объясниться со своей мамой и выразить ей свою признательность, благодарность и сыновью любовь.
Письмо к матери (1924)
Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери- Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома как единственного надёжного пристанища в этом страшном мире и культ матери как единственно родной и преданной души. Для любого человека мать - это и есть родина, начало всех начал.
В этом стихотворении поэт обращается к известной библейской теме - возвращению блудного сына. Но, в отличие от библейского сюжета, у Есенина речь идёт о возвращении сына не к отцу, а к матери, и к тому же возвращение - это всего лишь мечта, которая вряд ли сбудется:
Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад…
Образ сада - символ детства и юности, куда возврата быть не может.
Сын разочарован в жизни, он потерял веру, испытал «слишком раннюю утрату и усталость». Все мечты обманули, кроме единственной: «Чтоб скорее от тоски мятеяснои / Воротиться в низенькии наш дом».
У лирического героя стихотворения осталась последняя надежда, последняя опора в жизни:
Ты одна мне помощь и отрада,
Намеренно введены в стихотворение просторечные слова: старушка, избушка, шибко. Эта лексика помогает читателю проникнуться атмосферой русской деревни, домашнего уюта, самобытности.
Эпитеты (вечерний несказанный свет; низенький наш дом), передают сыновнюю любовь и нежность к родному дому. В эпитетах словосочетания «в старомодном ветхом шушуне» звучит душевная боль лирического героя, оттого что состарилась без него мать, и чувство вины перед нею.
Стихотворение имеет кольцевую композицию: мы видим практически полное повторение фразы в начале и в конце («Что ты часто ходишь на дорогу / В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на дорогу / В старомодном ветхом шушуне»).
Сознание своей вины перед матерью, надежда на её прощение знакомы очень многим людям, поэтому так трогают эти стихи.
Самые сокровенные чувства поэт выражает в простых, всем понятных словах.
Здесь искали:
- письмо матери есенин анализ
- анализ стихотворения письмо матери
- анализ стихотворения есенина письмо матери
Сочинение
Далеко не каждый человек, читающий это стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка.
Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод раздумий и чувств поэта. И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово «анализ», я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора.
Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение. Так, стихотворение С. Есенина «Письмо к матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года.
* Я человек не новый! Что скрывать?
* Остался в прошлом я одной ногою,
* Стремясь догнать стальную рать,
* Скольжу и падаю другою.
Именно в эти годы С. Есенин пишет знаменитое «Письмо к матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но - шире - как прощание с родиной.
* Ты одна мне помощь и отрада,
* Ты одна мне несказанный свет.
Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств. Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери. В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, как искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность.
* Ты жива еще, моя старушка? Жив и я.
* Привет тебе, привет!
* Пусть струится над твоей избушкой
* Тот вечерний несказанный сеет.
На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение «Няне». Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку.
* Подруга дней моих суровых,
* Голубка дряхлая моя!
* Одна в глуши лесов сосновых
* Давно, давно ты ждешь меня.
Но обратимся к стихотворению С.Есенина «Письмо матери». Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному («старушка», «избушка», «старомодный ветхий шушун», «шибко»).
Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор на стихи Есенина поют песни.
Вот что сказал Н. В. Гоголь о музыкальности русского стиха: «Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого СБОЙ стих и свой звон». Этот особенный «звон» и ощущается в поэтическом произведении «Письмо к матери». Он придает стихотворению взволнованность. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой «избушки», в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери.
Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания.
В первой строчке С. Есенин проявляет тревогу, и любовь к своей матери. Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он «не такой уж горький… пропойца, чтоб… умереть», не увидев родную мать. Заканчивается строфа теплым пожеланием: «Пусть струится… тот несказанный свет». Во второй и третьей строфе чувствуется тревога С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о «кабацких драках», о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:
* Не ходи так часто на дорогу
* В старомодном ветхом шушуне.
В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет «синий». Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета трудно представить С. Есенина. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты «вечерний», «ветхий», «тягостная». Не случайно употреблено и слово «саданул», в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием «Ничего, родная!» и утвердительным предложением «Успокойся». Чувствуете, как меняется тональность стиха? Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С.Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням.
* Ничего, родная! Успокойся.
* Это только тягостная бредь.
Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому):
* Я по-прежнему такой же нежный
* И мечтаю только лишь о том,
* Чтоб скорее от тоски мятежной
* Воротиться в низенький наш дом.
Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:
* Я вернусь, когда раскинет ветви
* По-весеннему наш белый сад.
* Только ты меня уж на рассвете
* Не буди, как восемь лет назад.
В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение - «не буди..,», «не волнуй.,.», «не сбылось,..», «не учи.,.», «не надо…», «не грусти.,.», «не ходи…»
Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция придает завершенность произведению, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несет в себе душевное состояние лирического героя. В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близкой и понятной многим русским людям. Ведь в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет». Лирика поэта звучи
Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.
Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет…
Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в старенький наш дом.
В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.
Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).
«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.