Мифы и легенды человечества. Происхождение человека (согласно древней мифологии и эзотерической философии). Мифы древности о происхождении мира и людей
Урок литературного чтения по теме «Мифы о происхождении человека и его душевных качеств».
МБОУ СОШ №2 п Первомайский
Оренбургского района
Смородинова Н. А.
Найдите слово с ошибкой и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.
Лисицын птицы цыган мотоцикл Грецыя цыплёнок
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу превращать.
Дж. Байрон
Подумайте над вопросами:
1.Что означает имя Прометей?
2.Чем Прометей помог Зевсу?
3.Что сделал Прометей для людей?
4.Чем Зевс отплатил Прометею за помощь людям?
- Наделённый от матери-Земли даром ясновидения, Прометей в битве титанов с Олимпийцами предвидел победу мудрости (Зевса), а не силы (Крона), поэтому перешёл на сторону Зевса, другие титаны не стали слушать его советов и проиграли в битве.
- С помощью Прометея Зевс расправился с титанами, в том числе с родными братьями Прометея: Менетия сбросил в Тартар, а Атланта обрёк держать на плечах небесный свод.
- Один лишь Эпиметей избег наказания за свою простоту и глупость (его имя означает «мыслящий после», «крепкий задним умом»).
- По одной из легенд, Прометей сам создал людей из глины, причём создал их, в отличие от зверей, смотрящими вверх, в небо.
- По другой версии, людей и животных создал Зевс из земли и огня, а Прометею и Эпиметею поручил наделить их способностями. Неразумный Эпиметей отдал зверям все средства защиты, а человека оставил нагим, слабым и беззащитным.
- Тогда Прометей, чтобы спасти род человеческий научил людей ремёслам, обычаям, земледелию, строительству домов и кораблей, чтению и письменности, а также всем искусствам.
- И, наконец, Прометей похитил из кузницы Гефеста огонь и отдал его людям.
- Почему это было так важно для людей?
- Это не понравилось Зевсу, потому что людям стало легче жить и они возгордились.
- Как вы думаете, что сделал Зевс, чтобы люди не стали равными богам?
Зевс не стал исправлять людей, а в наказание им создал Пандору. Гефест по его приказу вылепил прекрасную женщину. Афродита наделила её неземной красотой, Афина выткала чудесное платье, Гермес вложил в неё хитрую и коварную душу. В конце концов, красавица была оделена всеми богами, на что указывает её имя: означающее «всеми одарённая». Зевс же дал ей великолепный ларец, наказав никогда не открывать его, и отдал её в жёны Эпиметею.
Вы можете предположить, что случилось дальше? И что же лежало в ларце?
А в ларце были собраны все земные несчастья – раздоры, болезни, старость, страсти, муки- все беды человеческие.
И вот разлетелись они по земле и распространились среди людей злодеяния.
Так добился Зевс того, чтобы люди не стали совершенными и равными богам.
Миф народов Центральной Америки Первых людей боги слепили из мокрой глины. Но надежд великих богов они не оправдали. Все бы ничего: и живые, и говорить умеют, но разве могут глиняные болваны хотя бы голову повернуть? Уставятся в одну точку и таращат глаза. А то расползаться начнут, чуть дождиком их покропит. Но хуже всего - бездушные они вышли, безмозглые... Взялись боги за дело второй раз. «Попробуем сделать людей из дерева!» - уговорились они. Сказано - сделано. И землю заселили деревянные истуканы. Но сердца у них не было, и были они неразумны. И решили боги еще раз взяться за сотворение людей. «Чтобы создать людей из плоти и крови, нам нужен благородный материал, который наделит их и жизнью, и силой, и разумом», - решили боги. Они нашли этот благородный материал - белый и желтый маис (кукурузу). Они обмолотили початки, замесили тесто, из которого и слепили первых разумных людей.
Миф североамериканских индейцев Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь. Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека - предка рода Черепахи .
Миф индейцев Мексики Когда на Земле все было готово, Нохотсакьюм создал людей. Первыми были кальсия, то есть люди-обезьяны, затем коха-ко - люди-кабаны, затем капук - люди-ягуары и, наконец, чан-ка - люди-фазаны. Так он сотворил разные народы. Делал он их из глины - мужчин, женщин, детей, прилаживал им глаза, носы, руки, ноги и все остальное,
затем клал фигурки в костер, на котором обычно пек тортильи (кукурузные лепешки). От огня глина твердела, и люди оживали.
Миф народа инки В Тиауанако творец всего сущего сотворил тамошние племена. Он делал из глины по одному человеку каждого племени и рисовал платье, которое они должны были носить; тех, кто должен быть с длинными волосами, лепил с длинными волосами, а тех, кто должен быть стриженым, - с короткими; и каждому народу были даны свой язык, и свои песни, и злаки, и еда. Когда творец закончил эту работу, он вдохнул жизнь и душу в каждого мужчину и в каждую женщину и приказал, чтобы они ушли под землю. А вышло каждое племя там, где ему было приказано.
