"1000-летие русского монашества на Афоне". Светлый вечер с о. Александром Волковым (06.06.2016). Василий нестеренко - удел божией матери 1000 лет присутствия русских на афоне
Заметки к 1000-летию нашего присутствия на Святой Горе
25 января 2016 года в Москве начинают работу сразу нескольких международных форумов, которые пройдут в рамках празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон.
Напомним, полуостров Афон находится на северо-востоке Греции, длина его около 60 км, ширина – от 7 до 19 км; высота наивысшей в каскаде горы 2033 м. По преданию, в 49 году от Рождества Христова корабль, на котором плыла Дева Мария, попал в бурю, и его прибило к берегу. Богородица восхитилась красотой Афона и попросила у Господа Бога это место себе в удел. «Да будет место сие удел Твой и сад Твой и рай и пристань спасения желающих спастись», – был Ей ответ.
Благодать Божия на Афоне ощущается физически. Об этом говорят очень многие, побывавшие там. Свидетельствует об этом и автор этих заметок.
На Святой Горе - 20 монастырей, их количество неизменно, и множество скитов, келий и калив, приписанных к этим монастырям. Большинство обителей – греческие, но есть болгарский и сербский монастыри, есть румынский скит. В каждом монастыре можно найти монахов, говорящих и понимающих русский язык. Но именно русским на Афоне именуется Свято-Пантелеимонов монастырь, к которому приписано несколько обителей, имеющих более низкий статус, в том числе и древнейший скит Ксилургу.
Переоценить значение Афона для русской цивилизации, для возникновения феномена Руси, которую народ назовёт Святой, попросту невозможно. Примеры не единственные, но яркие: название обители, в которой преподобный Антоний принял на Афоне постриг, будет им воспроизведено в Киеве при благословении строительства Великой церкви – храма Успения Пресвятой Богородицы. Успенские церкви из Киева распространятся по всей Руси. Киево-Печерскую лавру, как и Афон, мы именуем уделом Пресвятой Богородицы.
Показательно название цикла лекций, который будет прочитан греческим профессором в рамках торжеств 1000-летия в одном из духовных учебных заведений России: «От прп. Антония Киево-Печерского к прп. Силуану Афонскому. Русские святые, подвизавшиеся на Святой Горе Афон». Преподобных Антония и Силуана разделяют во времени девять столетий.
Духовная связь между Афоном и Русью в той или иной мере – в переписке, в подвижниках – существовала все века. Особое внимание Афону уделяли русские государи в ХIХ–ХХ веках. Словно предчувствуя грядущие десятилетия русского безбожия, они торопились побольше сделать для удела Пресвятой Богородицы.
Построено и возобновлено было много, и не только в русских обителях. Революция отсекла от Афона поток русских монахов и паломников. Обители с годами оскудевали, приходили в запустение, претерпели пожары, некоторые полностью обезлюдели. Так обезлюдел и был нами утрачен Андреевский скит – крупнейший на Афоне.
Подготовка к торжественному празднованию 1000-летия Русского Афона была инициирована общественностью и поддержана высшим руководством России 10 лет назад, в 2006 году. В России умеют работать системно.
Не лишено любопытства, как была установлена дата – 1000 лет.
Авторитетный историк Церкви Е.Е. Голубинский (†1912), разбирая вопрос, где на Афоне принял постриг будущий основатель русского монашества Антоний Печерский, пишет: «Если будет доказано, что на Афоне, во вторую половину правления Ярослава (Мудрого), существовал Русский монастырь, что весьма возможно, то самое вероятное будет предполагать, что Антоний постригся именно в русском монастыре». В конце XIX века таких доказательств не было. Местом пострижения Антония называли древнейшие греческие обители – Эсфигмен и Великую Лавру, а позже и Ивирон – некогда грузинский монастырь. При расследовании обстоятельств и времени возникновения предания о Эсфигмене быстро выяснилось, что «предание» сочинено в 1840-е годы с целью, – Голубинский прямо указывает, – «чтобы поставить свой монастырь под патронат России, чтобы привлечь в него нашу известную щедродательность». Заметим, цель эсфигменцами была достигнута. При поддержке русских царей в Эсфигмене был построен новый Спасо-Вознесенский собор и несколько малых храмов. Русская щедрость и в этом случае подчёркивает то значение, которое придавали русские государи духовному единству с Афоном. В свой час отпала как версия и Великая Лавра. Ну а Иверскую версию обосновывал епископ Кирион (Садзаглишвили, в последующем католикос-патриарх всея Грузии, священномученик). Он полагал, что «едва ли когда-нибудь будет доказано такое раннее, близкое по времени крещению Руси, основание на Афоне русского монастыря». Однако академик Голубинский оказался прав. В архивах Великой Лавры в 1932 году группой французских исследователей во главе с профессором-византинистом Полем Лемерлем был обнаружен пергамент с Актом, который датируется февралём 1016 года. Под документом стоят подписи 21 настоятеля афонских обителей.
Тринадцатая по счёту – подпись настоятеля русского монастыря. Текст с греческого переводится так: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».
Документ фактически доказывает, что русский монастырь существовал на Афоне уже при Владимире Крестителе († 1015), если и не раньше, не при равноапостольной княгине Ольге, которая была крещена в Константинополе патриархом Феофилактом, умершим в 956 году (за три десятка лет до Крещения Руси). Князь Владимир в 988-м и в 989-м годах отправлял свои посольства – соответственно – в Иерусалим и в Константинополь. Полагают, что в составе одного из посольств и был совсем ещё юный будущий преподобный Антоний, который на обратном пути в первый раз попал на Афон.
