Сколько детей погибло на уроках физкультуры. Внезапная смерть – на физкультуре. Из-за чего на уроках умирают дети? Что должно насторожить родителей
Министр образования России винит закон о персональных данных, а эксперты заявляют о перегрузке школьников, из-за которой не выдерживает сердце
Министр образования России Ольга Васильева озвучила страшные цифры на заседании профильного комитета Совета Федерации: по ее словам, за 2016-й учебный год в стране на уроках физкультуры погибло более 200 детей. Причину смертей министр не назвала, но в новостях, в которые попадает каждый такой случай, чаще всего звучит «проблемы с сердцем». Васильева винит закон о персональных данных, не позволяющий медикам разглашать информацию о состоянии здоровья. Эксперты говорят о перегруженности школьников, чей рабочий день больше, чем у взрослого человека. Подробности - в материале «Реального времени».
Заучили до смерти: 211 детей умерло на «физре»
211 школьников погибли на уроках физкультуры за 2016-й год. Такие данные министр образования и науки России Ольга Васильева привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Эту ситуацию Васильева связывает с законом о защите персональных данных, из-за которого в образовательных учреждениях сегодня отсутствуют медицинские карты учащихся.
«У нас нет информации о здоровье детей, которые приходят в школу. У нас 211 человек погибли в прошлом (учебном) году на физкультуре», - передает слова Васильевой «РИА Новости».
Как следствие, объяснила Васильева, педагог не в состоянии правильно распределять физическую нагрузку среди учеников.
По словам главы Миноборнауки, ведомство договорилось с медиками о том, чтобы вернуть существовавшие прежде группы здоровья. «Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - добавила она.
Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. Фото минобрнауки.рф
При этом Васильева отметила, что считает неправильным этот подход. Учитель, считает министр образования, должен иметь информацию не только о группе здоровья, но и о конкретном диагнозе. К примеру, в случае эпилепсии нужно знать, что делать.
Сразу после заявления Васильевой Минздрав РФ вышел с объяснением, что с 1 января 2018 года в силу вступит новый приказ «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно ему, врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах медработникам школы.
В то же время согласно приказу Минобрнауки №107 от 15.02.2012 предоставление медицинского заключения при приеме ребенка в школу остается прерогативой родителей или законных представителей.
«У старшеклассников нагрузка больше, чем у взрослых. В такой ситуации выжить трудно»
Эксперты причины смертей на уроках физкультуры видят не только в законе о персональных данных.
Причин несколько. Первая - это отсутствие достоверных сведений о состоянии здоровья детей в школе. Вторая - недостаточная квалификация педагога, далеко не все педагоги учитывают индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья. Часто не выдерживается срок восстановления после болезни. Например, после ангины ребенок две недели не должен заниматься физкультурой, но часто - он пришел в школу, считается здоровым и идет на физкультуру, и никакие нагрузки не дозируются. И третья причина - очень высокая перегрузка учащихся, - говорит директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких.
По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Согласно изменениям в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года, недельная нагрузка для старшеклассников - 37 часов, и это только уроки, максимальное количество которых, согласно тому же СанПиНу, увеличено с 7 до 8 в день, плюс внеурочная деятельность - 10 часов. Кроме этого, дети делают домашнее задание, на которое по тем же нормам должно уходить не более 3,5 часа в день, посещают факультативы и репетиторов.
По словам Безруких, за последние десятилетия нормы СанПиНа увеличили допустимую нагрузку на детей. Фото mskobr.ru
У старшеклассников нагрузка более 50 часов в неделю - это больше, чем у взрослого человека. Нагрузка ребенка не должна быть больше и не должна быть такой же, как у взрослого, потому что организм школьника - это растущий организм, особо чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям. Учебная нагрузка - это тяжелейший труд. И в ситуации, когда организм напряжен или перенапряжен, или утомлен, любое добавление физической нагрузки может привести к трагическим последствиям. Следует еще учесть, а мы анализируем режим дня наших школьников, что практически все дети не досыпают, они не бывают на воздухе, у них нет ни минутки свободного времени, и в такой ситуации выжить трудно, - говорит «Реальному времени» Марьяна Безруких, обращая внимания, что трагедия при таком ритме жизни может произойти и со здоровым ребенком.
На те же грабли: в 2015-м году в школах умерли 37 детей. Рекомендации дали, но не исполнили
По словам директора Института возрастной физиологии РАО, и это подтверждается сводками новостей, чаще всего на уроках физкультуры гибнут не младшие школьники, а подростки. «Это период существенной функциональной перестройки, период полового созревания, когда организм особенно чувствителен к нагрузкам, тем более если они неадекватные и могут просто превышать функциональный ресурс ребенка».
Причины гибели 211 школьников Васильева в своем докладе Совфеду не озвучивала, но, судя по информации из новостных сообщений, а каждый такой случай является резонансным и попадает в сводки, обычно смерть наступает из-за проблем с сердцем. По словам эксперта «Реального времени», это «ожидаемая ситуация».
Мы о перегрузке говорим не первый год, потому что эмоциональные стрессы, помноженные на отсутствие двигательной активности, и высокая интеллектуальная нагрузка даже при небольшой физической нагрузке может дать срыв. Организм не адаптирован к этим нагрузкам, - говорит Марьяна Безруких.
Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. Фото nspu.ru
Безруких считает, что даже в старших классах количество уроков в день не должно превышать пяти, а на домашнее задание не должно уходить более 2,5 часа. По словам Безруких, Институт предоставлял исследования и рекомендации по оптимальной нагрузке школьников в Минобрнауки, «но СанПиН теперь разрабатывает Минздрав, и мне очень странно, что Минздрав разрешил такие СанПиНы, по нагрузке они совсем не соответствуют возрастной физиологии школьника», - говорит собеседник «Реального времени».
