Занятие буква ж в подготовительной группе. Логопедические упражнения. Логопедические упражнения на звук ч
Разделы: Логопедия
Задачи.
Образовательные:
- закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
- расширять запас слов лексического словаря;
- формировать навыки словоизменения.
Коррекционно-оздоровительные:
- формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
- развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
- автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
- воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
- воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:
- Жук отважный однажды,
- Жужжа, ожидал ужин важный.
- Должен он был за ужином
- Обслуживать жужелиц дюжину.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление “Кулачки”
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики
Мы с вами отдыхаем.
2. Развитие общей моторики “Жук”.
Жук ползает по ветке дети ползут по
положенной на пол узкой доске
Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на
спину,
болтает лапками болтают руками и ногами
Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая
“крыльями” - руками
встает и летит.
3. Развитие мелкой моторики “Жук”.
Я веселый майский жук, сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, указательный палец и
мизинец
А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”,
пошевелить ими
Не кусай комарик злой, сжать кулачок,
указательный палец вперед “хоботок”
Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы,
расслабив,опустить вниз “лапки”.
4. Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).
Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).
А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).
5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.
6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.
Логопед (раздает детям зеркала ): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.
“Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.
“Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.
“Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.
“Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
“Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.
“Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.
В магазин жуки ходили,
Шарик там себе купили.
Буду шарик надувать,
Буду с шариком играть.
Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох,
надувая живот
Раздувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся. задерживают
дыхание
Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох
Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.
2. Артикуляция звука “Ж”:
- Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
- Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
- Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
- Горлышко поет.
Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.
3. Характеристика звука.
Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра “Светофор”.
Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:
занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,
оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,
частушки, снежинки.
5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.
Работа с карточками.
Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]
Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.
IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]
Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.
Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.
Дети выполняют движение в соответствие с текстом.
V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет]Рисунок 2.
Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.
Варианты выполнения.
- Правой рукой.
- Левой рукой.
- Двумя руками одновременно (два жука).
- Попеременно.
VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра с мячом “Один-много”.
Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.
Бабочка порхает, а бабочки ………….
пчела мед собирает, а пчелы мед …….
оса жалит, а осы ………
жук жужжит, а жуки ……………
комар звенит, а комары ……………
стрекоза стрекочет, а стрекозы ………
муха в дом залетает, а мухи ………….
кузнечик прыгает, а кузнечики ………
паук паутину ткет, а пауки ……………
Игра с мячом “Скажи ласково”
Сапог – сапожок
VII. Знакомство с буквой “Ж”.
1. Показ буквы “Ж”.
2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.
3. Дети собирают букву на математическом планшете.
4. Прорисовывание буквы на песке.
5. Прописывание печатной буквы в тетради.
6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]
7. Проговаривание слов с движениями “Жук”
Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
У – вытягиваютруки вперед ладонями от себя.
К – резким движением прижимают кулачки к груди.
8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.
VIII. Развитие связной речи.
1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.
2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.
3. Логопедический пальчиковый театр.
Куклы: уж, жаба, жук и шмель.
IX. Итог занятия, оценка работы детей.
Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.
Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
2. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится …
3. В золотой дубочек
Спрятался дубочек.
4. Гнездо свое он в поле вьет
Среди густых растений.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Список использованной литературы
- В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников - М., “ВАКО”. 2005 г.
- М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” - М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
- Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
- Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
- М.В.Скворцова “Логопедические игры” - С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
- Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” - М., “Владос”. 2005 г.
- Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” - С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
- Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
- Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.
прислала
Туровская С.В.
учитель-логопед ГОУ №1212 ЮВАО
Конспект занятия в старшей группе
Тема. Звук и буква Ж.
Цель:
Закрепить навык чёткого произнесения звука «Ж».
Задачи образовательные:
1. Познакомить детей со звуком Ж.
2. Ввести обозначение звука.
3. Познакомить детей с характеристикой звука.
4. Познакомить детей с буквой.