Древнейший документ, который находится в библиотеке Пантелеимонова монастыря, относится к 1030 году. В этом документе впервые у монастыря Росов появляется имя собственное, обитель именуется: «Богородицы Ксилургу». Ксилургу – «древодел» (плотник). Первые строения на Афоне русские возводили из привычной им древесины, чем и удивляли греков, которые строили из камня. «Богородицы» – обиходное название обители и сокращённое название праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого в Ксилургу освещён и нынешний собор. С ХII века Ксилургу становится скитом Пантелеимонова монастыря.
Примечательно, что в 2006 году, перед тем как в Москве на высоком уровне был создан Попечительский совет Благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой горе Афон, в Ксилургу впервые за многие десятки лет после пожаров и лихолетий был совершен Крестный ход с одной из главных святынь скита, чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Сладкое Лобзание» (Гликофилуса). Крестный ход был совершён, как было заведено когда-то в старину.
Патриарх Кирилл, побывав в июне 2013 года на Афоне, проинспектировав ведущиеся в русских обителях работы и благословив новые, посетил скит Ксилургу. Отвечая на приветствие скитоначальника, Патриарх сказал: «Действительно, это древнейший в мире русский монастырь, отсюда пошёл Русский Афон… Затем уже был Старый Русик, а далее Новый Русик, Свято-Пантелеимонов монастырь. Потому это место имеет особое значение. Сейчас идут большие работы по восстановлению Свято-Пантелеимонова монастыря и Старого Русика, но задача заключается в том, чтобы в ближайшее время восстановить еще и Ксилургу, чтобы 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне мы могли встретить в благолепном месте. Восстановление этого монастыря будет свидетельствовать о нашей признательности всем инокам, которые на протяжении тысячи лет поддерживают здесь неугасимо огонь лампады русского монашества».
На Русском Афоне был выполнен грандиозный объём работ по восстановлению и реконструкции храмов, архондариков (гостиниц), зданий корпусов, пристани, иных строений и сооружений; были проложены современные дороги, инженерные сети, выполнено благоустройство…
Одним из чудес, произошедшем на Русском Афоне в новом веке в годы реконструкции, является находка в архивах Свято-Пантелеимонова монастыря оригинального негатива чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы – фотографии, зафиксировавшей в 1903 году явление Божией Матери в Русском монастыре. Фотография была хорошо известна на Афоне, и в России, и в Европе. В Свято-Пантелеимоновом монастыре действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери. Считалось, что негатив не может быть найден после пожаров и запустения ХХ века. Снимок был сделан 21 августа 1903 года (известно имя фотографа – иеромонах Гавриил) во время раздачи милостыни неимущей братии у ворот обители. Впоследствии оказалось, что на фотографии запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока. В 2013 году на заседании Священного синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был внесен в месяцеслов Русской православной церкви.
Основные работы были выполнены до введения санкций Евросоюза. Поскольку Греция является членом ЕС, «статусная» часть торжеств на Афоне вполне могла быть сорвана. В апреле 2015 года президент Владимир Путин совершил визит в Грецию. Главной темой, как выглядело со стороны, был диалог об актуальном в ту пору «Турецком потоке», о возможном кредите, а меморандум о проведении в 2016 году Года России в Греции и Года Греции в России был на периферии внимания. Греческий премьер тогда подчеркнул: «Греция – это суверенная страна со своим безоговорочным правом вести многогранную внешнюю политику». Говорил он и о 1000-летнем юбилее Русского Афона как об общем историческом прошлом.
Несколько в унисон вскоре прозвучало высказывание ближайшего сподвижника Константинопольского патриарха Варфоломея – митрополита Милетского Апостола (Вулгарис).
Напомним, монастыри Афона находятся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. При этом все иностранные насельники, попадая в афонские обители, автоматически получают греческое гражданство. Митрополит Апостол – представитель Константинопольского патриарха на Святой Горе Афон, имеет неофициальный титул «епископ Святой Горы» и является человеком влиятельным. Ему идея празднования на Афоне 1000-летия русского присутствия не нравилась изначально. В интервью, которое было опубликовано на Святогорском сайте (Αγιορειτικο βημα) 15 июня 2015 года, он говорит: «Афонский Священный Кинот первоначально назначил комиссию и поручил ей встретиться с русской делегацией, обсудить тему, дать возможность исторически обосновать 1000-летие присутствие русских монахов на Афоне. Начало дискуссии показало, что нет отдельного русского, болгарского или сербского монашества, есть единое святогорское монашество. Нет националистического измерения». На самом деле, никто и не отрицает, что святогорское монашество едино. Как духовно едино и мировое Православие. Смешивание государственно-исторического подхода к факту возникновения русского монашества на Афоне и сугубо церковного обнаружило в высказывании сподвижника Варфоломея именно политическую заданность.
Впрочем, митрополит Апостол, завершая свой пассаж, неожиданно заявил: «Церковь хочет, чтобы в 2016 году эти торжества состоялись».
К юбилею активную подготовку вёл и сам Пантелеимонов монастырь. Священноначалие русской обители благословило проведение серии Международных научных конференций «Афон и славянский мир». Конференции, в которых приняли участие десятки учёных из многих стран, прошли в Сербии (Белград, 2013), в Болгарии (София, 2014), на Украине (Киев, 2015). На 25 января 2016 года намечено открытие четвёртой конференции – в Москве.