Правительство не первый раз обращает внимание на смерть детей на уроках. В 2015 году было поручение тогда еще вице-премьера Аркадия Дворковича, связанное с гибелью 37 детей в школах.
В 2015 году Институт делал исследование. Был разобран каждый случай, определена причина смерти, мы получили большую справку с разбором и
подготовили методические рекомендации, но дальнейшая судьба - дошли ли они до школ и были ли приняты меры - неизвестна.
«В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей»
Еще одна причина гибели детей на уроках физкультуры - это отсутствие информации о состоянии здоровья ребенка у учителей. Если родитель сам не изъявит желание сообщить педагогу о проблемах ребенка, то школа не имеет права требовать документы. Эти данные позволили бы распределить детей по группам с соответствующей физической нагрузкой.
Дети должны быть разделены на три группы: основная, подготовительная, в которую должны войти дети с функциональными нарушениям, хроническими заболеваниями в ситуации ремиссии или, например, дети после болезни, и третья группа - это специальная медицинская, отдельная система занятий. Но у нас, как правило, все дети занимаются в одной группе, - говорит Марьяна Безруких.
Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. Фото учисьучись.рф
Третья причина - это низкая квалификация педагогов физической культуры, а иногда и вообще ее отсутствие. К примеру, в начальной школе практически повсеместно физкультуру преподает классный руководитель. Учителям начальных классов не хватает часов, и их догружают предметом не по профилю. Да и тот они часто заменяют «более важными» счетом и письмом.
«В 5-й класс приходят дети, совершенно неподготовленные к тем нагрузкам, которые им необходимо выполнять. А ведь в конце года практический экзамен, где надо бежать 2 км, подтягиваться… Видел, как проводят физкультуру учителя начальных классов. Чему может научить учительница, которая не может наклониться, присесть да еще и в юбке?» - пишут на форумах учителя физкультуры.
В среднем и старшем звене проблемы с квалификацией педагогов:
У нас не все педагоги имеют образование. Это может быть тренер: он может быть хорошим спортсменом, но не получил знания возрастной физиологии, он не знает технологию работы с детьми с разным состоянием здоровья, - говорит Марьяна Безруких. - В погоне за рейтингами и оценками и родители, и школа забыли о здоровье детей, - заключает эксперт.
Дарья Турцева
16 апреля в школе Екатеринбурга во время первого урока физкультуры . После пробежки трех кругов преподаватель дал команду восстановить дыхание, и девочки шли шагом. Одна из них неожиданно упала лицом на пол. Учитель подбежал, перевернул ее лицом вверх, увидев, что ей плохо, вызвал скорую помощь. "Неотложка" прибыла через 15 минут, но ребенок скончался до прибытия медиков.
3 декабря в Йошкар-Оле в спортзале гимназии имени Сергия Радонежского во время урока физкультуры , конструкция которых не предусматривает возможность сделать их неподвижными. В результате девочка получила тяжелую травму головы, несовместимую с жизнью. Прибывшая на место происшествия бригада скорой помощи констатировала ее смерть.
20 сентября ученик восьмого класса в школе на Лукинской улице на западе Москвы. Мальчику стало плохо во время эстафеты, его доставили в больницу, но спасти ребенка не удалось. В качестве причины смерти назывались проблемы с сердцем. Родственники ребенка отмечали, что он не страдал заболеваниями, которые могли бы повлечь остановку сердечной и дыхательной деятельности из-за физических нагрузок.
В конце сентября на уроке физкультуры в школе села Нововоскресеновка Шимановского района Амурской области . Прокурорская проверка показала, что девочка дважды (в марте и мае 2012 года) проходила обследование в Нововоскресеновской участковой больнице. По рекомендации медиков, она должна была заниматься спортом в специальной группе, но врачи не разъяснили должным образом ребенку, что ей противопоказаны серьезные физические нагрузки.
17 апреля 15-летний учащийся средней школы города Орла , проходившем на открытом воздухе. Преподаватели вызвали "скорую помощь", в машине которой подросток скончался, не приходя в сознание.
11 октября в одной из школ Екатеринбурга десятилетняя ученица четвертого класса. После разминочной пробежки по спортзалу девочка почувствовала себя плохо и через непродолжительное время после этого скончалась. Девочка в спецгруппе по физкультуре в связи с какими либо заболеваниями не состояла. Ее .
22 сентября в поселке Хотынец Орловской области во время урока физкультуры . От полученных травм она скончалась.
19 марта из средней школы поселка Знаменский Ивантеевского района Саратовской области была госпитализирована ученица шестого класса с закрытой черепно-мозговой травмой, ушибами, полученными на уроке физкультуры. 22 марта девочка скончалась в районной больнице.
9 марта в оренбургском селе Днепровка после бега на лыжах на уроке физкультуры скончался больной патологией сердца пятиклассник. В качестве разминки 11 учеников должны были пройти два три круга на лыжах. Потерпевший прошел 400 метров, и ему стало плохо. Учитель на руках донес ребенка в школу, где тот потерял сознание. Приехавшая бригада врачей "скорой помощи" констатировала смерть ребенка. Согласно результатам судебно медицинского исследования, причиной смерти мальчика стала острая сердечная недостаточность.
В школе отсутствовал медицинский кабинет и не было медработника, в связи с чем учащиеся были необходимую первичную медицинскую помощь. Погибший мальчик был допущен к занятиям физкультурой, несмотря на то, что ему был поставлен диагноз "порок сердца".
