Как определить падеж имени прилагательного. Определяем окончания по падежам. Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)" Падеж имен прилагательных 4
Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.
И. какой? какое? какая?
юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\
Р. какого? какого? какой?
юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\
Д. какому? какому? какой?
юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\
В. какой? какое? какую?
юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\
(возраст)
юн\ого\
(человека)
Т. каким? каким? какой?
юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\
П. о каком? о каком? о какой?
о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\
Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)
Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!
Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .
Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.
Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.
Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2.
Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3
. Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.
м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.
Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4*
. Подбери по 2 антонима
к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.
1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5.
Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.
Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
(По М. Пришвину)
Упражнение 6.
Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.
(Е. Нечаев)
Упражнение 7
. Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.
Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8.
Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания
имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9.
Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы
?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10.
Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.
Предмет | Форма | Цвет | Вкус |
Лимон | | | |
Гоанат | | | |
Черника | | | |
Репа | | | |
Морковь | | | |
О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиЛецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном
числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять окончания; способствовать развитию
умений составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных
и имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке
Познакомятся с понятием «склонение имен прилагательных», с особенностью изменения по падежам имен
прилагательных в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; составлять
словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделять их окончания
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изу
чаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель
и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать
выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с
учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других
народов; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые
(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
15).
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 14).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте план рассказа на тему «Моя
любимая игрушка».
– Прочитайте рассказ так, чтобы слушатели
представили эту игрушку и поняли, что она вам
нравится.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают план.
1. Как эта игрушка попала ко мне.
2. Какая она (описание).
3. Как я с ней играю.
4. Почему это самая любимая моя игрушка.
Читают составленные рассказы. (См. РМ,
Приложение 2.)
– Рассмотрите схемы слов. По какому признаку вы
догадались, что слова, имеющие такую структуру,
– имена прилагательные?
– Прочитайте имена прилагательные, назовите их
род и число. Какие слова, имеющие такой состав,
вы записали под каждой схемой?
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и
четверостишие.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [г’] и [г].
– Запишите соединения с буквой «г».
Читают записи в рабочей тетради,
Ранняя (ж. р., ед. ч.).
Золотистый (м. р., ед. ч.).
Розовое (ср. р., ед. ч.).
Морская (ж. р., ед. ч.).
Выполняют чистописание.
Глаза не на месте – совесть нечиста.
Гол как сокол.
Грибочек, грибок,
Масленый бок,
способы
деятельности
учащегося
4
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять вы
сказанные
мнения по
существу
полученного
задания.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы
1
2
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву
«г».
3
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Е. Трутнева
(См. РМ, Приложение 3.)
Продолжение табл.
4
сказывание
в устной
форме.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных
задач
аа
Герб – герб (Р. п.), герб (мн. ч.).
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
ыа
Организует работу над словом с непроверяемым
написанием.
– Отгадайте ребус.
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 4.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Работа над
словами с
непро
веряемым
написанием
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним понятие «падеж»;
научимся определять падеж имен прилагательных
Принимать
и сохранять
учебную
задачу. Делать
выводы
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Осуществлять
анализ
объектов
1
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
16).
Работа по
учебнику
(упражнение
17)
2
3
Продолжение табл.
4
– Прочитайте таблицу «Изменение по падежам
имен прилагательных в единственном числе».
Какие имена прилагательные склоняются одина
ково?
– Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей,
любое из данных имен прилагательных
вместе с именем существительным
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике.
Делают в ы в о д: имена прилагательные, как
и имена существительные, изменяются по
падежам, то есть склоняются. Имя прилагательное
всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что
и имя существительное, с которым имя
прилагательное связано по смыслу.
Склоняют существительное и прилагательное
в словосочетании.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
об овощн
суп
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа по
учебнику
(упражнение
18).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
– Прочитайте. Определите падеж имен
существительных.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Участвуют в обсуждении вопросов
по теме.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое выска
зывание
в устной фор
1
2
3
– Подберите к каждому имени существительному
подходящее по смыслу имя прилагательное
из слов для справок. Запишите словосочетания.