15 января президенты России и Греции Владимир Путин и Прокопис Павлопулос объявили об открытии перекрестных годов России и Греции. Путин отметил, что в рамках перекрёстного года предусмотрено проведение 37 мероприятий. Глава Греческого государства пригласил Владимира Путина посетить Афины, заметив, что «какие бы ни были разногласия между Россией и Евросоюзом, они должны быть решены в рамках диалога». Планируется, что Патриарх Кирилл, в рамках празднования, посетит Афон весной 2016 года.
В Киеве мероприятия, приуроченные к 1000-летию древнерусского монашества на Афоне, де-факто начались в мае 2015-го, когда в Киево-Печерской лавре открылась III Международная конференция «Афон и славянский мир». В киевском научном форуме приняли участие около 70 ученых из 16 стран, в том числе из старой Европы и США.
Отношения между Афоном и нынешними властителями Украины, что называется, не сложились.
В Киеве никто не опроверг известного православному миру письма афонитов: «Что-то зачастили к нам в последнее время гости из Киева, высокопоставленные и не очень, лица "духовные" и миряне… Просили благословить Порошенко на царство, а также "военную операцию" на Востоке. Эмиссары хунты побывали во всех крупных монастырях Святой Горы, в первую очередь в Ватопеде, Дохиаре, Пантелеимоновом монастыре, Хиландаре, Филотеу, Кутлумуше... Деловые люди цинично предлагали Игуменам весьма крупные деньги за одно маленькое письмо в поддержку. Получая отказ, двигались дальше... Увы, товарищей ждал полный провал, даже в Русском монастыре (!), где больше половины – украинцы…».
Вопрос о праздновании 1000-летия рассматривался Священным синодом Украинской православной церкви в октябре 2015 года. Синод дал своё благословение. Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Павел о юбилее выразился с упованием на Бога: «Я думаю, что с Божией милостью празднование будет, хотя и не с такой торжественностью (как в России), но, без сомнения – с молитвенностью... Я думаю, преподобный все устроит так, что празднество 1000-летия древнерусского монашества на Афоне будет способствовать миру, единению и Христовой любви».
Патриарх Кирилл в Рождественском интервью, говоря о 1000-летии русского Афона, в частности, сказал: «Удивительно, но Афон сыграл, играет и будет, видимо, продолжать играть важную роль в христианизации нашего общества. Ведь многие туда едут ради экзотики – просто посмотреть, что за место такое, куда женщин не пускают, где монахи самоуправляются, какое-то государство в государстве… Приезжают – и сердцем чувствуют благодать Божию, которая там пребывает, и навсегда сохраняют связь с Афоном…».
Специально для Столетия
В 2016 году отмечается 1000 лет присутствия русского монашества на Святой Горе Афон
. Это духовное событие имеет значение для всего мира: не только церковного, но и светского, что подтверждается фактом обсуждения 11 февраля 2015 г. программы юбилея министрами иностранных дел России и Греции. «Считается, что монашество на Русь пришло именно с Афона. Такое историческое наследие особенно востребовано в наши дни, когда в России происходит духовное возрождение, возвращение к духовным ценностям и святыням», — отметил тогда в своей речи глава МИДа России Сергей Лавров.
Впервые было обсуждено 30 сентября 2011 г. на первом заседании учредителей Общественно-попечительского совета Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Заседание прошло под председательством Президента России Д. Медведева и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Итогом работы встречи стало Распоряжение Президента России В. Путина от 16 октября 2012 г. «О создании рабочей группы при Президенте Российской Федерации по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских на Святой горе Афон». Оно и стало основой подготовки серии мероприятий юбилея, который в нынешнем году отметят русские на Афоне 1000 лет
созидая и храня монашество во втором земном уделе Пресвятой Богородицы.
«Празднуя , мы хотели бы осмыслить всю эту историю, познакомить с ней молодое поколение жителей Святой Руси - и русских, и украинцев, и белорусов, и представителей других национальностей; показать нашему обществу значение Святой Горы для нашей страны, для духовной жизни россиян; наконец, сделать так, чтобы это празднование привлекло внимание к Святой Горе во всем мире, и чтобы Европа еще раз осмыслила значение Святой Горы для собственной духовной жизни. Думаю, это особенно важно в связи с упадком религиозной жизни в Западной Европе, где в основу устроения общества полагаются опасные антихристианские идеи. Мы можем свидетельствовать о том, что сегодня западный мир находится в глубоком духовном кризисе. Запад этого кризиса не осознает и высокомерно смотрит на весь мир, требуя, чтобы все следовали его законам, которые не оставляют места ни Богу, ни вере в жизни людей. Поэтому празднование должно пройти таким образом, чтобы не только Россия и Греция, но и весь мир почувствовал бы значение духовной традиции Православия», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове, представляя как событие мирового значения.
Церковные праздничные мероприятия
Официально юбилей богослужебными торжествами Русский Афон начнет отмечать 18 мая 2016 года. Выбор даты связан с празднованием 20 мая памяти «отца русского монашества» преподобного Антония Печерского.
В течение года ожидается принесение в храмы и монастыри Русской Православной Церкви святынь Святой Горы, в том числе, впервые в истории, – мощей преподобного Силуана Афонского. Святыню доставят в Россию 3 июля 2016 года. Мощи будут находиться на территории России в течение трех месяцев. Юбилейный год, который отметят русские монастыри на Афоне , совпадает со 150-летием со дня рождения святого. На лето 2016 года запланированы установка памятника преподобному Силуану Афонскому на родине подвижника в селе Шовское Липецкой области, завершение там же восстановления храма в его честь и создание музея.