Австралийские мифы Жили некогда два брата, два близнеца - Бунджиль и Палиан. Бунджиль мог превращаться в сокола, а Палиан - в ворона. Один брат деревянным мечом сделал на земле горы и реки, а другой - соленую воду и рыб, обитающих в море. Однажды взял Бунджиль два куска коры, положил на них глины и стал ножом мять ее, вылепив ноги, туловище, руки и голову, - так он создал мужчину. Сделал он и второго. Был он доволен своей работой и от радости исполнил танец. С тех пор существуют люди и от радости исполняют танцы. Он прикрепил древесные волокна: курчавые и прямые. С тех пор у мужчин волосы курчавые, а у других - прямые.
Рефлексия
Светофор даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.
В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.
Что такое миф?
Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой общественного сознания, а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.
Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.
В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.
Антропогонические мифы
Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает - человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.
Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.
Китайский взгляд на сотворение мира
Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) - что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) - темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть - землей, дыхание - воздухом и ветром, кровь - водой, а кожа - растительностью.
Китайская мифология
Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще не существовало. Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух - Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.
Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в мифах Китая обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.
Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.
Греческая мифология о появлении человека
Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако
Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.
Вообще в греческой мифологии любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.
Особенности мифологии
Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?
Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем этапе развития человечества. Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления – образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот вид мышления отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.
Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.
Общие черты и влияние на мировую культуру
В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.
Древнетюркская мифология о том, как появился человек
Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.
Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.
Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?
В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.
Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос – откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.
Разнообразие и польза для ребенка
Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.
ВЕДЫ И МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА - веды (санскрит, веда - знание) - сборники древних гимнов и жертвенных формул (конец II-начало I тыс. до н.э.). Считается, что веды составили арийские племена, которые ок. 4 тыс. лет назад завоевали Индию. Для. того чтобы не смешаться с местными жителями и не "загрязнять" свою веру их культами, арии собрали все свои священные гимны в Ригведу (Хвалебную веду, или Веду гимнов). Вначале Ригведу учили наизусть из поколения в поколение. Ок. тысячи лет назад ее записали. Ригведа состоит из 1028 мантр - гимнов, песен. Они сгруппированы в 10 мандалов, или книг. Отрывки и отдельные молитвы были позднее выписаны из Ригведы для удобства молений, и из них составлены две новые веды - Яджурведа (Веда жертвенных формул) и Самаведа (Веда напевов). Еще позднее была составлена на основе их еще одна книга священных гимнов-Атхарваведа (Веда магических заклинаний). В Индии в торжественные дни и сейчас исполняются отрывки из Ригведы. В Ригведе и других древнейших письменных источниках дается своя версия происхождения человека. В 10-й книге 129-я песня говорит так:
Не было несущего, и не было сущего тогда.
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.
Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?..
Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит?
Откуда родилось, откуда это творение?
Так кто же знает, откуда он появился?
Откуда это творение появилось:
Может, само создало себя, может, нет,-
Тот, кто надзирает над этим (миром) на высшем небе, Только он знает или же не знает.
В другой веде говорится о сотворении мира более конкретно:
Закон и истина родились
Из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь.
Отсюда - волнующийся океан.
Из волнующегося океана
Родился год,
Распределяющий дни и ночи ,
Владыка всего, что моргает.
Солнце и Луну сотворил
Последовательно создатель,
И день, и землю,
И воздушное пространство, затем свет.
Другие мифы древних индийцев представляли творение мира и человека так. Вначале не было ничего. Потом возникли воды. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо... Через год из Золотого Яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, создал страны света и породил начало времени. Люди же появились из тела Пуру-ши-первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они рассекли его на части. Из уст его возникли брахманы - жрецы, руки его стали кшатриями-воинами, из бедер его были созданы вайшью-земледельцы, а из ног родились шудры - низшее сословие. Из разума Пуру-ши возник месяц, из ока - солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания - ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так из великой жертвы вечные боги сотворили мир.
Древние греки иначе представляли себе происхождение человека. Вначале был Хаос, а потом родилась от него Гея - богиня Земли, и родила она Небо-Урана, а от их брака родились титаны... и страшные великаны... Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недрах земли в глубоком мраке... Младший из них, коварный Кронос (Время), хитростью низверг своего отца и отнял у него власть... Кронос боялся, что и против него восстанут дети, и повелел жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Младшего сына Рея скрыла, дав Кроносу проглотить вместо него камень. Звали сына Зевс. Вырос Зевс, вскормленный из рога волшебной козы Амалфеи, и сверг Кроноса, заточил титанов в недра земли, а своих братьев и сестер освободил из чрева Кроноса. Поселились боги на Олимпе, и стали рождаться от богов люди.
В Библии о происхождении человека говорится так: "Вначале Бог создал небо и землю. Земля была бесформенна, пустынна и погружена в вечный мрак. Всюду простирались только воды, а над ними носился Дух Божий. И сказал Бог: да будет свет! Увидев, что свет хорошо, он отделил его от тьмы.и назвал днем, а тьму назвал ночью. На следующий день он сотворил небесный свод посреди вод, разделивший их на две части, на воды, которые были на земле под небом, и на воды, которые в виде туч и дождей повисли в небе. На третий день он собрал воды под небом в одно место, и тогда показалась суша... И повелел он тогда, чтобы на земле произросли многие виды растений, дающих семена, и деревьев, родящих плоды. На четвертый день он создал тела небесные... На пятый день он призвал к жизни чудища морские и всякую иную живую тварь, обитающую в воде, а также птиц, парящих над землей. И благословил их, сказав: плодитесь и размножайтесь и заполняйте как море, так и воздух. На шестой день создал он скотов и гадов и всяких других животных, передвигающихся по земле. И под самый конец сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы властвовал над всею землею, над всем, что жило и росло на земле. На седьмой день Бог отдыхал после своей работы и день этот благословил и сделал его праздником на вечные времена".
