Складной мольберт своими руками. Мольберт своими руками. Инструкция по созданию Как сделать подставку для доски рисования
Творческая деятельность начинающего или профессионального художника тесно связана с неотъемлемой вещью – мольбертом. Это необходимый атрибут творчества как в условиях дома, так студии или выезда на этюды, на природу. Сегодня речь пойдет о том, как сделать мольберт своими руками (чертежи с размерами).
Что представляет собой мольберт – особенности и виды
Работа даже начинающего и юного художника подразумевает наличие мольберта.
Обычно он представлен несколькими основными видами:
- настольный – напоминает по внешнему виду большой планшет из тонкого листа ДСП, к которому прикалывается лист бумаги;
- складной;
- декоративный – используется для размещения картин на выставках (как один из вариантов студийного размещения);
- сидячий – правильнее сказать, что художник его может держать на руках, находясь в сидячем положении. Зачастую имеет небольшие размеры.
Художники используют его не только как объект, на котором происходит процесс творчества, но и вариант для хранения работ и оценивания их качества вблизи или вдали. Такой метод позволяет творцу оценить качество ракурса и при необходимости устранить недоработки.
Когда ребенок идет в художественную школу, то наличие мольберта является обязательным условием, ведь картины не создаются на столах, а только на этих специальных приспособлениях. Это условие ставит родителей перед дилеммой – купить готовый или сделать своими руками. Та же проблема может коснуться и лиц, имеющих опыт в художественном творчестве.
Начнем с того, что готовые изделия такого рода – удовольствие не из дешевых, а на занятие творчеством и так уходят немалые средства. Поэтому проще решить эту задачу самостоятельно, применив наши советы и чертежи из Интернета.
Творчество в творчестве
Поистине, этот процесс можно назвать «творчество в творчестве», ведь мольберт сам по себе является его элементом. Писать картину, как известно, художник может длительный период времени, в зависимости от личного настроения и вдохновения. Изготовление мольберта займет в среднем около 2-х часов. Даже при отсутствии определенных навыков процесс затянется максимум еще на 1 час – все же меньше, чем писать картину. Главное – пошагово выполнять все описанные действия и прилагать усилия. Начнем с перечня материалов, необходимых для создания данного
изделия:
- 3 штуки сосновой рейки, длиной по 3 метра и с параметрами 4,5 × 2 см;
- 6 штук саморезов диаметром 34 × 2,9 и 4 штуки – 16,5 на 2,7 мм;
- 4 штуки гвоздей без шляпок длиной 2 см;
- 2 штуки мебельных винтов с шайбами и гайками (известными под названием «барашки);
- 1 навесной крючок на 13 см;
- 1 дверная петля по 2 см;
- клей для работ по дереву;
- наждачная бумага № 100 или 120 + 1 наждачный круг.
Потребуется также соответствующий набор инструментов в виде шлифовальной машины, электролобзика, ножовки по дереву, перчаток, линейки и метра, крестовой отвертки, строительного карандаша, молотка, дрели (сверла диаметром 6 и 8 мм), электрошуруповерта.
Время чтения ≈ 6 минут
Как соорудить мольберт своими руками, где достать чертежи с размерами, как сделать все правильно? Этот вопрос интересует каждого художника, дизайнера, любителя рисования. Ведь именно мольберт является одним из главных атрибутов всех художников. Он помогает наиболее правильно организовать пространство и обеспечить максимальный комфорт во время рисования.
Описание процедуры
Конечно, купить все принадлежности можно в специализированном магазине, но ценовая политика там будет очень высокой. Поэтому стоит попробовать свои силы и попытаться соорудить мольберт своими руками. Помимо значительной экономии денег, вы сможете гордиться собственным произведением еще очень долго.
Правильная организация рабочего пространства
Приготовления перед работой
На самом деле, сделать мольберт для рисования не так трудно, как кажется на первый взгляд. В идеале строительный процесс лучше поручить мужчине, но при желании и женщина справится с такой задачей. И уже в скором времени вы сможете насладиться правильно оформленным рабочим местом для творчества.