О духовных и земных подвигах, которые совершили за 1000 лет русские на Афоне , в январе 2016 года говорили в храме Христа Спасителя (г. Москва) участники XXIV Международных образовательных Рождественских чтений. В учебных заведениях РПЦ в течение года русские монастыри на Афоне обсудят в рамках 140 тематических мероприятий. Не обойдет 1000-летие русского монашества на Афоне и школьников: они покажут свои знания по теме в рамках олимпиады по Основам православной культуры.
Предлагаем Вашему вниманию ряд событий, связанных с празднованиями:
1. В феврале 2016 года русское монашество на Афоне предстанет глазам насельников Святой Горы перед зрителями главных российских телевизионных каналов. На экраны выйдет двухсерийный фильм, который ознакомит широкую аудиторию с тем, что строили духовно и фактически русские на Афоне 1000 лет .
2. Весной Русская Православная Церковь совместно с Министерством культуры РФ проведет в храме Христа Спасителя масштабную выставку, которая проиллюстрирует 1000-летие русского монашества на Афоне .
3. Еще одна масштабная фото-выставка пройдет с 12 мая по 16 июня, работы будут предоставлены 5 самым лучшими афонскими фотографами из 5 святогорских монастырей.
4. 20 марта в фойе собора также откроется фотоэкспозиция об истории Пантелеимонова монастыря и современном быте его насельников.
5. 10 мая в Москве пройдет презентация первых 15 томов 25-томной серии «Русский Афон XIX — XX веков». Фундаментальный труд содержит описания жизней 8 000 монахов, духовное наследие афонских старцев. Это самый большой издательский проект обители за всю ее историю. Одновременно библиотека и архив Пантелеимонова монастыря Святой Горы совместно издательством «Индрик» представит уникальный фотоальбом-летопись, в основу которого легли 38 000 архивных стеклянных негативов.
6. 12 мая в Санкт-Петербурге будут презентованы 5 других фотоальбомов, авторы которых – монашествующие русские на Афоне , наши современники.
7. 24 сентября в день памяти преподобного Силуана Афонского ознаменуется открытием в Пантелеимоновом монастыре хозяйственного музея обители. Его организаторы планируют воссоздать 38 цехов, которые в годы расцвета монастыря обеспечивали русское монашество на Афоне и паломников всем необходимым для жизнедеятельности.
8. Также в сентябре планируется православный крестный ход «от Руси до Святой Горы», который пройдет по всем православным странам восточной Европы.
Государственные праздничные мероприятия
Главное совместное церковное и государственное мероприятие, которым ознаменуется 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон , пройдет в Москве в сентябре совместными усилиями Русской Православной Церкви и Министерства культуры Российской Федерации. На государственную поддержку в течение года смогут рассчитывать издательства, выпускающие литературу на тему «русские монахи на Афоне ».
Информационную поддержку торжеств и СМИ, освещающих 1000-летие русского присутствия на Афоне , обеспечивает Минкомсвязи РФ.
На официальном сайте Росархива будет презентован спецпроект «Связи России с афонскими монастырями в XVI-XIX веках», в рамках которого будут опубликованы более 300 наиболее любопытных архивных документов из фондов Российского государственного архива древних актов, Государственного исторического музея, Государственного архива РФ, музеев Кремля, литературного музея имени А. С. Пушкина и других.
Год России в Греции и год Греции в России
2016 год, в который празднуется 1000-летие присутствия русских на Афоне , в России объявлен годом Греции, а в Греции – годом России.
С 20 мая до конца июня на Святой Горе Афон, в Салониках и Афинах будут проходить дни русской культуры. Концертную программу представят хоры Свято-Данилова монастыря, Свято-Троице-Сергиевой лавры и детского приюта «Отрада» при Николо-Черноостровском женском монастыре (г. Малоярославец). О русской иконе и афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре расскажут две тематические выставки в Салониках.
Одной из главных тем юбилейного года станет паломничество на Афон , чрезвычайно востребованное у православных России. Масштабная международная конференция на тему «Религиозный туризм и паломничество» пройдет в ноябре в Афинах в Российском центре науки и культуры.
Российские байкеры совершат мотопробег, конечным пунктом которого станет Святая Гора Афон. Около 100 человек отправятся на «железных конях» по святым местам Греции. Необычное мотопаломничество также имеет целью празднование 1000-летия русского монашества на Афоне .
«Только пройдя собственными ногами по этим холмам, можно получить истинное представление о той земле, на которую уже однажды ступала Божья Матерь».
Предлагаем вниманию читателей беседу с викарием Киевской Митрополии УПЦ епископом Бородянским Варсонофием.
Ваше преосвященство, Вы неоднократно бывали на Афоне, в самом известном центре православного монашества, и недавно вновь посетили Святую Гору. Чем для Вас является Афон?
Святая Гора Афон – особенное место для православного человека. Не всегда христианин может побывать в этом святом месте, но каждый относится к Афону с трепетным чувством благоговейности, ценит эту вершину духовности. Ведь там, на протяжении столетий жили старцы и духовные подвижники. Это очень важно в наше время, так как после коммунистического режима эта традиция почти не сохранилась в наших краях, поэтому мы черпаем и укрепляем свои духовные силы именно благодаря опыту старцев, благодаря молитвенникам Святой Афонской Горы.