10.10.2015 16.09.2018 - админ
7 мифологических концепций сотворения мира
В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного. Вот самые интересные мифы и легенды о сотворении мира.
Славянская
У древних славян было много легенд о том, откуда произошел мир и все, его населяющие.
Сотворение мира началось с заполнения его Любовью.
У карпатских славян есть сказание, согласно которому мир был создан двумя голубями, которые сидели на дубе среди моря и думали, «как свет основать». Решили спуститься на дно морское, взять мелкого песку, посеять его, а с него пошла бы «черная землица, студена водица, зелена трава». А с золотого камня, который тоже добыт на дне морском, - пошло бы «синее небо, светлое солнце, ясен месяц и все звезды».
Согласно одному из мифов, изначально мир был окутан тьмой. Там находился лишь прародитель всего сущего - Род. Он был заключен в яйце, но сумел породить Ладу (Любовь), и ее силой разрушил скорлупу. Сотворение мира началось с заполнения его Любовью. Род создал царство небесное, а под ним - поднебесное, отделил Океан от вод небесных твердью. Затем Род разделил Свет и Тьму и родил Землю, которая погрузилась в темную бездну Океана. Из лица Рода вышло Солнце, из груди - Луна, из очей - звезды. Из дыхания Рода появились ветра, из слез - дождь, снег и град. Голос его стал громом и молнией. Затем Род родил Сварога и вдохнул в него могучий дух. Именно Сварог устроил смену дня и ночи, а также создал землю - помял в руках горстку земли, которая затем упала в море. Солнце обогрело Землю, и запеклась на ней корочка, а Луна остудила поверхность.
По другому сказанию, мир появился в результате сражения героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Богатырь убил змея, расколол яйцо, а из него вышли три царства: небесное, земное и подземное.
Есть и такая легенда: в начале не было ничего, кроме безбрежного моря. Утка, пролетая над морской гладью, уронила яйцо в водную пучину, оно раскололось, из нижней части его вышла «мать-сыра земля», а из верхней - «встал высокий свод небесный».
Египетская
Творцом и первосуществом считался Атум, который возник из Нуна - первичного океана. В начале не было ни неба, ни земли, ни почвы. Атум как холм вырос посреди мирового океана. Есть предположение, согласно которому, форма пирамиды также связана с представлением о первичном холме.
Атум поглотил свое же семя, а затем изрыгнул на свет двоих детей.
После Атум оторвался от воды с большим усилием, воспарил над бездной и произнес заклинание, в результате которого вырос среди водной глади второй холм - Бен-Бен. Атум сел на холм и стал размышлять, из чего ему творить мир. Так как он был один, то поглотил свое же семя, а затем изрыгнул бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут. А первые люди появились из слез Атума, который ненадолго потерял своих детей - Шу и Тефнут, а потом вновь обрел и расплакался от радости.
От этой пары, рожденной Атумом, произошли боги Геб и Нут, а те, в свою очередь, родили близнецов Осириса и Исиду, а также Сета и Нефтиду. Осирис стал первым богом, убитым и воскресшим для вечной загробной жизни.
Греческая
В греческой концепции первоначально был Хаос, из которого появилась земля Гея, а в недрах ее глубоко залегала бездна Тартар. Хаос породил Нюкту (Ночь) и Эреб (Мрак). Ночь же породила Танат (Смерть), Гипнос (Сон), а также мойр - богинь судьбы. От Ночи произошла богиня соперничества и раздора Эрида, которая породила Голод, Скорбь, Убийства, Ложь, Изнутрительный труд, Битвы и другие неприятности. От связи Ночи с Эребом родился Эфир и сияющий день.
Гея же родила Уран (Небо), затем из глубины ее поднялись Горы, а по равнинам разлился Понт (Море).
Гея и Уран породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею.
Кронос при помощи матери сверг отца, захватив власть и взяв в жены сестру Рею. Именно они создали новое племя - богов. Но Кронос опасался своих детей, ведь сам когда-то сверг своего же родителя. Потому-то он проглатывал их сразу после рождения. Одного ребенка Рея спрятала в пещере на Крите. Этим спасенным младенцем был Зевс. Бога вскормили козы, а плач его заглушали ударами медных щитов.
Повзрослев, Зевс поборол отца Крона и заставил его изрыгнуть из чрева братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Так пришел конец эре титанов - началась эпоха богов Олимпа.
Скандинавская
Скандинавы считают, что до сотворения мира была пустота Гинунгагап. К северу от нее лежал замерзший мир мрака Нифльхейм, а к югу - огненная страна Муспелльхейм. Постепенно мировая пустота Гинунгагап заполнилась ядовитым инеем, который превратился в великана Имира. Он был предком всех великанов-морозов. Когда Имир заснул, то пот стал капать у него из подмышек, и эти капли превратились в мужчину и женщину. Из этой воды образовалась также корова Аудумла, чье молоко пил Имир, а также второй родившийся из пота мужчина - Бури.