Задачи коррекционные:
1. Учить детей выделять звук «Ж» в начале и в середине слов.
2. Развивать слуховое внимание.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Учить анализу и синтезу.
5. Развивать двигательную активность детей.
6. Развивать абстрактно – логическое мышление посредством загадок.
7. .Учить образовывать им. сущ. с помощью суффикса ОК с чередованием Г и Ж.
8. Учить подбору слов – родственников.
Задачи воспитательные:
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия.
I . Организационный момент.
– Хочу вас пригласить уехать из зимы на летнюю полянку.
– Ребята, а как нужно вести себя на полянке и в лесу? (Тихо)
II .1. Сообщение новой темы.
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадёт в землю ползёт. (Жук)
– Как можно назвать маленького жука (Жучок)
– Если увидим несколько жуков, как их назовём. Кто они? (Жуки)
– Жук, жучок, жуки – какой первый звук вы слышите? (Ж)
2. Знакомство с артикуляцией звука.
Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.
При произнесении звука воздух встречает преграду. Он согласный, звонкий, твёрдый. Звук «Ж» обозначается, синим квадратом.
3. Образование им. сущ. с суффиксом ОК и чередованием Г и Ж.
Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .
флаг – флажок шаг – шажок
снег – снежок пирог – пирожок
берег – бережок круг – кружок
друг – дружок утюг – утюжок
сапог – сапожок творог – творожок
4. Пальчиковая гимнастика.
Я весёлый майский жук. Сжать кулачок.
Знают все меня вокруг, Указательный палец и мизинец
Над лужайками кружу, развести в стороны.
А зовут меня Шевелить усами.
Жу – жу…
5. Игра «Договори слово».
ле
бро
хо
гля
дру жу
пока
ви
ре
вя
ма
бу
6. Определение места звука в словах с опорой на картинку.
Картинки достаются из корзинки.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.
Научить правильно произносить звук [Ж].
Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Развивать слухо-речевую память ребенка.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?
Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
горлышко «работает».
Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...
Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3 . Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:
ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...
Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?
Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-
Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).
Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук).
Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот)
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..
Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: -ра, -кет...;
ЖУ: -равль, -ки...;
ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:
ЖИ: но-..., лы-...;
ЖА: лы-..., ко...
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
Задание 15 . Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - помоги ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует.
Женя жует жвачку.
Девочка Женя жует жвачку.
Девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
На что еще похожа буква Ж?
Сравнивание букв К и Ж:
Это - Ж, А это - К,
Целый жук и полжука.
А. Шибаев
Игры с буквами .
Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.
Елена Ермакова
Конспект занятия «Звук и буква Ж»
Тема урока : «Звук и буква Ж » .
Цель :
Систематизировать знания о звуке [Ж] ;
Развивать фонематический слух;
Воспитывать интерес к логопедическим занятиям .
Задачи :
Учить соотносить звук[Ж] с буквой Ж ;
Развивать фонематическое восприятие;
Обогащать и уточнять словарь детей;
Закреплять знания норм орфографии;
Формировать навыки использования обобщающих понятий.
Этапы работы Содержание
1.1 -Организационный момент
Цель :
эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению новой темы
Методы :
речь логопеда, создающая положительный настрой обучающихся
Цель :
Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятие
Подготовка к восприятию новой темы
Методы :
Устный, фронтальный опрос обучающихся
Критерии достижение цели :
Обучающиеся должны чётко различать [ж] в словах, приводить примеры и давать пояснение.
Оценивается деятельность обучающихся словами : умница, молодец, хорошо
Деятельность учителя Деятельность ученика
Опрос обучающихся по заданному на дом. -Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Начнем наше занятие с девиза :
Говорим всегда красиво,
Правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Сядет тот, кто назовет слово со звуком[Ш]
Назовите место звука[ш] в слове .
Какой это звук ?
Какое правило мы должны помнить?
Ученики называют слова со звуком [ш] .