17 февраля во время урока физкультуры один из учеников средней школы в Омске после занятий на турнике потерял сознание . Несмотря на попытки оказания ему медпомощи силами школьной медсестры и вызванной бригады "скорой помощи", 17-летний подросток скончался.
19 января 17-летний студент профтехучилища в Подмосковье скончался на уроке физкультуры . Молодому человеку стало плохо, он потерял сознание. Несмотря на проводимые преподавателем и прибывшим по вызову врачом "скорой помощи" реанимационные мероприятия, учащийся умер. Причиной смерти подростка стал врожденный порок сердца. В 2004 году он перенес операцию.
15 ноября в Елизаветинской станице города Краснодара 17-летний учащийся школы после занятий физкультурой скончался в раздевалке . Потерпевший страдал врожденным пороком сердца, о чем было известно работникам школы, в связи с чем приказом директора школы он был освобожден от занятий физической культурой.
9 сентября в гимназии города Туапсе во время урока физкультуры скончался 16-летний школьник. По данным следствия, ученик страдал врожденным пороком сердца. Мать школьника принесла справку в школу накануне, был подписан приказ об освобождении ученика от уроков физкультуры. Утром учитель еще не видел этого приказа, поэтому допустил мальчика к занятию.
18 декабря учащийся первого класса школы города Зеленоградска Калининградской области потерял сознание во время разминки на уроке физкультуры и умер в машине "скорой помощи" по пути в больницу.
21 мая ученица пятого класса калининградской школы умерла во время урока физкультуры . Еще во время разминки девочка почувствовала себя плохо, однако продолжила упражнения.
3 февраля в одной из школ Архангельска во время урока физкультуры умер семиклассник . Трагедия произошла в самом начале урока, когда ребята только начали разминку и двигались шагом по спортивному залу. Неожиданно мальчик упал и потерял сознание. Вызванная бригада "скорой помощи" не смогла спасти подростка. Некоторое время до этого мальчик состоял на диспансерном учете по поводу легочного заболевания.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
Череда детских смертей на уроках физкультуры прокатилась по краю. В отчетах правоохранителей фигурируют таинственные заболевания органов пищеварения и проблемы сердечно-сосудистой системы. Почему в действительности умирают школьники и как это предотвратить - в материале. 1. Что случилось?
2. Масштаб проблемы
По данным РИА Новости, за последний год в России на уроках физкультуры погибли 211 школьников. По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, причина - отсутствие информации у учителей о здоровье детей, которые приходят на занятия.
«Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - сказала глава Минобрнауки и отметила свое несогласие с таким подходом.
3. Как проходят уроки физкультуры у школьников?
Как рассказали нам в отделе спортивно-массовой работы краевого минобразования, в 2010 году нагрузка по физкультуре у школьников была увеличена с 2 до 3 часов в неделю. Это последнее изменение. Совмещать уроки не запрещается, но не рекомендуется.
«В силу разных обстоятельств урок физкультуры может проходить по-разному, он может быть и сдвоенным, если это лыжная подготовка. Но мы это не приветствуем, потому что объем двигательной нагрузки должен быть разбит пропорционально», - рассказали в минобре.
«У нас есть санитарные требования к расписанию. Там единственно пишется, что после физкультуры не следует ставить математику, потому что детям трудно восстановиться на предметы, которые требуют точности. Но все это идет на уровне рекомендательного характера», - рассказали в Роспотребнадзоре.
4. Что рассказывают учителя?
Найти истину в вопросе, безусловно, не удастся без мнения самих учителей. Преподаватель физкультуры гимназии № 1 «Универс» Сергей Минденко сказал, что на сегодняшний день «программа у школьников вообще посильная», истинная проблема в другом - родители часто скрывают от учителей заболевания ребенка.
«Мы все время ходим под статьей… По закону родители не обязаны сообщать диагноз. Мы реально не знаем, что у детей, и ребенок ходит в общий поток. Вот это стеснение и боязнь приводит порой к таким трагическим ситуациям. Чтобы дать адекватную нагрузку, нужно знать статус ребенка. У нас на прошлой неделе была родительская суббота. Трое родителей мне рассказывают, что у детей астма, а на дворе 14 октября. Понимаете? 14 октября я узнаю, что у детей астма, а они у меня везде по документам в основной группе. Представляете, какой риск? А родители скрывают это. Если что-то случится, я уже ничего не докажу, просто буду вынужден уйти из образования», - рассказывает Сергей Минденко.
Педагог также отметил, что зачастую родители банально недооценивают недомогание и плохое самочувствие школьника.
«У нас, к сожалению, родители считают, что если ребенок недомогает - он может пойти в школу. Получается, у ребенка есть нагрузка в связи с заболеванием, плюс мы еще физическую нагрузку даем. Мы его убиваем таким образом - родители убивают собственных детей нашими руками. Заболел ребенок - оставьте дома», - советует родителям преподаватель.
5. Сколько раз в год дети проходят медосмотры и кто решает, готов ли ребенок к физкультуре?
Как рассказывает главный внештатный специалист отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Лиана Сюткина, медосмотры проходят каждый год и по их результатам детям выставляют группу здоровья и физкультуры. Если выявляется патология, то ребенок идет на второй этап диспансеризации, где его дополнительно обследуют и выставляют окончательный диагноз. Группа здоровья, физкультурная группа выставляются на основе проведенного осмотра.
6. Каким образом проходят медицинские осмотры?
Диагноз выставляется по-разному, рассказывает специалист, ведь у детей бывают периоды обострения, разные стадии развития болезни и так далее. Каждый год дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста дети сдают также ЭКГ и УЗИ. ЭКГ, например, сдается в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.