Сын Бури Боре Бор женился на великанше Бестле, и было у них три сына: Один, Вили и Ве. По какой-то причине сыновья Бури ненавидели великана Имира и убили его. Затем они отнесли тело его в центр Гинунгагапы и создали мир: из плоти - землю, из крови - океан, из черепа - небо. Мозг Имира разбросали по небу, получились облака. Ресницами Имира они отгородили лучшую часть мира и поселили там людей.
Капли пота из подмышек скандинавского великана Имира превратились в мужчину и женщину.
Самих же людей боги создали из двух древесных сучков. От первых мужчины и женщины произошли все остальные люди. Для себя боги построили крепость Асгард, где и поселились.
Китайская
Зороастрийская
Зороастрийцы создали интересную концепцию мироздания. По этой концепции, мир существует на протяжении 12 тыс. лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет.
Первый период - предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).
Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населенного «тварями». Ахура-Мазда создает небо, звезды, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создает планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер.
Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошел род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.
Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра.
В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века - Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти - творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище.
В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвертого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мертвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а все что останется после этого, обретет вечную жизнь.
Шумеро-аккадская
Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н. э. в государстве, которое в то время называлось Аккада, а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.
В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались — и на свет появились старшие боги - дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело, и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки, коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука, который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт «Ме», определяющий движение и судьбу всего мира.
ОБРАЗ СМЕРТИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОТЛИЧИЕ БОГОВ ОТ ЛЮДЕЙ
Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2011 г.
Древние арии верили, что человек современного типа ведет свое начала от такого явлением как смерть, потому человек у них назывался смертным, как впрочем до сих пор.
В мифах индоевропейских народов нет единого образа Смерти . У греков и скандинавов она мужского пола, у славян, как у индусов, женского. У греков Танатос (смерть) связан с подземным миром, где он пребывает вместе со своим собратом Гипносом (сном).
Кельты верили, что люди произошли от бога смерти и впервые появились на земле из Страны Смерти, чтобы захватить власть в этом мире .
А из эзотерической философии известно , что под землей обитали атланты.
Брахма индусов оставляет богиню Смерти при себе, заставляя ее выполнять свою функцию освобождения Земли от излишнего бремени жизни . В Махабхарате говорится : «Было время, когда смерти не знали на земле. Люди, потомки Вивасвата [Бога солнца], вначале были бессмертными».
«В Критаюге, Золотом веке [длящемся 4000 божественных лет, или 38"352"426 земных года], они не ведали греха и жили на земле счастливо, в мире и благоденствии... Живые существа на земле рождались и не умирали; они умножались бесконечно и совсем заполонили ее. Наконец Земля взмолилась к Брахме - она уже не могла выносить долее такое бремя. Тогда задумался Создатель над тем, как уменьшить количество живых существ в мире, но не мог найти никакого средства. И он впал в гнев, и пламя его гнева вырвалось из всех пор его тела. Запылали страны света, страх объял все живое; миру грозила гибель*».
*По эзотерической космогонии , в огне погибла Лемурия.
«Великий бог Шива сжалился над живыми существами. Он приблизился к Брахме и сказал:
-Не гневайся на созданных тобою тварей, о Прародитель! Не допусти, чтобы опустела вселенная! Ибо, если погибнут ныне все эти существа, они уже не возродятся более. Пусть они живут и умирают, но пусть не прекращается их род!...
...Брахма укротил свой гнев и вернул в свое сердце огонь, пожиравший вселенную. Тогда вышла из тела Брахмы женщина, ....одетая в темно-красное платье**».
**В древней Индии красный цвет ассоциирован со смертью .
Другую версию выбора красного цвета в качестве символа смерти приводит Папюс , объяснявший такой выбор тем, что мятежники избрали красный цвет в качестве своей эмблемы протеста против эпохи Рама, которая длилась в Индии 35 столетий, началась с владычества самого Рама (в 6728 г. до н.э.) и завершилась восстанием мятежников в 3228 г. до н.э. Эти мятежники покинули Индию в 3200 г. до н.э. и достигли Египта к 2700 г. до н.э. (в истории зафиксировано как нашествие кочевников). "Покорив Аравию и почти всю Малую Азию, они положили основание могущественным государствам: Финикии и Ассирии" .
«...Брахма воззвал к ней и сказал:
-Смерть, ступай и убивай живые существа в этом мире...
И смерть... отправилась в путь и явилась в мир. Но все же Прародитель даровал ей милость: слезы, которые она пролила, превратились в болезни, убивающие людей в назначенный срок; страсти и пороки ослепили человеческий род и стали причиною гибели живых существ. Поэтому искони нет вины на Смерти. Брахма сделал ее госпожой справедливости; свободная от любви и ненависти, исполняет она его веление».