[ш]-согласный, твердый, парный глухой.
ШИ-пиши с буквой –И .
Изучение нового материала Цель : -учить соотносить звук с символом и буквой
Развивать фонематические стороны речи
Развивать внимание
Охрана здоровья детей, контроль за осанкой во время работы
Методы :- использование игровых технологий
Индивидуальная работа по листам из альбома Мазановой Е. В.
Критерии достижения цели :
Обучающие должны четко различать как произносится звук .
Что помогает произносит ь звук ж .
Учить вспоминать слова с заданным звуком .
Деятельность логопеда
Деятельность ученика
Послушайте скороговорку и назовите часто встречающийся звук :
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу,жужжу.
Правильно, в этой скороговорке часто встречается звук ж .
Кто произносил звук [ж] в скороговорке ?
Этот жук прилетел к нам в гости со своими друзьями и принес интересные задания.
В каком положении находятся органы артикуляции?
Давайте пожужжим вместе с жуком, то тихо-когда жук далеко; то громко-когда он к нам приближается.
Какой это звук ?
Каким символом обозначается?
-Звук[ж] обозначается буквой Ж . (вывешивается буква ж )
Назовите тему нашего занятия .
-Жук принес задание : послушайте звуки , хлопните, когда услышите [ж]
О Ж Л Т Ж Ф У Ж К М
Чему мы учились?
Жук усложнил задание, нужно поднять карточку- символ (буква ж )
ЖУ ТРЕ НА ЖА ОХ МКА ЖО
Чему мы учились?
Жук приготовил картинки, посмотрите на слайд и определите в какой картинке спрятался[ж]
Какой звук мы выделяли из слова?
Какой это звук ?
Звук [ж] .
Жук- Божья коровка.
Ученики работают по артикуляционному профилю.
Ученики выполняют дыхательную гимнастику (ж-ж-Ж-Ж-ж-ж)
Согласный, твердый,парный звонкий
Т. к. звонкий,то колокольчиком.
-Звук и буква Ж .
Учились замечать [ж] среди других звуков .
Учились выделять слог с[ж]
Называют слова с[ж]
Согласный, твердый, звонкий, парный.
2.3 Работа в тетрадях. - С какими гласными дружит [ж]?
Запишите по два слога с[ж]
Посмотрите на листочки, что вы видите?
Составьте слово, запишите в тетрадь.
Записывают в тетрадь слоги.
Записаны слоги.
Составили слова жаворонок, журавль,чижи
Физминутка.
Эта буква широка
И похожа на жука
Да при этом словно жук
Издаёт жужжащий звук .
Выполняют физ. минутку.
Жук принес телеграмму
Прочитайте слова.
Что вы заметили?
Подберите схему к словам.
Определите место звука , по звуковой линейке .
Соотносят сова со схемами, определяют место звука по звуковой линейке .
Во всех словах есть [ж]
Учитель-логопед организует устный опрос, привлекает детей к оцениванию ответов других детей, поощряет словами : хорошо, молодец, умница.
3.1 Заключительная часть. Цель :
Выявить уровень полученных знаний учениками на данном занятии .
Методы :
фронтальная беседа с обучающимися с элементами самооценки работы на занятии
Критерии достижения цели :
Чёткое различия буквы , звука ж в слогах , в словах, тексте;
Понимание когда звучит,то он всегда твёрдый;
Понимание прочитанного текста.
Отвечают на вопросы логопеда, анализируя свою деятельность.
Деятельность логопеда.
Деятельность ученика.
3.2. Итог занятия . -С какой буквой мы знакомились ?
Какой звук она обозначает ?
Дайте характеристику звука ж .
Уточните артикуляцию звука .
3.3. Анализ домашнего задания. Раскрасить цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук ж .
Спасибо, вы сегодня все хорошо работали.