Новые заболевания выявляются ежегодно. Детей с подозрением на патологии у нас выявляют, и много, их отправляют на 2-й этап, дополнительно обследуют. Там диагноз подтверждается или снимается.
7. Физкультурные группы: кто занимается отдельно от всех
Как сообщила Лиана Сюткина, всего детей распределяют в 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся (по Красноярскому краю это 83%) - в основной группе, 11% - в подготовительной, еще 2% приходятся на специальную и лечебную.
В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или отклонений с серьезными нарушениями. Вторая группа - это небольшие отклонения, в таком случае нагрузка у них слабее, чем у детей из 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с более серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной - либо в школе в специальном классе со специальным педагогом, либо в медицинском учреждении. Но тогда в школе от физкультуры они уже освобождены.
Группу для детей определяют индивидуально: даже дети с одним и тем же диагнозом могут относиться к разным группам, так как бывают стадии обострения, разные степени заболевания и так далее.
Скажем, дети с нарушением зрения: все зависит от динамики, прогрессирования, диагноза и состояния. То есть он может быть сначала в основной группе, потом в подготовительной. А дети, страдающие заболеваниями сердца, никогда не относятся к 1-й группе. Остальное зависит от степени болезни.
8. Из-за чего смерть может наступить внезапно и можно ли это усмотреть на медосмотре
Бывает такое, что какие-то болезни возникают в период между медосмотрами - например, если какое-то осложнение появилось в итоге осложнения после вируса. Бывает, что в таком случае на момент профосмотра заболевания не было.
В случае с болезнями сердца внезапная смерть может наступить от аневризмы, эмболии и массы причин, рассказывает Лиана Анатольевна. В таких случаях ребенок может ни на что не жаловаться, его может ничто не беспокоить, а потом раз - и все.
9. Как не умереть на уроке физкультуры?
В основном заботиться о здоровье ребенка, конечно. Во-первых, регулярно проходить медосмотры, внимательно относиться к здоровью, вести здоровый образ жизни. Вообще, отмечает Лиана Сюткина, ЗОЖ должен быть в приоритете, потому что дети мало внимания уделяют физнагрузкам, мало физически развиты и в целом не всегда справляются с нагрузками, даже на уроках физкультуры в том числе.
Делать упражнения можно и нужно вне школы, дома, разные, но предварительно - советоваться с врачом, ведь разным детям подходят разные физнагрузки. Для каждой патологии есть свой комплекс упражнений. Любой ребенок должен иметь физические нагрузки, даже на инвалидности. В последнем случае он должен получать незначительную, подходящую ему физкультуру.
По питанию: нужно ограничить потребление фастфуда, сладостей. Питание должно быть сбалансированным, ребенок должен получать белок, овощи, фрукты. В каждой школе есть салаты без майонеза, другой вопрос, что дети берут в школьных столовых. Нужно прививать культуру питания дома.
© ИСТОЧНИК ngs24.ru/news/ - "НГС.НОВОСТИ"Мне трудно сказать, правдива ли эта статистика – 211 умерших за год детей на уроках физкультуры. Странно, что только сейчас вдруг эта тема возникла. Чтобы понять, как относиться к этой цифре, надо знать, во-первых, какое количество детей погибло на уроках в прошлом году, какова динамика. Во-вторых, надо соотнести эти цифры с чем-нибудь другим – допустим, с тем, сколько детей погибает на улице. Ни у меня, ни у моих знакомых учителей никогда на уроках не было смертельных случаев, хотя случаи травматизма у всех у нас бывают.
Причина роста травматизма – в том, что общий уровень здоровья ухудшается, это ни для кого не секрет, и постепенно детей с ослабленным здоровьем будет становиться все больше и больше.
И смертность из-за некомпетентности учителей, которые не готовы к массовому ухудшению здоровья, тоже будет увеличиваться. Учителя старой школы подготовлены в основном по профилактике травмы; когда их учили, еще не было такого количества проблем со здоровьем детей, поэтому их слабо готовили по части реанимации.
2. Учитель диктует, что делать, а ребенок к этому не готов
Сегодня многие дети не любят физкультуру, но раньше такого не было. В моем детстве, в 50-60-е годы, все бегали, прыгали через скакалки, играли с удовольствием в волейбол, пионербол, это было постоянным фоном нашего детства. Сейчас этого нет. Но у ребенка есть потребность в движении, и она должна удовлетворяться в культурной форме.
Опасность на уроке физкультуры для неподготовленного ребенка может представлять все. Допустим, у ребенка плохо с пространственной ориентировкой, он не может учитывать движущиеся объекты вокруг себя и интуитивно рассчитывать свои силы – столкнулись, ударились головой – сотрясение мозга. Могут и руки-ноги ломать, могут и более серьезные травмы быть.
Опасность может представлять ситуация, когда учитель из лучших побуждений дает детям повышенную нагрузку, потому что хочет повысить их уровень подготовленности, а ребята к этому не готовы.
Чтобы для детей это все не представляло опасности, мы должны с детского сада воспитывать у них потребность в движении. Чтобы они сами хотели прыгать, бегать и знать, как удовлетворить эту потребность.
Но если у нас на уроках учитель диктует, что делать, и нет простора для инициативы ребенка, что будет? Ребенок сможет двигаться только под диктовку. У нас в школе четверть обязательно начинается со свободного урока: дети играют, занимаются, чем хотят, учителя им помогают в этом, и в этой тестирующей ситуации сразу видят, с какими запросами и возможностями пришли дети.
В конце четверти – снова свободный урок: мы смотрим, что из того, чем занимались в течение четверти, дети освоили и начали делать сами по себе. Мы общаемся с тьюторами, они нам рассказывают, в какие игры дети играют на улице, чем они занимаются.