В Ведах раскрывается главное отличие богов от людей . Этим отличием является бессмертие первых. Однако многие бессмертные божества изначально были тоже смертны-ми. Они преодолели время и стали неподвластны ему благодаря тому, что творили жертвоприношения, произносили священные мантры и употребляли амриту - священный нектар бессмертия. Так Веды указывали путь ариям к бессмертию. Следуя стопами божеств, прошедших этот путь до них, арии сами могут обрести бессмертие. В результате грань между людьми и богами становилась менее четкой. Особенно почитались ариями боги, которые став бессмертными, продолжали приносить жертвы, творить ритуалы и устраивать богослужения. Потому боги-жрецы пользовались у ариев особой популярностью как посредники между богами и людьми. Им посвящено наибольшее количество ведических гимнов. Божественным жрецом считался Праджапати (эпитет всех сыновей Брахмы, первых существ в созданном им мире), предстающий в Ведах едва ли не центральным персонажем. Другой бог-жрец, Агни, - бог огня. Именно Агни является послом, которого люди направляют к богам. Он приносил богам пищу, пожертвованную людьми - участниками обряда. Агни часто представал в виде огненного коня или огненной птицы (жар-птицы - у русов), летящей между небом и землей и хозяином дома, зажигающей пламя в очаге.
У христиан богом-посредником между богом-Отцом и людьми стал Иисус.
Тайная Доктрина учит , что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом, даже высочайшие - Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. Когда оккультисты говорят, что это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим на других планетах и в других мирах, т.е. к тем разумам, которые достигли надлежащего равновесия между материей и духом. Каждое существо должно завоевать себе право стать богоподобным через личный опыт. Та же мысль прослеживается в Каббале евреев: "Дыхание становится камнем; камень растением; растение животным; животное человеком; человек духом и дух богом". Все боги, разумом рожденные, разных форм и обликов, в других мирах и предыдущих воплощениях, все были людьми. В христианском мире самым молодым богом является Иисус Христос.
Миф о детях Вивасвата присутствует в древнейших из Вед, в Ригведе, и повторяется в других источниках. Согласно этому мифу , «младшие дети Вивасвата родились богами, старшие же - Яма, Ями и Ману - были смертными, ибо и отец их был смертным, когда они появились на свет, и только потом стал богом Солнца. Яма, старший сын Вивасвата, был человеком и жил со своей сестрой на земле... И был он первым человеком на земле, который умер. Ману же, брат его, единственный из смертных спасся во время великого потопа* - он-то и стал прародителем человечества [ныне живущего на земле, как говорится в другом месте]. Ями стала потом богиней священной реки Ямуны [сейчас река Джамна]... Яма был первым из умерших - он открыл смертным путь в загробный мир...Он с той поры и поныне - владыка царства мертвых и блюститель закона справедливости. В его обитель по тропе, проложенной предками, уходят с земли души тех, кто умирает. Вивасват же, его отец, первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Он послал за ним Матаришвана, духа ветра, и тот принес его с небес на землю. Мудрецы из рода Бхригу научили смертных, как обращаться с огнем».
*По эзотерической философии , в потопе погибли атланты.
Корни же создания всего человечества раскрываются в древнешумерском мифе о сотворении людей, из которого становятся понятными, почему многие древнейшие народы почитали Богиню-мать, и смысл слов из Ветхого Завета "Ибо прах ты, и в прах возвратишься" (Бытие,3,19). Шумерский миф гласит :
"Во дни белые, когда небеса от земли отделились, в белые ночи, когда земля от небес отошла, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало.
И ануннаки, старшие боги, заставили младших, игигов, трудиться. И рыли игиги канавы, и носили на плечах тяжелые корзины с землею, и орошенные поля засевали. И не было конца их труду. И возроптали они и побросали в огонь свои мотыги, и двинулись к Энки [хозяину "Дома земли" - владыке первозданной бездны и всех первозданных вод, рек и источников; богу людских судеб, мудрости, знания и магии, что в представлениях древних тесно было связано с водной стихией] искать справедливости.
Заволновались ануннаки: без работников не стало в мире пищи. Собрались они все вместе и запричитали, сетуя, что спит Энки в глубине Энгури, куда никто проникнуть не смеет. И, услышав стоны и жалобы богов, праматерь Намму [дочь космического океана, праматерь всего сущего и всех богов] отправилась к Энки.
-Проснись, сын мой! Покинь свое мягкое ложе в глубине тихоструйной Энгуры. Сон прогони! Избавь богов от терзаний! ... Помощников ты не сделал, которые взяли бы на свои плечи наши заботы. Людей! ... Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертия не знают.
-Из чего же я их сделаю? - спросил Энки, спуская ноги с ложа.
-Из плоти Апсу [первозданное божество, олицетворение бездны, подземных пресных вод. Соответствует греческому Хаосу. Для лучшего понимания в аккадской переработке древнешумерского мифа материалом для сотворения людей послужила кровь Кингу, поверженного и убитого, как и Апсу], - ответила Намму. - Из мягкой его сердцевины, которую называют глиной*. На воде ты ее замешаешь. А лепить тебе Нинмах ["Госпожа могучая", возможно, Богиня-мать древних народов] поможет. И еще семь богинь прекрасных вокруг вас в этот миг да встанут".
*Глиной в древней шумерской мифологии называлась плоть бога Апсу. В отличие от греков, христиан и современных историков, наиболее верно ее интерпретировали древние аккадцы, которые для лучшего понимания своих соплеменников "глину" Апса назвали кровью своего бога Кингу. Такого же мнения придерживались и вавилоняне : из тела Тиамат, матери всего сущего, была создана земля.