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия «Предложение. Слово. Звук. Буква» Тема: Предложение. Слово. Звук. Буква. Задачи: Учить детей дифференцировать понятия: «предложение», «слово», «звук», «буква». Учить схематично.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква С» Образовательная область: речевое.
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж» для детей старшей группы Лексическая тема: «Насекомые» Образовательная область: Познавательно речевое развитие. Тип: Совместная деятельность педагога с детьми. Форма.
Конспект занятия по звукопроизношению «Звук [Р] и буква Р» Цель: Формирование навыка чёткого произнесения звука Р. ЗадачиКоррекционно-образовательные: 1. Формирование умения делить слова на слоги.
Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты
Тема: звук [ж], буква «Ж».
Цель: познакомить со звуком [ж] и буквой «Ж».
Задачи:
коррекционно-образовательные
учить детей характеризовать звук [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;
совершенствовать навыки проведения звукового анализа слов;
коррекционно-развивающие
развивать фонематический слух, слуховое внимание;
развивать общую и мелкую моторику;
коррекционно-воспитательные
воспитывать усидчивость и трудолюбие;
учить доводить начатое дело до конца.
Оборудование : предметные картинки со звуком [ж], картинка жука, тетради для занятий, счетные палочки, массажные мячи.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики .
Какой звук повторялся? (Звук [ж])
Правильно, звук [ж].
2. Введение в тему занятия
И вы, наверное, догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком [ж] и буквой «Ж». Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и игры.
Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить, как правильно произносится звук [ж].
3. Характеристика звука [ж]
Давайте произнесем звук [ж].
Какое положение должны занимать губы, зубы, язычок, когда мы
произносим звук [ж]?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами,
боковые края прижаты к коренным зубам.
Какой звук [ж], гласный или согласный? (Звук [ж] согласный.)
Твердый или мягкий? (Звук [ж] твердый.)
Звонкий или глухой? (Звук [ж] звонкий.)
А как вы определили, что он звонкий?
Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники».
- «Наденем наушники», закрываем руками уши и произносим звук [ж].
Слышите шум в наушниках? (Да.)
Значит, мы правильно определили, звук [ж] – звонкий.
4. Знакомство с буквой «Ж»
Мы с вами произносим слоги и слова со звуком [ж], а мы можем увидеть
звуки? (Нет, мы видим и пишем буквы.)
Какой же буквой обозначается звук [ж] на письме?
Давайте станем волшебниками и превратим звук [ж] в букву «Ж».
Говорите вместе со мной стихотворение:
Платья звукам надеваем,
Звуки в буквы превращаем.
Давайте из счетных палочек выложим букву «Ж».
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
5. Автоматизация звука [ж] в слогах и словах
Давайте пожужжим вместе с веселым жучком.
А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).
6. Физкультминутка
Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)
Будем заниматься спортом. (руки поднять перед собой)
Ежик лапки напрягает,
Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать. (опускаем руки)
Ежик низко приседает, (приседаем)
И по камушкам шагает, (шагаем)
Возвращается обратно.
Расслабление приятно. (выдох, взмахи руками)
7. Развитие мелкой моторики с использованием массажных мячей
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ежик)
(Катать массажный мячик по ладошке)
А теперь приготовьте ладошки, будем загибать пальчики.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик - прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.
8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -ок и увеличительными –ище.
К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.
Я буду начинать, а вы заканчивайте.
У человека | У гнома | У великана |
медвежонок | медвежище |
|
сапожище |
9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов
А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть разные слова, а вы хлопайте, если услышите звук [ж].
Слова: жук, ежик, шапка, снежинка, мышка, журавль, стол, лыжи, каша, ужин, жираф, ложка, жаба, шубка, кожа.
10. Работа в тетрадях
Послушайте стих про букву «Ж».
Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,
Буква Ж, буква Ж в гости зазывала
Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.
Откройте тетради и напишите букву «Ж».
11. Итог занятия
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
Чем мы сегодня занимались?
Что вам больше всего понравилось?
А в чем были трудности?