3. Дети перестали держать себя в руках
Учитель должен отслеживать нагрузку для тех детей, которым показана другая медицинская группа. Их количество растет, ему приходится следить за группами с разными показаниями, урок физкультуры преображается.
Способность детей удерживать себя в рамках на уроке тоже ухудшается. Если бы у детей была хорошая дисциплина и если бы можно было сказать: ты делаешь то, ты – это, и они бы занимались тем, что сказал учитель! А так – не очень понятно, как в такой ситуации одному педагогу выстроить индивидуальную траекторию в рамках одного урока.
Например, мы в нашей школе не освобождаем детей от физических нагрузок. Если ребенок пришел в школу после болезни, значит, он не может бегать, но может ходить, и если все пробегают, допустим 4-5 кругов, то этот ребенок проходит в том темпе, в котором ему комфортно, сколько может. Но если ребенок не соблюдает дисциплину, то он может и побежать, и это проблема. Получается, учителю нужно останавливать его, следить за ним, за другим, за третьим…
Может, по мере нарастания двух этих проблем встанет вопрос о том, что урок должны вести, например, два учителя или что детей надо делить не на мальчиков и девочек, а по группам здоровья.
Если у ребенка и сердечная болезнь, и гиперактивность – это большая проблема, потому что у него есть высокая потребность в движении, но для него это опасно. Но если у такого ребенка хороший самоконтроль и есть контакт с учителем, то мы с ним договариваемся, что он все делает без нагрузок. Весь класс бросает мячик в кольцо – и он бросает, класс отжимается – он не отжимается, класс бегает – он ходит, класс кувыркается 10 раз – он 1-2 раза по самочувствию. Когда дисциплина в классе хорошая, это не проблема.
У нас в школе есть две универсальных темы, которые показаны всем, в том числе детям с освобождением: это упражнения на жонглирование и баланс. Жонглирование – это координация с нагрузкой мозговой структуры, оно повышает интеллектуальные способности, а баланс – это работа на уравновешенность. Эти упражнения у нас отработаны, и когда приходит ребенок с освобождением, мы их ему даем.
Еще одна причина травматизма и трагических случаев – нарушение контакта с педагогом. Он, допустим, вынужден зарабатывать, вести много часов и поэтому теряет контроль над ситуацией. Он устает – и это тоже может способствовать и повышению травматизма, и ухудшению ситуации с детьми, нуждающимися в особом контроле.
Однажды я проводил открытый урок на физкультурном комплексе, на «лазилках». Проводил его очень интенсивно, потому что хотел показать все возможности этого пространства нашему иностранному гостю. Все прошло замечательно, дети уже выходили из зала, и один увлеченный мальчик спросил: «Сергей Владимирович, можно я пройду по ребристой доске?» – у нас была такая доска на возвышении между двумя стремянками.
Я сказал: «Можно», потому что они до этого выделывали такие сложные вещи, почему бы и не пройти перед выходом. Поскольку урок закончен, я уже расслабился полностью, этот ребенок пошел, упал и ударился промежностью об эту доску.
То, в каком состоянии находится учитель, всегда невидимым образом влияет на то, как проходит урок, насколько он эффективен, а, в случае с физкультурой, и на травматизм детей. В случае с ребенком, ударившимся на моем уроке, я ослабил внимание, поэтому так произошло. Когда я внимателен и собран, своим состоянием я наоборот помогаю детям.
5. Учителя физкультуры приходят из спорта
Нормативы на уроках физкультуры разрабатываются институтами, которые, видимо, исходят из среднего уровня детей. Для тех, кто занимается в спортивных секциях, эти показатели не проблема. А если ребенок все время сидит за компьютером, то ему даже средние нормативы не сдать.
Надо заниматься два-три раза в неделю по полтора часа общей физической подготовкой, которая у нас почему-то не пользуется популярностью. А нужен бег, отжимания, подтягивания, упражнения на пресс и спину. У детей не должны расцепляться руки на кольцах, они должны удерживать себя в каком-то положении, иметь крепкие ноги и спину, которая позволит им держать баланс.
И задача учителя физкультуры – не в том, чтобы дать им задание бегать. Важно, чтобы им понравилась общая физическая подготовка и захотелось больше отжиматься, подтягиваться, бегать.
И это самая большая трудность, потому что очень многие учителя физкультуры приходят в школу из спорта, а спорт - это селекционный подход: справился – проходишь на следующий уровень и там тренируешься, опять справился – на уровень еще выше. А в школе основной задачей должна быть мотивация ребенка.
А мотивация начинается с базового доверия. Может ли учитель устанавливать доверие с учениками? Есть ли у него такие способности? Понимает ли он этот механизм, знает ли, как доверие возникает и как пропадает? Или это учителя вообще не интересует, он замучен нагрузкой и считает, что дети обязаны у него на уроке что-то делать?
Разрывы между нормативами и реальными способностями детей возникают еще и потому, что у детских садов одни задачи, у начальных школ – другие, у средних – третьи, у старших – четвертые, у института – пятые.
6. Физические ограничения и запреты ослабляют здоровье детей
Здоровьесберегающие технологии часто превращаются в ограничения для детей, а ограничения ведут к тому, что функциональные, моторные и психологические возможности детей адекватно реагировать на какие-то ситуации тоже снижаются.
Меня больше всего беспокоит то, что у нас первая реакция на все самая простая – очередное ограничение в подвижности детей, и я боюсь, что после этого заявления министра последуют очередные запреты.