– Укажите падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделите их окончания.
– Прочитайте памятку, как определить падеж
имени прилагательного, и образец рассуждения
Записывают словосочетания. Указывают падеж
имен существительных и имен прилагательных,
выделяют их окончания.
Из шелков
(Р. п.) ткан (Р. п.), около высо
к
(Р. п.) здани (Р. п.), по голуб
(Д. п.)
неб (Д. п.), к лесн
(Д. п.) сторожк (Д. п.),
в открыт (В. п.) окн (В. п.), интересн
(В. п.) спектакль
(В. п.), серебрист
(Т. п.)
ине
(Т. п.), под молод
(Т. п.) березк
(П. п.) медвед (П. п.).
(Т. п.), о бур
Выполняют морфологический разбор слова.
Инеем – сущ., чем?, нач. ф. – иней,
неодушевленное, нарицательное, м. р., 2е скл.,
ед. ч., Т. п.,
дополнение.
Анализируют памятку. Рассуждают по образцу.
(См. РМ, Приложение 5.)
Продолжение табл.
4
ме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи
Работа по
учебнику
(упражнение
19)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению и
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Прочитайте отрывок стихотворения М.
Лермонтова.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико
синтетические упражнения, работу со словарями.
Понимать
на слух отве
ты одноклас
сников. Слузрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
е высказывания
Списывают стихотворение. Указывают части
речи.
На (предл.) севере (сущ.) диком (прил.)
стоит (гл.) одиноко (нареч.)
На (предл.) голой (прилаг.) вершине (сущ.)
сосна (сущ.)
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Определяют падеж выделенных имен
существительных.
(На чем?) На севере диком (П. п.), (на чем?) на
голой (П. п.) вершине, (чем?) снегом сыпучим (Т.
п.).
Выполняют задание в рабочей тетради.
И. п.
какой?
земн
шар
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
какого?
какому?
какой?
каким?
земн
земн
земн
земн
шара
шару
шар
шаром
П. п.
о каком?
о земн
шаре
Работа в
тетради
(задание 15)
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы.
Продолжите склонение имен прилагательных
и имен существительных. Выделите в словах
окончания
Тип урока: открытие новых знаний.
Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Методические задачи урока
Обучающие
- Учить детей делать выводы.
- Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
- Обогащать словарный запас.
Развивающие
- Развивать универсальные учебные действия учащихся.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
- Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
- Развивать произвольное внимание, память, воображение.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать интерес к языку.
Воспитывающие
- Воспитывать патриотизм.
- Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
- Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.
Основные дидактические методы
- Проблемный.
- Частично-поисковый.
- Практический.
Форма организации познавательной деятельности
- Коллективная.
- Индивидуальная.
- Работа в парах.
- Работа в группах.
Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок в теме “Имя прилагательное”.
Оборудование и используемые учебные пособия:
- учебник А.В. Полякова “Русский язык для 4 класса” часть 2. Издательский дом “Федоров”. – 2011;
- таблица самооценки деятельности на уроке;
- презентация к уроку.
Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.
Комментарии
Универсальные учебные действия:
личностные:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка;
- тметь представление о моральных нормах поведения;
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
познавательные:
- кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
- осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);
Коммуникативные:
- воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях;
- понимать задаваемые вопросы.
Сценарий урока
1. Самоопределение к деятельности
Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.
2. Актуализация и проблемное учебное действие:
Учитель. Начинаем наш урок с работы в парах.
Надо ответить на вопросы и показать сигнальной
карточкой: если знаем ответ на вопрос – зеленая
карточка, если не знаем – красная карточка.
(учащиеся поднимают зеленую карточку и дают
ответ на вопрос)
Вопросы учителя:
- Что обозначают имена прилагательные? (Имена прилагательные обозначают признак предмета)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?)
- Каким членом предложения являются имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении являются определениями)
- Что такое склонение? (Склонение – изменение слова по падежам)
- Как определить падеж имен прилагательных? (Дети поднимают красную карточку)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Определение падежей у имен прилагательных).