Ниже можно ознакомиться с пошаговой инструкцией, с помощью которой каждый сможет сделать мольберт своими руками (чертежи с размерами прилагаются). Конечно же, параметры могут быть самые разнообразные, все зависит от индивидуальных потребностей. На чертеже, приведенном ниже, можно увидеть конкретные параметры данной модели.
Чертеж мольберта с параметрами
Чтобы строительство было максимально правильным и удобным, требуется запастись инструментами и материалами. Вам точно понадобится:
- клей для работы с древесиной;
- дверная петля (20 мм);
- наждачная бумага (100 – 200);
- отвертка (крестовая);
- три рейки из сосны – 45*20 мм и 3 м длина;
- рулетка;
- крючок (130 мм);
- 4 шт. без шляпочных гвоздиков (20 мм);
- круг наждачный (100 – 200);
- пила;
- шуруповерт;
- 6 шт. саморезов – 34*2,9 мм;
- дрель и сверло (6 и 8 мм);
- машинка для шлифовки;
- лобзик;
- маркер;
- 2 шт. винтов для мебели типа барашек – 72*5,2 мм.
Простой вариант мольберта
Пошаговая инструкция самостоятельного сооружения мольберта
Перед тем, как сделать мольберт в домашних условиях, стоит позаботиться обо всех мелочах. Также убедитесь, что весь необходимый материал у вас в наличии. Ниже приведена детальная инструкция, следуя которой вы легко создадите практичный мольберт для рисования.
Полочка мольберта
Столярный клей полностью высыхает на протяжении 24 часов. Так что, как создание мольберта для рисования закончится, стоит дать ему минимум сутки отстояться. После этого можно смело приступать к дальнейшей сборке личного самодельного мольберта.
Читайте также : как самостоятельно.
Он должен быть установлен горизонтально. После этого следует установить и зафиксировать полочку. Для удобства во время работы, нужно правильно откорректировать все по высоте.
Самое время произвести фиксацию навесного крючка. С его помощью задняя опорная рейка будет удерживаться в необходимом положении.
Любой, кто занялся живописью и/или начал учиться ей, скоро понимает – рисовать нужно не на столе, а с мольберта. Реалист он, тончайшим образом выписывающий натуру, или вовсе бесшабашный авангардист, которому живопись – средство эпатировать почтеннейшую публику, без мольберта во всем этом, так сказать, диапазоне значений, мало что путного получится. Однако «настоящий профессиональный» мольберт принадлежность отнюдь не из дешевых, и как быть, если только пробуете себя в изобразительном искусстве или занимаетесь живописью от случая к случаю? Есть смысл изготовить мольберт своими руками. Не опасайтесь, руку не сорвете, из хрустальной башни не выпадете – конструирование мольберта не требует больших физических усилий, дорогих материалов, наличия специнструмента и навыков владения им. Можете сами сделать подрамник для картины? Тогда и мольберт получится.
Простейший случай
Простейшим образом можно сделать мольберт – подрамник. Это временный держатель полотна, который может пригодиться, во-первых, если вы только пробуете себя – получится ли? Во-вторых, если вы пишете картины изредка; допустим, раз в году не каждый год вас в отпуске «пробивает на мазню». Художники, простите, но вы ведь сами еще и не такие выражения употребляете. И не только между собой келейно. В-третьих, мольберты-подрамники нередко используют живописцы-портретисты, работающие на дому у заказчика.
Первый ваш простейший мольберт лучше делать с передними ногами, являющимися продолжением боковин подрамника, см. рис. справа. При натягивании холста у ног оставляют его напуски. Когда картина готова, заднюю опору снимают, ноги аккуратно отпиливают, напуски холста прикрепляют к поперечинам. В дальнейшем те же ноги могут быть использованы при создании следующего опуса; тогда их прибивают сзади к подрамнику с уже натянутым холстом.
Примечание: некоторое достоинство мольберта-подрамника, особенно при работе на выезде – его не нужно никуда транспортировать или где-то хранить. Пока произведение не создается или когда уже создано, мольберта-подрамника просто не существует.