Конечно, проблему нужно поднимать, но прежде чем ее поднимать, я бы исследовал причины и динамику этого явления и обсудил бы, какими способами ее можно решать: увеличить количество учителей, осуществлять их подготовку по оказанию первой помощи, разработать методики, позволяющие проводить урок, когда есть очень большой разброс по здоровью детей. А запретительные меры приведут только к одному – к увеличению количества несчастных случаев.
Когда мы что-то запрещаем, ребенок не получает этого опыта и в дальнейшем не может им пользоваться. Простой пример: в свое время дети стали слабее, но им очень нравится качаться, они раскачивались на кольцах в гимнастическом зале, падали и получали травмы. Самым простым способом решить эту проблему было не разработать программу по укреплению кистей детей, а убрать кольца, и они из физкультурных залов незаметно исчезли.
Боюсь, что то же самое произойдет по той же причине с канатом: где-то с кем-то что-то случится, и их запретят. Я боюсь реакций управленцев на заявление министра.
7. Без контакта с родителями успеха не будет
Как показывает практика, родители часто скрывают диагнозы детей, особенно психологического плана. Но, естественно, в школе есть информация о состоянии их здоровья, и в начале года учителя физкультуры получают списки детей с пометками. Те родители, у чьих детей серьезные проблемы со здоровьем, могут подойти к учителю и персонально с ним об этом поговорить, если они хотят, чтобы ребенок все же занимался физкультурой.
В группе риска находятся, в первую очередь, конечно, дети с сердечными проблемами, при которых противопоказаны большие нагрузки, с астматическим компонентом. В моей практике таких случаев было достаточно немного, но всегда, когда такое случалось, родители беседовали со мной по этому поводу.
Я очень приветствую участие родителей в этих вопросах, потому что без контакта с родителями никогда не бывает серьезных результатов.
Я обратил на это внимание тогда, когда занимался с детьми, у которых были расстройства аутичного спектра. Если родитель принимает болезнь ребенка, у ребенка есть прогресс, если родитель принимает болезнь и понимает, что делает педагог, прогресс еще больше, если родитель понимает, принимает болезнь и помогает учителю, то происходят вообще чудесные случаи.
Кто в результате крайний?
Если на уроке физкультуры что-то произошло, конечно, виноват учитель, но общество и родители берут ли на себя ответственность? Или здесь только один крайний?
Пока крайним будет учитель физкультуры, у нас и будет запретительная педагогика, чтобы ничего не случилось.
Она уже приводит к трагическим последствиям, и приведет к еще более трагическим. Учитель создаст такие условия, чтобы у него на уроках ничего не случалось, а за то, что происходит за дверью зала, он не отвечает. И в результате ребенок на уроках не приобретает тот опыт, который ему нужен во всей остальной жизни. Поэтому если что-то случается, мы с родителями вместе несем за это ответственность.
Сегодня, как я уже говорил, падает уровень здоровья, детей окружает комфорт, в их жизни произошло уменьшение двигательной активности, потому что в ней больше нет потребности. Но на самом деле у ребенка такая потребность есть, а мы ее гасим ограничительными мерами. Более того: сейчас количество рисков уменьшилось, а потребность пробы сил осталась, поэтому сегодня огромное количество людей занимается экстремальными видами спорта. Кто готов – отлично, но ведь многие не готовы, и это приводит к трагическим случаям.
Это системные проблемы, проблемы общества. Пока аналитики, люди с интуицией, методисты и методологи не будут внедрять в общественное сознание понимание реальных проблем и крайними будут учителя, это ни к чему не приведет.
Часто за проблемами с физической активностью скрываются психологические. Например, если у ребенка удовлетворена потребность в телесном контакте с родителями, у него все хорошо, и он не виснет на учителях, но мы все знаем детей, которые виснут на всех учителях или толкаются со сверстниками и нарушают нормы поведения. Или эту проблему надо решать с помощью психолога, или это системное явление в масштабах общества, и тогда в физкультуре должны появиться новые компоненты, ранее ей несвойственные – не только подготовка к нормам ГТО, но и то, что относится к психофизике.
И получается, что проблема назревает в обществе, а решать ее должны инструкторы по физической культуре в саду и учителя физкультуры в школе.
Что-то происходит – например, уничтожение дворовой культуры, где происходило физическое, психологическое и социальное развитие ребенка, которое он сейчас нигде не получает, – и этого никто даже не замечает, а потом вдруг появляется масса проблем.
Отсутствие игровой среды привело к тому, что у детей ухудшилась память, внимание, я даже не говорю про физические качества, про взаимодействие друг с другом. Сегодня один из дефицитных навыков у детей, называемых учителями в числе основных, – это самообслуживание. Когда я хотел, чтобы у меня дети катались на лыжах, я две недели занимался тем, что учил третьеклассников завязывать шнурки.
Слово директора
Новокрещенов Илья
Новокрещенов Илья Владимирович, директор московской школы «Покровский квартал»
Важно понимать, в каком контексте министр привела печальную статистику. С ее точки зрения именно незнание учителями конкретных диагнозов учеников может поставить под угрозу их здоровье и жизнь. Ведь зачастую летального исхода можно было бы избежать, если бы учитель четко понимал: что ребенок делать может, а чего нет.
Информация о группе здоровья ребенка, которой владеют учителя, носит слишком общий характер. В моей практике был случай, когда незнание мной диагноза ребенка привело к возникновению довольно опасной ситуации.
Я тогда еще учился в педагогическом университете и проходил практику в летнем лагере. У ребенка, как позже выяснилось, стоявшего на учете в психоневрологическом диспансере по поводу шизофрении, началось обострение, ребенок попытался убежатьиз лагеря и заблудился. Знай я заранее о проблемах мальчика, я гораздо внимательнее отнесся бы к реакции ребенка на ситуацию, которая спровоцировала это обострение. Так что в этом вопросе я скорее на стороне министра.