3. Локализация индивидуальных затруднений
Учитель. Определить падеж имен прилагательных мы не можем, но в словосочетании есть слово, у которого мы можем определить падеж.
- У какого слова мы можем определить падеж? (Мы можем определить падеж у существительного).
- Как определить падеж у имен существительных? (Чтобы определить падеж у имен существительных, нужно задать вопрос и по вопросу определить падеж)
- Связано ли имя прилагательное с именем существительным в словосочетаниях? (Прилагательное связано с существительным)
- Как мы будем определять падеж у имен прилагательных? (Нужно определить падеж у имени существительного, имя прилагательное будет иметь тот же падеж)
Определить падеж у имен прилагательных в словосочетаниях.
На мерзлую землю, в зимнем лесу, над лесной дорогой, с раннего утра.
Учащиеся ставят вопросы к именам существительным и определяют у них падеж. Прилагательные будут того же падежа.
На (что?) землю – В.п. прилагательное тоже В.п.
В (чем?) лесу – П.п прилагательное тоже П.п.
Над (чем?) дорогой – Т.п. прилагательное тоже Т.п.
С (чего?) утра – Р.п. прилагательное тоже Р.п.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель. Записать прилагательные в нужном падеж и указать падеж.
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Зверям становилось холодно от (морозный) ветра.
Учащиеся определяют падеж у имен существительных и ставят имена прилагательные в нужной форме.
Хорошо в зимнем - П.п. лесу. Деревья стоят в серебристом - П.п. инее.Все засыпано пушистым - Т.п. инеем.Особенно хороши ели в роскошном - П.п. зимнем - П.п. уборе. Зверям становилось холодно от морозного - Р.п. ветра.
5. Физкультминутка
Дети ритмично двигаются под веселую музыку.
6. Реализация построения проекта
Учитель. Давайте посмотрим, так ли важно, чтобы имя прилагательное было того же падежа что и имя существительное.
Разберите по членам предложения и частям речи данное предложение.
Морозный воздух врывается в дверь густым дымчатым облаком.
Ученик работает у доски, дает характеристику предложению, указывает члены предложения и части речи, делает вывод. (В словосочетаниях прилагательное того же падежа, что и существительное).
7. Обобщение затруднений во внешней речи
Игра “Учитель” . Правильно ли определен падеж у имен прилагательных? Работа проводится в парах.
В морозный день В. п.
После морозной прогулки Д.п.
Зимним морозом П.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом И.п.
К роскошному убору В.п.
(Учащиеся называют словосочетания, где допущены ошибки и исправляют их).
В морозный день В. п.
После морозной прогулки Р.п.
Зимним морозом Т.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом Т.п.
К роскошному убору Д.п.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму
Алгоритм
- Найди имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
- Определи падеж этого существительного.
- Определи падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.
Задание. Записать под диктовку и определить падеж имен прилагательных.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса. Вот прошли серые разбойники – волки.
Учащиеся находят имена существительные, от которых зависят прилагательные, определяют падеж и обозначают падеж у имен прилагательных.
9. Включение в систему знаний и повторение
Как определить падеж у имен прилагательных?
- Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
- Определить падеж этого существительного.
- Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.
10. Рефлексия учебной деятельности
Учитель. Прочитайте стихотворение “Сказочка” Йована Йовановича – Змая. Вставьте пропущенные буквы в окончании имен прилагательных. Отметьте имя существительное, от которого зависит каждое прилагательное, в скобках укажите падеж.
(…)Маленьк..й мальчик
В (…) маленьк..й лодке
В (…) маленьк..м море плывет.
(…) Маленьк..й ветер
По (…) маленьк..м волнам
Лодочку гонит вперед.
К (…) маленьк..й гавани
В (…) маленьк..й город
Мальчик приплыл наконец.
(…) Маленьк..й парус
Спущен на мачте,
И (…) маленьк..й сказке конец.