Какой делать первым?
Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.
Любой из этих мольбертов может быть изготовлен в домашних условиях. Какой именно делать первым, зависит от ваших (или вашего ребенка) жанровых предпочтений и манеры работы. Для занятий преимущественно станковой живописью понадобится в первую очередь напольный передвижной мольберт, затем настольный рисовальный и потом, если найдется помещение под художественную мастерскую, напольный стационарный. Если же вы предпочитаете малые формы (миниатюру, карикатуру и т.п.), первым нужно делать мольберт для акварели.
Напольные
Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.
Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.
Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.
Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.
Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).
О наклоне полотна
Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.
Зачем еще станок
Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.
Тренога
По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.
Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.
Схема устройства самодельного упрощенного мольберта-треноги дана на рис.:
Вам для него понадобятся 3 отрезка бруса из твердого дерева сечением 40х40 мм и длиной 120-150 см для работы сидя или 170-190 см для работы стоя и/или над полотнами максимального размера. В таком случае длину брусков можно увеличить, насколько позволяет высота потолка в помещении, а их сечение взять больше, 50х50 или 60х60 мм. Еще понадобится отрезок любого пиломатериала длиной 0,7-1,5 м на подставку (опору) полотна. Его (отрезок) лучше взять потолще, сечением, скажем, 60х60 мм (с опоры 40х40 мм полотно легко соскользнет) или, лучше, от 50х75 до 75х150 мм; в таком случае его крепят к передним ногам узкой кромкой, чтобы на широкую (пласть) опиралось полотно, как показано на поз. А рис., но сначала треногу нужно собрать.
Секрет упрощения в отверстиях под скрепляющую треногу шпонку – отрезок резьбового прута от М6 до М10. Отверстие под шпонку в задней ноге сверлят по диаметру прута, а в боковых в 1,5 раза шире. Тогда вбок передние ноги разойдутся на угол прим. 20 градусов (поз. Б на рис.), а наклон полотна будет ок. 10 градусов, что и нужно. Заднюю ногу для удобства хранения мольберта делают откидной. Фиксируется она шнуром: его середину крепят к задней ноге, а по бокам внутри передних вворачиваются не до конца саморезы, на которые набрасываются петли на концах шнура. Лень шить петли – можно просто привязать. Окончательная сборка и наладка самодельного мольберта-треноги делается так:
- Подставка полотна ставится после того, как тренога собрана.
- Основу мольберта раскладывают так, чтобы передние ноги максимально разъехались, а задняя задала удобный вам угол наклона полотна.
- Замеряют, сколько нужно шнура для фиксации задней ноги и отрезают его (с запасом на петли или подвязку); шьют, если надо, петли.
- Треногу складывают, крепят шнур за середину к задней ноге; в передние вворачивают саморезы под шнур.
- Снова раскладывают треногу, фиксируют ноги шнуром, проверяют устойчивость и удобство принадлежности.
- Отмечают на передних ногах удобное для себя положение доски – опоры полотна, а на опоре – положение ног под ее узкой кромкой.
- Сверлят в ногах и доске отверстия под саморезы, крепят опору – все, можно работать уже по художеству.
Примечание: в виде треноги получается очень хороший детский настольный мольберт для рисования, см. видео ниже:
Видео: настольный детский мольберт-тренога
Лира
Если после первых опытов с треноги дело у вас пошло, скоро понадобится мольберт посерьезнее – лира. Станок сложноват для самостоятельного изготовления и слишком громоздок для квартирных условий. Если же у вас денег хватает на устройство художественной мастерской или вы рассчитываете заработать их живописью достаточно для этого, то и хороший мольберт-станок будет вам по карману.
Мольберт-лира известен в ряде модификаций. Некоторые из них, т. наз. полустанки (ударение на «и») дают возможность работать по полотнам, буквально еще помещающимся в обычной жилой комнате. Если только вы не намерены заняться монументальной живописью (что в наше время мало актуально благодаря наличию печати на пленке и фасадных плоттеров), вам этого будет более чем достаточно.
Монументально рисовать? Это как?