Но при этом очень важно понимать, чтоодновременно с предоставлением такого рода конфиденциальной информации, если соответствующее решение будет принято, необходимо будет и усилить ответственность учителя за ее неразглашение. Потому что, увы, иногда бывает, что учитель вольно или невольно делает эту информацию достоянием гласности, что может вызвать дополнительные, и иногда очень большие, трудности у самого ребенка в общении со сверстниками. Дети, а особенно подростки, очень ранимы к подобного рода вещам.
Если же говорить об обеспечении безопасности на уроках физической культуры, то мы в Москве договорились о том, что: во-первых, в случае любого травмирования ребенка (даже если травма кажется неопасной, например, падение с небольшой высоты) учитель первым делом должен вызывать бригаду скорой помощи.
Очень важно, чтобы диагноз все-таки ставили профессионалы. Потому что учитель – не врач, он не может адекватно оценить текущее состояние ребенка, он может вызывать скорую и оказать первичную помощь, если это необходимо (например, он может попытатьсяостановить кровотечение, но при этом упавшего с каната ребенка трогать он не должен, потому что при падении мог быть поврежден позвоночник).
Ошибочно пытаться прежде всего позвонить родителям и пытаться передать решение о вызове скорой помощи им, по той же самой причине – родитель не видит своего ребенка, он не может адекватно оценить его состояние. Так что правило №1 – учитель сразу должен вызвать бригаду скорой помощи.
Во-вторых, мы решили установить в спортивных залах видеокамеры. Конечно, невозможно себе представить ситуацию, при которой директор и его заместитель целый день сидят и контролируют посредством видеотрансляции ход урока, так что я бы не назвал это формой какого-то дополнительного жесткого контроля. Но в ситуации травмирования ребенка, мы всегда можем просмотреть видеозапись и оценить действия педагога.
Учителей это дисциплинирует и заставляет более серьезно относиться к вопросам соблюдения техники безопасности. Бывали случаи, когда такая видеозапись помогала и защитить учителя от обвиненийв его адрес со стороны расстроенных родителей, в ситуации, когда педагог все делал правильно и травмирование ребенка произошло не в результате халатного отношения учителя к своим обязанностям, а по трагической случайности. Хотя такие случаи довольно редки. Как правило травма – как раз следствие пренебрежения к правилам.
Ну и, наверное, самый действенный способ профилактики травм – профессионализм учителя. Если урок физкультуры проходит интересно, учитель видит каждого ребенка, с большой ответственностью относится к соблюдению правил техники безопасности, грамотно действует в случае возникновения чрезвычайной ситуации – случаи получения ребенком на уроке физкультуры серьезной травмы, тем более, несовместимой с жизнью, останутся все же единичными.
Череда детских смертей на уроках физкультуры прокатилась по краю. В отчетах правоохранителей фигурируют таинственные заболевания органов пищеварения и проблемы сердечно-сосудистой системы. Почему на самом деле умирают школьники и как это предотвратить - в материале НГС.НОВОСТИ.
1. Что случилось?
Сегодня днем Красноярск потрясла шокирующая новость - ребенок внезапно скончался во время урока физкультуры в школе № 12 на Щетинкина. По информации Следственного комитета, 10-летнему мальчику стало плохо во время бега, ребенок упал и потерял сознание. Первую помощь ему оказывал школьный медработник, следом на место была вызвана бригада «скорой помощи». Однако, несмотря на усилия медиков, мальчик скончался. Предварительная причина смерти - проблемы сердечно-сосудистой системы . Точную причину покажет экспертиза.
2. Масштаб проблемы
По данным РИА Новости, за последний год в России на уроках физкультуры погибли 211 школьников. По мнению главы Минобрнауки Ольги Васильевой, причина - отсутствие информации у учителей о здоровье детей, которые приходят на занятия.
«Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок. Мы договорились, что медики будут у нас давать группы здоровья», - сказала глава Минобрнауки и отметила свое несогласие с таким подходом.
Только в Красноярске за текущий год в СМИ просочилась информация о гибели трех школьников. В мае 12-летняя школьница бежала по школьному стадиону и резко упала лицом вниз . Со стороны это было похоже на остановку сердца - девочка даже не выставила вперед руки. Позднее стало известно, что ребенок погиб от заболевания желудочно-кишечного тракта .
Месяц назад при похожих обстоятельствах погиб 13-летний подросток из Ачинска. Школьнику стало плохо на уроке физкультуры, его увезли в больницу, но спасти не смогли. Позднее стало известно, что у мальчика был порок сердца и освобождение от занятий. «Ему сказали просто идти пешком, а он побежал и упал. Сердце остановилось », - рассказали одноклассники.
Также известны случаи и гибели учителей - в феврале в красноярской школе преподаватель умер во время уроков в 8-м классе .
3. Как проходят уроки физкультуры у школьников?
Как рассказали нам в отделе спортивно-массовой работы краевого минобразования, в 2010 году нагрузка по физкультуре у школьников была увеличена с 2 до 3 часов в неделю. Это последнее изменение. Совмещать уроки не запрещается, но не рекомендуется.
«В силу разных обстоятельств урок физкультуры может проходить по-разному, он может быть и сдвоенным, если это лыжная подготовка. Но мы это не приветствуем, потому что объем двигательной нагрузки должен быть разбит пропорционально», - рассказали в минобре.
«У нас есть санитарные требования к расписанию. Там единственно пишется, что после физкультуры не следует ставить математику, потому что детям трудно восстановиться на предметы, которые требуют точности. Но все это идет на уровне рекомендательного характера», - рассказали в Роспотребнадзоре.