Афон еще называют монашеской республикой, на территории которой расположено двадцать мужских монастырей. Один из них русский, есть сербский, болгарский и семнадцать греческих. В каждой обители живут монахи, которые занимаются молитвой, послушанием, трудами. Монахи молятся не только о спасении своей души, спасении братии монастыря, но и о мире во всем мире. Как говорят многие, благодаря молитвам афонских старцев держится мир, держится Православие и сохраняется духовность, поэтому это особенное и благодатное место для каждого православного христианина.
Насколько отличаются традиции монашеской республики от традиций и устава наших монастырей, например, Киево-Печерской Лавры, где Вы долгое время жили и учились,несли послушание?
Традиции монашеские, конечно, отличаются, но не нужно забывать, что основоположник всего русского монашества, основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний Печерский, принял постриг как раз на святой горе Афон, именно оттуда святой принес монашеские традиции. Церковный устав мы взяли из Византии, но сами традиции монашества святой Антоний во многом позаимствовал из многовекового опыта монастырей Афона.
Главными отличительными особенностями Афона является время и продолжительностьцерковных служб. Я думаю, что для паломников это непривычно – очень длинные богослужения, которые совершаются большей частью в ночное время суток. Происходит это от того, что монастыри Афона живут по византийскому времени. В традиции Афона это выражено так – насельники считают, что если при закате солнца природа засыпает, то и человек тоже должен отдыхать в это время. На Афоне 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. В зависимости от времени года существует расхождение с византийским временем от трех до восьми часов. Молитва у афонских монахов начинается в полночь, это полуночница, утреня, часы, они как раз читаются в тот момент, когда на материковой части самой Греции и всей Европы наступает ночь. Когда мир предается снуи наступает тишина, на Афоне наступает час молитвы. И это происходит беспрерывно в течение веков.
На Афоне также особенная традиция погребения монахов. Если у нас хоронят на кладбищах, в могилах, то у них всё происходит по-другому. Это, думаю, вызвано также и местом - так как большинство территории полуострова это каменистая почва, горы, традиционные захоронения затруднены. Поэтому через год после похорон усопшего монаха откапывают искладывают останки в специальных помещениях -костницах. Причем, черепа хранят отдельно, а все остальные косточки складываются в другой комнате. По цвету костных останков и черепа иноки определяют степень добродетельности и святости усопшего.
По их правилам- если череп желтоватого цвета, значит монах был подвижником, белый – считается, что степень чуть ниже первой, а если черный череп, то монахи закапывают его и продолжают молитвы об упокоении души усопшего, просят, чтобы Господь простил его прегрешения, которые он допускал в своей жизни. Через год они опять его откапывают, смотрят на цвет костей и если он стал белым или желтым - складывают в костницу.
Богослужения по сути ничем не отличаются от нашего, т.е. утреня, полунощница, вечернее богослужение, всенощное бдение, часы или литургия. В русском Свято-Пантелиимоновом монастыре богослужение совершается на церковно- славянском языке, для нас доступном, в сербском монастыре Хиландар, в болгарском Изографе службы также на церковно-славянском. В остальных семнадцати монастырях- на греческом. Да, конечно, нашим паломникам это усложняет понимание молитвы. Я в греческих монастырях читаю молитву Иисусову, хотя греческий уже немного воспринимаю на слух. Тем более легче, когда ты знаешь порядок богослужения, тогда автоматически мысленно переводишь, где какая часть или молитва и говоришь про себя, многое понятно по структуре. Воцерковленный человек легко ориентируется в храмах Афона, невзирая на иной язык богослужения и непривычность устава.
Если судить по фотографиям Афона со стороны моря, природа там и виды отменные. Не является ли это одним из факторов того, что там хочется побывать снова? Но прекрасных мест на Земле много, и христианских святынь тоже немало. Почему именно Афон?
В первую очередь, Афон – это обитель Божией Матери, жребий Божией Матери. Как и апостолам, ей выпал жребий для проповеди Евангелия в другой стране – по Преданию она должна была направиться в Иверию (Грузия). Но во время перехода, когда корабль двигался на Кипр, его ветром отнесло к полуострову, который впоследствии и станет для православных христиан тем Афоном, который нам сегодня известен. Божия Матерь, вступив ногами на эту гору, сказала, что это есть сад и ее обетованная земля.
Земля этадействительно прекрасна и является одним из самых благодатных мест, я так считаю для себя. Кто хоть раз побывает на Афоне, уверен, будет думать также. Когда смотришь с моря на Афон, открываются дивные по своей гармонии пейзажи, а когда находишься в горах, то видишь на отвесных скалах древние монастыри, келии монахов. Сочетание рукотворных построек с неповторимым природным ландшафтом впечатляет и оставляет глубокий след в памяти. Фотографии не могут в полной мере передать духовный восторг от всего увиденного на полуострове. Разве можно снимком передать запах моря, растительности, атмосферу Афона и атмосферу присутствия на богослужении? Только пройдя собственными ногами по этим холмам, можно получить истинное представление о той земле, на которую уже однажды ступала Божья Матерь.