Что такое – монументальная живопись (Master Mural)? Помните, кто постарше, как к советским праздникам или просто так стены домов завешивали огромными портретами вождей, идеологически выдержанными картинами (от того и другого советский народ тошнило), рекламой кинофильмов, и прочим тех же размеров? Вот это оно и есть, и осталось еще, но в другом ключе и поменьше. А когда-то в больших областных городах (столица и союзного значения само собой) имелись мастерские монументальной живописи с мольбертами под полотна до 10х15 м и более. Работали над ними, разумеется, коллективы художников. Их коллеги, работающие по меньшим формам, монументалистов не любили, но втайне завидовали им и мечтали удостоиться зачисления в эту привилегированную касту.
Но вернемся в тему. Устройство и размеры обычного (поз. 1) и усиленного (полустанкового, поз. 2) показаны на рис.:
Полотно ставится на переставную по высоте опору (показано синей стрелкой), служащую одновременно и полочкой для мелких живописных принадлежностей, и поджимается сверху башмаком с захватом и зажимом, скользящим по центральной планке. Задняя нога подвешивается просто: на обычных карточных петлях, поз. 1а. В мольбертах-лирах фабричного производства относ задней ноги (ног) ограничивается парами серег, но в самодельном можно поставить в подходящем по высоте месте дверной крюк, поз. 1б.
Единственно, что сложно сделать в домашних условиях, так это центральную планку и скользящий по ней башмак. Однако без того и другого вполне можно обойтись, если писать по полотнам не произвольного размера, а фиксированного по высоте с определенным шагом, напр. 5 или 10 см. Живописца-любителя такое ограничение вряд ли обременит; чертежи мольберта-лиры для любительских занятий живописью даны на след. рис. Собственно, на лиру он уже никак не похож, т.к. отпала надобность в центральной планке. Ну и что, так только меньше столярных работ нужно.
Примечание: схема устройства и размеры усиленного домашнего мольберта для работы на больших полотнах показаны на рис. справа. Дополнительно о мольберте-лире см. также видео ниже:
Видео: мольберт-тренога своими руками
Настольный (для акварели)
Небольшие мольберты, которые для работы устанавливаются на стол, называют акварельными, хотя пишут/рисуют с них не только и не столько акварельными красками. Мольберт для акварели – отличный подарок ребенку, увлеченному рисованием. Его несложно изготовить домашнему мастеру средней руки (мольберт; дети, как известно, делаются иным образом), а при небольшой модификации или если у чада родимого, что называется, перегорит, он может послужить и в другом полезном качестве.
Мольберты для акварели бывают планшетными (вверху слева на рис.) или рамными (внизу там же). Рамный настольный мольберт конструктивно сложнее, но, взяв его за основу, можно придумать детский мольберт-трансформер, чертежи которого даны на остальной части рис. По миновании надобности в изначальном качестве (напр., если ребенок начал писать уже с треноги) мольберт-трансформер преобразуется в детский рабочий столик (врезка внизу справа на рис.).
Еще один трансформер
В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.
Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.
Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.
Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:
Видео: переносной самодельный мольберт
Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.
Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:
Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.
Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.
Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.
Увлечение живописью не повод тратиться на покупку нового мольберта. Оборудовать место для творчества в домашних условиях вполне реально и своими руками. Поэтому предлагаем отличный вариант создания мольберта.
Как сделать мольберт своими руками – материалы
Итак, для того чтобы сделать самостоятельно приспособление для рисования, необходимо подготовить:
- наждачку, а лучше круг плотностью зерна 100-120 – 1 шт.;
- наждачную бумагу – 1 лист такой же плотности;
- клей для склеивания деревянных поверхностей;
- петли дверные 2-х см – 1 шт.;
- навесные крючки 13 см – 1 шт.;
- гвоздики без шляпки (2 см) – 4 шт.;
- саморезы 4 шт. размером 16.5 на 2.7 мм и 34 мм на 2.9 мм – 6 шт.;
- винты мебельные с гайками и шайбами – 2 шт. размером 72 мм на 5.2 мм;
- рейку сосновую 3 м длиной – 3 шт., размер 4.5 на 2 см.