Как ни странно, в мифах древних скандинавов, которые историки считают моложе греческих, этот вопрос освещается с наибольшей ясностью: происхождение мира богов начинается с убийства чудовищного великана ; из его расчлененного тела, воплощавшего первобытный и нераздельный хаос, был создан упорядоченный космос - царство культуры, и боги-асы стали первыми его культурными героями, изобретателями благ. Из тела убитого великана боги построили весь мир: из крови - море и воды, из мяса - земля, из костей - горы, из зубов - камни, из мозга - облака, а из черепа - небесный свод; остатки сбросили в бездну хаоса.
Другие народы потеряли связь времен и первозданную божественную плоть ("глину") стали отождествлять со строительным материалом, из которого люди строили дома и до сих пор еще де-лают мазанки на юге Азии.
Далее в шумерском мифе говорится : "...Нинмах руки в воде смочила, глины кусок отщипнула. И задвигались быстрые пальцы, создавая богов подобья. Голова же богини кружилась, и земля под нею шаталась, словно хмельная. И фигурки, что появлялись на ее ладо-ни, совершенством не обладали. Вот возникает первый. Руки его слабы, ни согнуться, ни взять ничего не могут; а вот второй, подслеповатый, и третий, с ногою слабою и кривою, на червя похожий [Как во времена Кроноса, когда Земля рожала уродов и это никого не удивляло, поскольку атмосфера была еще слаба и легко пропускала вредное космическое излучение, вызывающее различные мутации].
Видит Нинмах, что получились у нее уродцы, и хотела их расплющить, но Энки уже дал сотворенным вкусить хлеба жизни.
-Пусть остаются! - сказал он веско. - Да будет первый стражем дворцовым, второй же певцом пусть станет в гареме, мастером дел серебряных третий.
Затем вылепила Нинмах еще одну пару людей, а вслед за ней и третью. И вновь получились уроды. Дал и им Энки вкусить хлеба и определил им судьбы. А потом он молвил:
-Давай поменяемся местами. Я буду лепить, а ты подыщешь применение.
И принялся Энки за работу. Со второй попытки ему удалось слепить существо с двумя руками и двумя ногами. Но были его ноги тонки, как тростинки, живот вздут, спина сгорблена. Был этот старец, о которых говорят: "Его день позади".
Обрадовавшись удаче, Энки обратился к Нинмах:
-Назначь этому человеку судьбу, чтобы он мог пропитаться.
Нинмах рассмеялась:
-Какая может быть судьба у такого калеки! Видишь, у него дрожат руки и он трясет головой.
С этими словами она подошла к созданию Энки и хлеб ему предложила. Он же не мог его взять. Нинмах головой покачала:
-Не живой это человек. Нет ему на земле примененья.
-Но я же нашел примененье для твоих ублюдков, - воскипел Энки. - Отыщи и ты примененье для моего созданья..."
С учетом анализа обширной шумерской мифологии А.И. Немировский и Л.С. Ильинская составили следующую историю человечества : "Потомство семи созданных в конечном счете пар постепенно заселило всю землю, и несмолкаемый шум стал раздражать Энлиля ["Господина воздушного пространства, атмосферы", в имени которого заложен второй смысл - дыхание, дух, с одной стороны, и ветер, циклон - с другой. Первоначально он прежде всего был связан с бурными проявлениями природы (ураганом и дождем)]. Чтобы уничтожить человечество или хотя бы уменьшить его численность, Энлиль решает наслать на людей эпидемию, а когда ее губительных последствий оказывается недостаточно - засуху, голод и, наконец, потоп".
Из шумерского мифа о происхождении человека остается неясным, о создании каких людей шла речь? - О поколении титанов или людей современного типа. Согласно греческой мифологии , из "глины" были созданы те и другие. Для лучшего понимания древнегреческого мифа о происхождении человека необходимо напомнить эзотерический взгляд на этот вопрос. Согласно Е.П. Блаватской , на Земле существовало три материализованные формы поколения людей (такой же порядок будет наблюдаться в греческой мифологии): 3-я коренная раса - лемурийцы - вначале обитали в воде, затем вышла на сушу; 4-я коренная раса - атланты - наиболее ранние их формы также обитали в воде, но затем освоили сушу и поздние атланты уже получили название титанов, или гигантов; и, наконец, 5-я коренная раса - люди современного типа. Первая и Вторая расы людей не имели материальной оболочки, потому здесь разбираться не будут: их происхождение уходит в такие понятия, как Дух и душа, составляющие основу оккультизма и всей эзотерической философии. Сейчас же речь идет об экзотерических учениях и мифах, которые до сих пор еще многим кажутся непонятными.
В шумерском эпосе о сотворении человека можно только догадываться о том, что под ануннаками, вероятно, подразумевается 3-я раса, а игиги - это, возможно, 4-я раса людей. После них пошел процесс низвержения человека в пучину материализма для освоения материальных основ мироздания. Этот процесс познания материальных основ мироздания греческая мифология в изложении Гесиода разбирается наиболее подробно.