Органичность природы и построек на Афоне в какой-то мере закономерна. Человек с молитвой не может повредить первозданную красоту, сотворенную Богом, а только хранит ее и пытается не нарушить своими рукотворными вещами.Строительство в таком месте представляет сложность, и нужно понимать, что очень проблематично доставить на Святую гору что-либо из материалов, необходимых инструментов, даже продуктов, т.к. соединение с миром осуществляется только по морю. Автомобильных дорог, которые соединяли бы материковую часть Греции с полуостровом, нет. Все завозится только на паромах, так и раньше было в древние времена, так и сейчас. Не имея каких-то особенных технических приспособлений в древности, строились такие удивительные монастыри, в таких сложных местах, в горах и скалах, что трудно представить процесс созидания самими монахами.
Как нужно было все продумать и укрепить, чтобы все держалось над морем, ведь это невероятно сложно и не менее поражает, чем нерукотворные виды вокруг. С моря это прекрасные виды монастырей, которые замечательно вписываются в Афонскую природу. Конечно, это привлекает множество людей, и не только православных паломников, приезжают и католики, даже люди неверующие, которые впоследствии становятся верующими. Встречал как-то послушника из Польши. Он тоже приехал на Афон потому, что читал о таком прекрасном и необычном месте, и приехал туристом просто посмотреть достопримечательности и аскетическую жизнь монахов. Но все-таки благодать Божия там действует, она коснулась его сердца, и он остался послушником в монастыре Констамонит.
В каких монастырях на Афоне Вы служили? Легко ли служить с греческим духовенством, возникали ли сложности в богослужебной практике?
Имел возможность служить и в русском Пантелеимоновом монастыре, и в греческих монастырях. Был на афонском всенощном бдении. Молитва афонская во всех монастырях прекрасна, и сердце просто умиляется от молитв, хотя есть и сложности, конечно, когда служат на греческом языке. Но, повторюсь, когда известна структура богослужения, то становится понятным, что сейчас, например, должна быть малая вечерня, вечерня, и т.д. Есть перерыв на ужин, потом повечерие, читается акафист, а в 12 ночи начинается полунощница. Структура во всех монастырях приблизительно одинакова, где знаешь – вспоминаешь тексты молитв на церковно-славянском, где непонятно–читаешь молитву Иисусову. Чуть сложнее всё для паломников, которые не всегда хорошо знают структуру богослужений, и на греческом языке им не совсем понятны молитвы, обращения. Но я всегда говорю в таком случае – молитесь просто, от чистого сердца и своими словами, а каждый паломник знает, о чем ему молиться, когда направляет свои стопы на Святую гору Афон. Кроме просьб о помиловании очень важно еще и участие в таинствах Покаяния и Причастия. С греческим духовенством легко служить, и сложностей никаких нет. Служил я и в Ксенофонтовом монастыре, в монастыре Евсигмен, монастыре Ватопеде…
- Как относятся к нашим священникам - с радостью или просто терпят постоянное присутствие приезжих?
Очень хорошо и радушно относятся.
Знают ли на Афоне об украинской действительности, интересуются ли политикой, откуда узнают новости и как относятся к событиям в нашей стране?
Я стараюсь на политические темы не общаться, ведь основная цель присутствия здесь - молитва. И что мы можем на Святой горе просить Бога? Просим, чтобы Господь помиловал нашу страну, наших людей, поэтому основное общение молитвенное. Да, многие интересуются действительностью за пределами Афона. Основную информацию, я думаю, они узнают в новостях от паломников и братьев по вере, от приезжих из Украины, России, Беларуси, Молдовы, из других стран. Греки о своей стране знают от своих единоверцев. О политике здесь нет больших разговоров, нет споров, здесь немного иная жизнь.
В православной среде интерес к афонской теме сохранился благодаря паломническим историям из прошлых времен. Определенный мистический интерес подогревается простым человеческим любопытством. Видели ли Вы там каких-то особенных людей, слышали что-то необычное, и случались ли чудеса во время Вашего пребывания?
История Афона насчитывает как минимум 10 столетий, целое тысячелетие, хотя первые монастыри там возникли вообще в III-IY веках, а сам Афон как монашеская республика существует уже больше десяти столетий. В следующем году на Афоне отмечается 1000-летие русского присутствия, русского монашества на Святой горе. В Лавре великой (первенствующий монастырь на Святой Горе Афон - Прим.автора) сохранились акты, которые подписывал настоятель первого русского монастыря. И с тех пор многие паломники, по традиции святого Антония Печерского, туда пешком ходили для молитвы, чтобы получить и стяжать дары Святого Духа. Расцвет паломничества былв XYII-XIXвеках. Из Одессы отправлялись пароходыс многочисленными паломниками,т.к. это была спонсированная государством программа, и люди получили возможность побывать в этих святых местах. Сегодня на Афон приезжает очень много людей, которые отправляются туда за духовной поддержкой. Есть, конечно, те, кто приезжает из любопытства, хочу,мол, побывать в монашеской республике.Но ничего случайного не бывает, каждый выносит пользу от посещения афонских монастырей.
Афон уникален еще и тем, что на территории полуострова совершенно нет женщин, это древняя традиция. В мужские монастыри не пускали женщин, а в женские, соответственно,мужчин. Так и до сего дня есть полностью закрытые монастыри, вот и на Афоне не пускают женщин, а в Греции есть монастыри, где не бывают мужчины. Поэтому на огромной территории полуострова, а это примерно площадь 80 на 40 км, находятся только мужчины. Это место, где тебя не отвлекают никакие телефонные звонки, житейские проблемы. Паломники имеют возможность сосредоточиться на своих внутренних проблемах, увидеть своё внутреннее «я» и познать себя - это самое главное для человека. Есть еще на Святой горе и особенные люди, как их еще называют - старцы, люди благодатные, приближенные к Богу. Они имеют возможность помочь человеку увидеть, почувствовать волю Божию в его жизни, подсказать, как правильно поступить в той или иной ситуации. Такие люди есть и слава Богу!