4. Что говорят учителя?
Найти истину в вопросе, безусловно, не удастся без мнения самих учителей. Преподаватель физкультуры гимназии № 1 «Универс» Сергей Минденко сказал, что на сегодняшний день «программа у школьников абсолютно посильная», истинная проблема в другом - родители часто скрывают от учителей заболевания ребенка.
«Мы все время ходим под статьей… По закону родители не обязаны сообщать диагноз. Мы реально не знаем, что у детей, и ребенок ходит в общий поток. Вот это стеснение и боязнь приводит порой к таким трагическим ситуациям. Чтобы дать адекватную нагрузку, нужно знать статус ребенка. У нас на прошлой неделе была родительская суббота. Трое родителей мне говорят, что у детей астма, а на дворе 14 октября. Понимаете? 14 октября я узнаю, что у детей астма, а они у меня везде по документам в основной группе. Представляете, какой риск? А родители скрывают это. Если что-то случится, я уже ничего не докажу, просто буду вынужден уйти из образования», - рассказывает Сергей Минденко.
Педагог также отметил, что зачастую родители банально недооценивают недомогание и плохое самочувствие школьника.
«У нас, к сожалению, родители считают, что если ребенок недомогает - он может пойти в школу. Получается, у ребенка есть нагрузка в связи с заболеванием, плюс мы еще физическую нагрузку даем. Мы его убиваем таким образом - родители убивают собственных детей нашими руками. Заболел ребенок - оставьте дома», - советует родителям преподаватель.
5. Сколько раз в год дети проходят медосмотры и кто решает, готов ли ребенок к физкультуре?
Как рассказывает главный внештатный специалист отдела организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Лиана Сюткина, медосмотры проходят каждый год и по их результатам детям выставляют группу здоровья и физкультуры. Если выявляется патология, то ребенок идет на второй этап диспансеризации, где его дополнительно обследуют и выставляют окончательный диагноз. Группа здоровья, физкультурная группа выставляются на основе проведенного осмотра.
6. Каким образом проходят медицинские осмотры?
Диагноз выставляется по-разному, рассказывает специалист, ведь у детей бывают периоды обострения, разные стадии развития болезни и так далее. Каждый год дети сдают общий анализ крови, анализ крови на глюкозу и общий анализ мочи. В зависимости от возраста дети сдают также ЭКГ и УЗИ. ЭКГ, например, сдается в 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.
Новые заболевания выявляются ежегодно. Детей с подозрением на патологии у нас выявляют, и много, их отправляют на 2-й этап, дополнительно обследуют. Там диагноз подтверждается или снимается.
7. Физкультурные группы: кто занимается отдельно от всех
Как пояснила НГС.НОВОСТИ Лиана Сюткина, всего детей распределяют в 4 физкультурные группы: основная, подготовительная, специальная и лечебная. Основная масса обучающихся (по Красноярскому краю это 83%) - в основной группе, 11% - в подготовительной, еще 2% приходятся на специальную и лечебную.
В первую группу входят те, у кого нет нарушений в состоянии здоровья, которые не имеют хронических заболеваний или отклонений с серьезными нарушениями. Вторая группа - это небольшие отклонения, в таком случае нагрузка у них слабее, чем у детей из 1-й группы. Специальная и лечебная группы предназначены для детей с более серьезными заболеваниями. Эти группы занимаются отдельно от основной и подготовительной - либо в школе в специальном классе со специальным педагогом, либо в медицинском учреждении. Но тогда в школе от физкультуры они уже освобождены.
Группу для детей определяют индивидуально: даже дети с одним и тем же диагнозом могут относиться к разным группам, так как бывают стадии обострения, разные степени заболевания и так далее.
Например, дети с нарушением зрения: все зависит от динамики, прогрессирования, диагноза и состояния. То есть он может быть сначала в основной группе, потом в подготовительной. А дети, страдающие заболеваниями сердца, никогда не относятся к 1-й группе. Остальное зависит от степени болезни.
8. Из-за чего смерть может наступить внезапно и можно ли это усмотреть на медосмотре
Бывает такое, что какие-то болезни возникают в период между медосмотрами - например, если какое-то осложнение появилось в результате осложнения после вируса. Бывает, что в таком случае на момент профосмотра заболевания не было.
В случае с болезнями сердца внезапная смерть может наступить от аневризмы, эмболии и массы причин, рассказывает Лиана Анатольевна. В таких случаях ребенок может ни на что не жаловаться, его может ничто не беспокоить, а потом раз - и все.
9. Как не умереть на уроке физкультуры?
В целом заботиться о здоровье ребенка, конечно. Во-первых, регулярно проходить медосмотры, внимательно относиться к здоровью, вести здоровый образ жизни. Вообще, отмечает Лиана Сюткина, ЗОЖ должен быть в приоритете, потому что дети мало внимания уделяют физнагрузкам, мало физически развиты и вообще не всегда справляются с нагрузками, даже на уроках физкультуры в том числе.
Делать упражнения можно и нужно вне школы, дома, разные, но предварительно - советоваться с врачом, ведь разным детям подходят разные физнагрузки. Для каждой патологии есть свой комплекс упражнений. Любой ребенок должен иметь физические нагрузки, даже на инвалидности. В последнем случае он должен получать незначительную, подходящую ему физкультуру.
По питанию: нужно ограничить потребление фастфуда, сладостей. Питание должно быть сбалансированным, ребенок должен получать белок, овощи, фрукты. В каждой школе есть салаты без майонеза, другой вопрос, что дети берут в школьных столовых. Нужно прививать культуру питания дома.