Инструменты для работы:
- шлифмашинка;
- ножовка по дереву;
- лобзик электрический;
- карандаш, линейка и строительный метр;
- перчатки;
- отвертка крестовая плюс молоток;
- дрель и сверла на 6 и 8 мм;
- шуруповерт.
Подробнее о том, как сделать мольберт самостоятельно
План работ:
- Сначала нужно подготовить бруски. Понадобится распилка на отрезки 146 см (1 шт.), 154 см (1 шт.), 168 см (2 шт.) 39 см (1 шт.) и 53 см – 1 шт.
- Каждый отрезок нужно обработать наждачкой, обязательно пройтись и по торцам заготовок. Кстати, отличным материалом для работы послужит брус сосны, потому что сучков у этой породы дерева мало. Единственное условие – при обработке вручную дерево может расслаиваться, поэтому лучше всего работать электрическим инструментом.
- После распила и ошкуривания можно сразу же приступать к сборке: сначала собирается основание или каркас. Для того чтобы собрать каркас мольберта без ошибок, вам в помощь – пол, выложенный кафельной плиткой. Прямой угол между плитками – хороший ориентир.
- Сборка: берем длинную рейку размером 146 см, кладем ровно по шву плиточки на полу. Если плитки нет, тогда нужно прочертить прямую линию, наклеить изоленту.
- Сборка двух опор по 168 см, потом рейки прикрутить необходимо внахлест (бруски длиной 53 и 39 см). Чтобы прикрепить между собой заготовки, придется просверлить для крепежа отверстия, а стыки хорошенько пропитать строительным клеем.
- К рейке, находящейся с обратной стороны (39 см), прикрепляем ровно посередине опору для мольберта, рейку длиной 154 см. Сразу же проводим регулировку, учитывая свой рост.
- Теперь нужно сделать полочку для крепления подрамника. Для этого нужно подготовить 5 см наличник (длина 60 см, понадобится 3 шт.), сделать отверстия с шагом 15 см, скрепить на гвозди без шляпок планки под углом (90 градусов) таким образом, чтобы получилась полочка. 4 элемент не потребуется, потому что держать полочку будет как раз планка, находящаяся сзади мольберта.
- Все места соединения проклеиваем дополнительно клеем. Ждем, когда клей полностью высохнет, после чего можно приступать к сборке.
- Сборка мольберта: нужно поставить приспособление для рисования в удобное положение (горизонтальное), чтобы прикрепить полочку и отрегулировать.
- Заодно прикрепим крючок, который будет служить фиксатором задней опоры.
- Краска, морилка для дерева или прозрачный лак на выбор, чтобы покрыть собранный мольберт.
Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать сделать мольберт для рисования самостоятельно, сэкономив при этом деньги?
В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.
Материалы для создания мольберта для рисования
- сосновая рейка 4,5×2 см, длинной 3 м - 3 шт.
- саморезы 34×2,9 мм - 6 шт.
- саморезы 16,5×2,7 мм - 4 шт.
- гвозди без шляпок 2 см - 4 шт.
- мебельные винты с шайбами и гайками «барашек» 72×5,2 мм - 2 шт.
- крючок навесной, 13 см - 1 шт.
- петля дверная, 2 см - 1 шт.
- клей по дереву
- наждачная бумага (100–120)
- наждачный круг (100–120) - 1 шт.
Инструменты для изготовления мольберта
- шлифовальная машинка
- электролобзик
- ножовка по дереву
- пара строительных перчаток
- метр и линейка
- крестовая отвёртка
- строительный карандаш
- молоток
- дрель со сверлами 6 и 8 мм
- электрошуруповёрт
Распиливаем бруски по размерам:
1 шт. - 146 см, 1 шт. - 154 см, 2 шт. - 168 см, 1 шт. - 39 см, 1 шт. - 53 см.
Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы - низкая стоимость материала.
После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.
Сборку начинаем с центральной рейки - 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.
Собираем две опоры - 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.
С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.
Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.
Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!