11. Домашнее задание (вариативно)
Учитель. Вставьте пропущенные буквы в окончания имен прилагательных, в скобках укажите падеж.
12. Оценка урока
Детям предлагается дать оценку уроку:
Если урок понравился наклеить лепестки
Если урок оставил равнодушным наклеить лепестки
Если урок не понравился наклеить лепестки
Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.
Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежейПрежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
- Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
- Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
- Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
- Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
- Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
- Имена прилагательные склоняются по числам.
- В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
- Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
- В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.
Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:
- Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
- Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
- Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
- Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
- Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
- Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:
Падеж | Мужской род Окончание |
Пример | Средний род Окончание |
Пример | ||
именительный | -ой, -ый, -ий |
Стол (какой?) большой, деревянный |
-ое, -её |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
родительный | -ого, -его |
Стола (какого?) большого, деревянного |
-ого, -его |
Неба (какого?) голубого, синего |
||
дательный | -ому, -ему |
Столу (какому?) большому, деревянному |
-ому, -ему |
Небу (какому?) голубому, синему |
||
винительный | Одушевл. сущ.-см. род. падж |
Неодушевл.- см. им. падеж |
См. им. падеж |
Небо (какое?) голубое, синее |
||
творительный | -ым, -им |
Столом (каким?) большим, деревянным |
-ым, -им |
Небом (каким?) голубым, синим |
||
предложный | -ом, -ем |
О столе (каком?) большом, деревянном |
-ом, ем |
О небе (каком?) голубом, синем |
Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.
Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:
- Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
- Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
- Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
- Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
- Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
- Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.
- Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
- Выпишите на листочек прилагательное.
- Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
- Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
- Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
- Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
- существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
- существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
- существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
Тема: Изменение имён прилагательных по падежам
* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа ;
* познакомить со склонением имён прилагательных в ;
* развивать внимание, память, речь учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать падеж имен прилагательных единственного числа; развивают устную и письменную речь.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ресурсы: таблица «Склонение имен прилагательных», ноутбук, учебник, мет. пособие, карточки.
Ход урока
Мотивация.
Создание хорошего настроя, подготовка детей к уроку.
Актуализация знаний, фиксация затруднений.
Что такое прилагательное? (Правило)
Работа по карточкам (В предложениях нужно подчеркивать прилагательные и определить род, число)
Почему в словосочетании в синем небе окончание прилагательного не соответствует окончаниям из нашей таблицы? (Нужно поставить прилагательное в нач. форму)
Постановка учебной задачи.
Определяется тема и цель урока.
Значит, сегодня мы посмотрим тему …(склонение имен прилагательных в единственном числе).
Изучение нового материала.
Коллективная работа
Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:
глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий , так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая , так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора, которые находятся в единственном числе.)
В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)
А теперь просклоняйте данные словосочетания.
какой? какое? какая?
Им. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора
какого? какого? какой?
Р. п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы
какому? какому? какой?
Д. п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе
какой? какое? какую?
В. п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору
каким? каким? какой?
Т. п. глубоким прудом глубоким озером глубокой норой
о каком? о каком? о какой?
П. п. о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе
Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)
Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание –ой в , дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу имени существительного.)
Значит, имя прилагательное с существительным согласуется в роде, числе и падеже.
V. Физкультминутка.
- Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во , вы шагаете на месте.
Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику: упр. 275 – работа в парах (каждый сделает самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и проверяют, самооценка).
Упр. 280 – списать стихотворение, определить падеж прилагательного. (Проверяется коллективно, самооценка).
Самостоятельная работа.
Упр. 279 – просклонять словосочетания новый дом, новое слово, новая книга. (Проверка, самооценка).
Проверочная работа.
Работа по карточкам.
Рефлексия.
Что нового узнали на этом уроке?
Как определить падеж имени прилагательного?
Как вы оцениваете свою деятельность на этом уроке? (Самооценка)
Оценивание учителем.
Домашнее задание: таблица – с. 142, упр. 281 – списать текст, определить падеж имени прилагательного.