Почему православным христианам не удается создать «большой Афон» в Украине?Почему в стране нет авторитетов подобным Афону, куда стремились бы попасть на молитву паломники со всего мира?
У нас в Украине есть Киево-Печерская Лавра, монастырь мирового масштаба. Лавр в мире не так много:три лавры в Украине, три лавры в России, на Афоне лавра, на Святой Земле недалеко от Иерусалима есть Лавра Саввы Освященного. Поэтому титул говорит о многом, и как писали в XIXвеке- Лавра есть второй Иерусалим. Паломников здесь бывает не меньше, чем на Афоне. Просто таинственность Афона, удаленность, создает по-особенному хороший такой, не скажу ажиотаж, а скорее стремление человека побывать в этом святом месте. Ну и нужно отметить, что на Афоне 10 столетий не закрывались монастыри, традиции не прерывались, у них есть свой устав Святой горы, который не нарушается. Последний устав принят в XIX веке, соблюдается всеми монастырями.
Киево-Печерская Лавра тоже имела в свое время очень большой авторитет, имела множество скитов, подворий, была своя типография и мастерские, писались богословские труды учеными монахами, но коммунистический режим многое уничтожил, традиции практически прервались, т.к. Лавра закрывалась не один раз за прошедшее столетие. И с 1988 года, с момента 1000-летия Крещения Руси, приходилось возобновлять все, как говорится, с нуля, зажигая эту лампадочку молитвы, которая до сегодня горит. Но для того, чтобы восстановить все эти традиции нашей Киево-Печерской Лавры необходимо длительное время.
Есть ли при Кафедральном соборе паломническая организация, которая под Вашим руководством и благословением организовывает путешествия на Афон?
Есть Паломнический отдел УПЦ на территории строящегося Кафедрального собора, который организовывает паломнические поездки на Святую гору, на Святую Землю и в другие святые места. Любой желающий может подобрать для себя интересный маршрут для путешествия, в котором будет сочетаться отдых и польза для души, возможность обогатить свой духовный опыт.
Беседовал Андрей Герман
Фото из личной коллекции епископа Варсонофия и греческого фотографа Костаса Асимиса.
В 2016 году будет отмечаться 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон. Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года (журнал № 45) утвердил программу научных и культурно-просветительских мероприятий, посвященных 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон , в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Программа объединяет более 140 мероприятий.
Святейший Патриарх Кирилл еще 17 июня 2015 года на встрече с членами Комиссии по подготовке празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон, сказал:
«Мы приближаемся к очень важной для Русской Православной Церкви и для вселенского Православия дате - 1000-летию русского присутствия на Святой Горе Афон; и я очень рад возможности обсудить с вами вопросы подготовки к этому торжеству.
Связи между Русью и Афоном начались сразу после Крещения Руси в 988 году и продолжались на протяжении веков. Об этом свидетельствуют святыни, привезенные на Русь нашими благочестивыми предками и афонскими монахами, а также множество сокровищ из России, которые были пожертвованы на Святую Гору.
Россия всегда выступала защитницей Православия на Востоке, и это во многом обеспечивало безопасность Святой Горы Афон. А Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России - в первую очередь, своим влиянием на русское монашество. Празднуя 1000-летие русского присутствия на Афоне, мы хотели бы осмыслить всю эту историю, познакомить с ней молодое поколение жителей Святой Руси - и русских, и украинцев, и белорусов, и представителей других национальностей; показать нашему обществу значение Святой Горы для нашей страны, для духовной жизни россиян; наконец, сделать так, чтобы это празднование привлекло внимание к Святой Горе во всем мире и чтобы Европа еще раз осмыслила значение Святой Горы для собственной духовной жизни.
Думаю, это особенно важно в связи с упадком религиозной жизни в Западной Европе, где в основу устроения общества полагаются опасные антихристианские идеи. Мы можем свидетельствовать о том, что сегодня западный мир находится в глубоком духовном кризисе. Запад этого кризиса не осознает и высокомерно смотрит на весь мир, требуя, чтобы все следовали его законам, которые не оставляют места ни Богу, ни вере в жизни людей. Поэтому празднование должно пройти таким образом, чтобы не только Россия и Греция, но и весь мир почувствовал бы значение духовной традиции Православия. И пример России, мощного современного государства, играющего очень важную роль в международных отношениях и одновременно питающегося духовной энергией Афона, может быть очень убедительным для многих европейцев, в том числе несогласных с опасными антирелигиозными и антихристианскими тенденциями в жизни Западной Европы и Северной Америки.
Необходимо привлечь к Афону внимание мировой общественности и тем самым противодействовать опасным тенденциям в западноевропейской политике, связанным с давлением на Афон с точки зрения современного либерального законодательства. Нужно еще раз подчеркнуть особое, непреходящее значение Афона с его уставом, его традициями, и особое значение автономии Святой Горы для Европы и для всего мира.