По греческой мифологии, в изложении Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.) , современное человечество ведет свое происхождение не от Крона, низвергнутого Зевсом в Тартар*, а от Прометея, сына титана Иапета (Япета) и одной из океанид**. Прометей взял глину из тела Земли, давшей жизнь поколению титанов, замешал ее с речной водой, и вылепил людей как земное подобие богов. Общими для всех поколений людей (титанов, богов и современно-го человека) была у них Мать-Земля, т.е все имели земное происхождение (в отличие от сов-ременных спекуляций относительно космического вторжения инопланетян). Первые люди не знали ни изнурительного труда, ни забот, ни горестей: неистощимая земля давала им все в изобилии. Хлеб родился без пахоты и посева. Животные не боялись людей и давали ему свое молоко, а свирепые хищники не беспокоили их. Не знали люди старости и недугов. Смерть, наступавшая после долгой жизни, была безболезненна, как сон. Время жизни первых людей называли золотым веком***. Позднее о нем будут вспоминать многие народы, и его время будет обрастать новыми легендами и мифологическими сюжетами. Память о «Золотом веке» составила основу мифа о Гиперборее.
*Тартар , куда были низвергнуты титаны, побежденные Зевсом, находился ниже Аида. В Тартаре залегали корни земли и моря, все концы и начала. Он, как и Аид, тоже был огорожен со всех сторон. Его окружали медная стена с медной дверью, которую стерегли сторукие, и ночь, в три ряда. В Тартаре находилось жилище богини Никты (Ночи).
Указание на медные стены и медную дверь свидетельствует о том, что миф о Тартаре достаточно поздний.
По эзотерической философии , Аид, или Гадес - "неведомая" страна теней, одной из областей которой был Тартар, место полной темноты. Судя по аллегорическому описанию различных наказаний, налагаемых там, это место было чисто кармическим. Ни Аид, ни аменти египтян не бы-ли тем адом, о котором проповедуют христиане. Аид представлял собой место свершения справедливости, и не более. Его можно было достичь, только лишь перейдя на "другой берег" реки смерти.
В скандинавской мифологии , царство мертвых предназначалось не для воинов и героев, погибших в бою (для них Один построил отдельный чертог на небесах). В преисподне томились миряне, она находилась под землей, и в ней правила богиня Хель. Ворота в ее царство сторожил чудовищный пес с грудью, обрызганной кровью трупов. Могила самой Хель находилась к во-стоку от ворот. В ней спала богиня, которая ведала прошлым и будущим. У врат в царство Хель текла река Гьелль, мост через которую охраняла дева Модгуд.
В русском и славянских языках слово "Ад" выражало то же представление, что и греческий Аид, с той лишь разницей, что с появлением христианства Ад стал горяч . Скандинавский Ад был холоден. Однако все экзотерические религии (брахманов, буддистов, зороастрийцев, мусульман, иудеев и пр.) сделали Ад горячим и темным. Идея горячего Ада является поздним измышлением, искажающим астрологическую аллегорию. У египтян Ад стал местом наказания огнем не ранее XVII-XVIII династии, когда Тифон был превращен из бога в дьявола. Устройство горящего Ада и мучимых там душ является чисто египетским. Ра (Солнце) стал Владыкой Горнила в Карре, аду фараонов, а грешника пугали муками в "жаре адских огней". Еврейское слово "гаихинном" (геенна) на самом деле никогда не имело значения, приписываемого ему христианской ортодоксией.
**Океаниды - многочисленные дочери Океана, который в греческой мифологии был божеством одноименной реки, омываемой Землю. Океан был титаном, сыном Урана и Геи, братом и супругом Тефиды, с которой он породил три тысячи дочерей - океанид и столько же сыновей - речных потоков. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийцев. Он отец Метиды - супруги Зевса, безуспешно пытавшийся примирить Прометея с Зевсом.
Матерью Прометея чаще всего называли то океаниду Азию, то Клементину, а по Эсхилу – это была Фемида . Из наиболее известных его братьев выделялись Эпиметей и Атлант. Деть-ми Прометея считали Девкалиона, Лика и Химеру, реже - Этнея, Эллина и Фебу.
***Следует напомнить, что по Папюсу , библейский Адам относился к расе атлантов и до своего грехопадения обитал в Раю.
В древнем Египте "золотым веком" считалось время, " когда люди и боги жили на земле вместе" .
Согласно скандинавской мифологии , "золотой век" закончился тогда, когда появилась злобная ведьма, воплощавшая жажду золота и отменившая все добрые и бескорыстные отношения между людьми. В современном мире золото является основным мерилом стоимости всякого труда и всех плодов труда, потому возврат к "золотому век" сейчас невозможен.
Первое поколение людей исчезло, когда низвержен был в тартар Крон . Но Зевс не изгнал людей золотого века вместе с титанами с поверхности Земли. Они превратились в не-видимых, безмолвных свидетелей правых и неправых дел нового поколения людей, которому жилось намного хуже чем первому. Его назвали серебряным поколением. Его дети сто лет росли несмышленышами в домах своих матерей и тешили себя детскими забавами. Едва достигнув зрелости и набравшись кое-какого ума, они вскоре умирали. Не видя в этом поколении никакой пользы, Зевс упрятал его глубоко под землю (!!!).