Мы разрабатываем обширную программу торжеств в пределах Русской Православной Церкви. У нас пройдут съезды монашествующих, будут реализованы специальные программы в духовных семинариях, намечены значительные издательские проекты. Будут проводиться научные конференции, сниматься телевизионные передачи, создаваться фильмы, по всей России пройдет школьная олимпиада, посвященная Святой Горе Афон. Внимание всего нашего народа будет максимально привлечено к этому празднованию, потому что мы проведем его не только в Москве, но и по всей Русской Церкви. Российское государство также привлечено к этому празднованию - сейчас формируется программа церковных и государственных юбилейных торжеств. Другими словами, мы хотим использовать эту дату для того, чтобы очень глубоко вспахать нашу религиозную почву.
Мы должны вместе хорошо потрудиться, чтобы реализовать большой миссионерский потенциал Афона, который может послужить делу утверждения Православия не только на пространствах Святой Руси, но и во всем мире».
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
– Отец Алексий, в праздник Крещения Господня Вы вместе с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом побывали в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Пожалуйста, расскажите немного об этой поездке.
– В 2016 году исполняется тысяча лет русскому монашеству на Афоне, и по всему видно, что настало время «собирать камни». Обитель преображается на глазах. Духовная жизнь не стоит на месте, в монастырь приходят молодые монахи, и это очень важно.
Был период, когда из Свято-Пантелеимонова монастыря ушли старые братья, а пополнения из России не было. Сейчас в монастыре подвизается около 80 человек – русские, украинцы, молдаване. Конечно, и этого недостаточно, – много послушаний, много трудов, много молитвы, но чувствуется, что есть пополнение, есть дух молитвы, духовный оптимизм.
Вместе с братией и паломниками мы молились за продолжительными афонскими богослужениями, ходили крестным ходом к морю, приняли участие в чине освящения воды, который совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Все было очень торжественно.
В Крещенский сочельник богослужение старшей братии в соборе обители возглавил игумен Иеремия (Алехин). Отцу Иеримии 99 лет, что не мешает ему бывать на всех службах, молиться, принимать участие в братской трапезе. В сам праздник Крещения богослужение возглавил архиепископ Феогност. Накануне, с пятницы на субботу, владыка поднимался на вершину горы, где тоже служил Литургию.
Надо сказать, что не только мирянам, но и монашествующим священникам довольно непросто участвовать в долгих афонских службах, особенно тем, кто нечасто бывает на Святой Горе. Но духовный подъем, который переживает человек после посещения этой святыни, настраивает на подвиг, и это ощущают все, кто посещает Русский Афон.
– Что есть Афон для русского монашества?
– Афон для нас – это прежде всего духовный ориентир, образец подвижничества и молитвы. Это пример доброго отречения от мира, отречения, в котором много внимания уделяется духовному созиданию. Нет сомнений, что развитое хозяйство необходимо любой обители, и без этого не обойтись, но самое главное – служение Богу и ближнему. Афон в большой мере служит паломникам. Люди со всех концов земного шара приезжают сюда, чтобы помолиться, напитаться духом монашеской республики, и афониты с любовью принимают всех.
– На Святую Гору монахи отправляются в поисках уединения, молитвы, но и здесь мир не оставляет их: приходится принимать паломников, о которых надо заботиться...
– Мы обогащаемся от святыни. Я давно не был на Святой Горе. Старшая братия, которая в свое время уехала на Афон из Лавры, очень радушно встретила нас, мы не почувствовали, что обременяем кого-то своим присутствием. Но ведь есть естественные ограничения: монастырь не может принять, например, 1000 человек в день. Для братии не так просто предоставить ночлег и питание всем желающим. Однако у монастыря есть планы по развитию паломничества, но забота о приезжающих не должна расстраивать монашескую жизнь. Как говорил отец Кирилл (Павлов): «Каждый должен делать свое дело».
– Чувствуется ли, что духовная жизнь здесь на первом месте?
– Конечно, духовная жизнь здесь главное. Нет постороннего народа, нет суеты, все подчинено «единому на потребу». Молитвословия, которые совершаются в течение суток, это не звук строек, не шум работ... Если идет строительство, то оно необходимо для братии, молитвы и паломников. Впрочем, радуют и реставрация, и ремонт – ведь это созидание чего-то нового.
Есть духовничество, есть старчество на Афоне. Монастырь стремится хранить старые устои. У отца Иеремии и отца Макария окормляется вся братия, они известны как опытные духовники многим людям в мире, к ним часто обращаются за советом.
В свое время Афон славился просветительской и издательской деятельностью. Эти направления, хорошо было бы и дальше развивать.
– Афон называют монашеской республикой. Мирно ли в этой республике сосуществуют люди разных национальностей?
– Афон действительно многонационален, например, в греческом монастыре мы встретили брата родом из Польши. Да, монахи мирно общаются друг с другом, все пребывают в согласии.
– Могут ли монахи из русских монастырей приезжать на Афон?
– Да, Господь так устраивает, что такая возможность есть, и она расширяется. Конечно, братии приходится больше напрягаться, но Господь и укрепляет, и помогает. В Русский монастырь приходят молиться не только русские, но и украинцы, и молдаване, и румыны. Так что это большое благо для всех православных.
Беседовала Екатерина Орлова
Справка
Свято-Пантелеимонов монастырь
– один из 20 монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как о действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и был заново отстроен. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. В настоящий момент вместе с послушниками – около 80 человек. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).
Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.
К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Кромница.
Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, блаженного старца Силуана, частицы мощей Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки.
В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.
В 2011 году тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев предложил создать попечительский совет Свято-Пантелеимонова монастыря и основать международный фонд по поддержке обители. В состав попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.