Далее Гесиод описывает 5-ю коренную расу людей (современного типа), которая у него разбивается на 3 подрасы: первыми появляются люди медного "века", за ними - герои, которых автор по значимости деяний и благородству целей приравнял с полубогам, и, наконец, появились людей железного "века", оказавшиеся самыми ничтожными по своим моральным, психологическим и социальным устоям. По Гесиоду, мы относимся к железному веку.
Третье людское поколение, созданное Зевсом, называли медным . Его люди с малолетства вооружались копьями с медными наконечниками, носили медные доспехи, обитали в домах с медной кровлей и непробиваемыми медными стенами. Были они могучи телом и свирепы духом, питались мясом животных, не ведая хлеба. Каждый видел в соседе врага. Они вели бесконечные войны, не помня о их причинах. Зевсу не понравились эти люди, и он спустил их в самую глубокую и страшную область подземного мира.
Четвертое поколение людей оказалось справедливым и благородным . Это были герои, или полубоги, потому что происходили от богов и богинь, вступивших в связь со смертными людьми. Именно герои этого поколения людей полегли в сражениях под стенами Фив или Трои, перебив друг друга, или погибли при возвращении на родину. Уцелевших Зевс переселил на острова, омываемые Океаном, и дал им блаженную жизнь людей золотого века.
Пятое поколение появилось после Троянской войны, греки назвали железным и описывали его жизнь в самых мрачных тонах, предрекая ему суровое будущее :
"Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то,
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут...
Правду заменит кулак. Города подпадут разгробленью...
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся..." (Гесиод, "Труды и дни").
Здесь А.И. Немировский поясняет, что на стихи Гесиода о пятом поколении людей оказали существенное влияние древневосточная, прежде всего шумеро-вавилонская и иудейская литература, использовавшая задолго до греческого автора ту же формулу критики сов-ременных ей социальных и моральных устоев. От себя могу добавить, что описание пятого поколения людей перекликается с содержанием «Второй жалобы» египетской поэмы "Спор разочарованного со своей душой" из эпохи Среднего царства.
Из этой мифологической генеалогии человеческого рода становится ясным, что древние арии не связывали свое происхождение с обезьянами. Арии знали, что в Южной Европе, на Кавказе и в Индии водились эти животные, однако ни в каких мифах они не фигурировали в роли создателя людей. Этот экскурс в древнюю мифологию важен еще и тем, что арии вели свою историю с времен атлантов, существование которых современные историки всячески отрицают. Арии обожествляли атлантов, верили в их всесильность, молились на них и просили у них помощи. Обожествление сил природы и придание им имен, вероятно, пошло еще от атлантов, которые умели управлять этими силами природы посредством магии. И ни в коей мере, ни один ариец под богом не подразумевал обезьяну, какой бы всесильной она ни была в глубокой древности. И если бы древнему арийцу сказали, что его бог, которому он молился, поклонялся и верил, был всего лишь обезьяной, он бы, наверное, оскорбился. Так современные ученые глумятся над нашими далекими предками, ведя их родословную от обезьяны. Неандертальцев же и кроманьонцев арии не уважали и боролись с ними нещадно. Ярким подтверждением правоты этих слов является тотальное уничтожение всех человекоподобных существ и палеоантропов на территории современной Европы. Если все же опираться на исторические позиции, тогда получится, что современные европейцы – это поколение хамов, не ведающее своего прошлого и поголовно истребившее своих предков. На мой взгляд, дарвинизм – аморален, а потому он - не для меня. Самого Дарвина, получившего церковное образование, надо оценивать как шутника, поиздевавшегося над «учеными»-материалистами и запустившего «утку» более чем на сто лет. На эту «утку» попался даже А. Конан-Дойль, публицист, литератор, доктор права и медицины, изучавший эзотерическую философию с уклоном на спиритизм. Как же трудно было распознать истину людям, шарахавшимся от эзотерики «как Чёрт от ладана»!
Литература:
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 5-ти кн. М., КМП "Сирень",-1993.
9. Белов А. Путь ариев. В поисках прародины. М.: Амрита-Русь, 2008.-224 с.
16. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М: АИФ-Принт.-2001.-446 С.
27. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.-975 с.
68. Блаватская Е.П.. Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии. В 2-х томах. М.: Российское теософское общество, 1992.
104. Кельтская мифология. Энциклопедия. М.: Эксмо, 2002.-640 с.
109. Темкин Э., Эрман В. Мифы Древней Индии. 4-е издание, доп. М.: ЗАО «РИК Русанова»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство ВСТ», 2002.-624 с.
110. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Индия. М.: Литература; Мир книги, 2004.-432 с.
114. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2002.-464 с.
137. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.: Литература, Мир книги, 2004.-496 с.
138. Блаватская Е.П. Ключ к теософии; Избранные статьи. М.: Эксмо, 2009.-464 с.
142. Папюс. Оккультизм. Первоначальные сведения. М.: Локид-Пресс, 2003.-336 с.
148. Мифы и легенды народов мира. Древний Египет/ И.В. Рак; Месопотамия/ А.И. Немировский, Л.С. Ильинская. М.: Литература, Мир книги, 2004.-432 с.
150. Колум П. Великие мифы народов мира. Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.-351 с.