Рибо т хрестоматия по вниманию. Моторная теория внимания Т. Теория внимания Т. Рибо
(Хрестоматия по вниманию: Под ред. А.Н.Леонтьева, а.А.Пузырея, в.Я.Романова.- м.: мгу, 1976. С.66-).
Введение
До сих пор очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмом. Именно эту последнюю сторону вопроса я намерен сделать предметом настоящего труда. Взятый даже в таких тесных рамках, вопрос о внимании представляется крайне важным, служа необходимым дополнением к теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый труд сколько-нибудь послужит к уяснению указанного пробела в современной психологии и вызовет в других желание заполнить его, цель наша будет достигнута.
Не задаваясь пока намерением определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение, что каждый с достаточной ясностью понимает значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, так как оно заключает в себе все ступени, начиная от мимолетного внимания, уделенного жужжащей мухе, до состояния полного поглощения занимающим нас предметом. Сообразно с требованиями правильного метода наше изучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются наиболее резкими, типичными, т. е. на те, которые отличаются одним из двух следующих признаков: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоих этих признаков внимание достигает своего maximum ; в отдельности продолжительность внимания сама по себе приводит к тому же результату путем накопления: примером может служить тот случай, когда при свете нескольких электрических искр нам удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно так же действительна сама по себе и интенсивность внимания: так, например, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы. Слабые формы внимания не представляют для нас подходящего материала, и во всяком случае не с этих форм должно быть начато его изучение.
Задача этого исследования состоит в том, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующие положения.
Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное; другая - внимание произвольное, искусственное.
Первая, позабытая большинством психологов есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сих пор предметом их исследований, представляет собой лишь подражание, результат внимания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации.
В обеих своих формах внимание не представляет собой «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым образом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигательным, т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же, главным образом в форме известной задержки. Таким образом, эпиграфом к настоящему исследованию может служить фраза, сказанная Маудсли: «Кто неспособен управлять своими мускулами, неспособен и ко вниманию».
Как в той, так и в другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, так как оно находится в противоречии с основным условием психической жизни - изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Всякому из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, в особенности при неблагоприятных обстоятельствах, то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружением.
Эти легкие, мимолетные помрачения мыслей указывают на существующий антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью. Что внимание стремится к единству сознания, составляющему его сущность, об этом еще яснее свидетельствуют резкие случаи болезненного его проявления, которые мы намерены исследовать ниже, как в хронической их форме, т. е. в форме так называемых ideas fixes, так и в их острой форме - в состоянии экстаза.
Теперь, не выходя из круга общих вопросов, мы можем определить внимание с помощью этого резкого признака - стремления к единству сознания.
Если мы возьмем для примера здорового взрослого человека среднего умственного уровня, то заметим, что обыкновенный механизм его духовной жизни состоит из непрерывно сменяющих друг друга внутренних процессов, из ряда ощущений, чувствований, мыслей и образов, подвергающихся то взаимной ассоциации, то взаимному отталкиванию под влиянием известных законов. Собственно говоря, это не цепь и не ряд, как часто выражаются, но скорее лучеиспускание в различных направлениях, проникающее в различные слои, подвижный агрегат, который беспрерывно слагается, распадается и вновь восстановляется. Всем известно, что механизм этот подвергся в наше время тщательному исследованию и что теория ассоциации составляет один из наиболее твердо установленных отделов современной психологии. Мы не хотим этим сказать, что он вполне закончен; напротив, по нашему мнению, до сих пор исследователи обращали слишком мало внимания на роль аффективных состояний, служащих скрытой причиной многих ассоциаций. Зачастую случается, что одна мысль вызывает другую не в силу сходства представлений, а в силу связанного с той или другой из них аффективного состояния, обусловливающего их взаимное родство. Кроме того, остается еще свести законы ассоциации к законам физиологическим, механизм психологический к механизму мозговому, который служит ему основанием; но мы еще далеки от этого идеала.
Нормальное состояние - это множественность состояний сознания, или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внимание есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу одного только состояния: это моноидеизм. Но необходимо в точности определить, в каком смысле мы употребляем этот термин. Сводится ли внимание к исключительно единому состоянию сознания? Мы должны ответить на этот вопрос отрицательно; самонаблюдение показывает нам, что оно представляет только относительный моноидеизм, т. е. что оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в ограниченных пределах постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте. Эта господствующая мысль по мере возможности эксплуатирует в свою пользу всю наличную мозговую деятельность.
Бывают ли случаи абсолютного моноидеизма, когда сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию, при котором механизм ассоциаций, безусловно, останавливается? На наш взгляд, явление это встречается в крайне редких случаях экстаза, которыми мы займемся впоследствии; но во всяком случае нужно заметить, что такое состояние может быть только мимолетным, так как, будучи поставлено вне условий, существенно для него необходимых, сознание исчезает.
Итак, внимание (чтобы не повторяться более, мы напомним, что наше исследование относится только к случаям вполне определенным и резким) состоит в том, что относительное единство сознания, составляющее частный случай, заменяет собой множественность состояний сознания и изменяемость, составляющие общее правило. Сказанного, однако, недостаточно, чтобы определить внимание. Так, например, сильная зубная боль, припадок болезни почек, интенсивное наслаждение производят временное единство сознания, которое никоим образом не может быть смешано с понятием о внимании. Внимание требует объекта; это не чисто субъективное изменение, это познавание, известное состояние ума. Отметим этот новый признак.
Мы еще не кончили. Чтобы отличить внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся, о которых мы поведем речь в нашем исследовании (например, idea fixe), следует принять в расчет приспособление организма, которым оно всегда сопровождается и из которого в значительной степени слагается, что мы и постараемся доказать. В чем же состоит это приспособление? Ограничимся пока беглым взглядом.
В случае непроизвольного внимания замечается сосредоточение всего тела на объекте внимания; глаза, уши, иногда и руки сосредоточиваются на нем; все движения приостанавливаются. Личность захвачена, т.е. все стремления данного лица, вся его наличная энергия направлены к одному и тому же пункту. Приспособление физическое или внешнее служит признаком приспособления психического, т. е. внутреннего. Сосредоточение есть сведение к единству, заменяющему рассеянность движений и принимаемых телом положений, которая характеризует нормальное состояние.
В случаях внимания произвольного приспособление тела часто бывает неполное, перемежающееся, непрочное. Хотя движения и приостанавливаются, но от времени до времени они снова появляются. Организм сосредоточивается, но это происходит вяло и слабо. Перерывы в приспособлении физическом свидетельствуют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захвачена лишь отчасти и только по временам.
Прошу читателя извинить меня за ту неясность и неполноту, которые он заметит в этих кратких набросках. Подробности и доказательства, подтверждающие сказанное, он найдет ниже. Пока требовалось только выработать определение внимания, которое я предлагаю в следующей форме: это умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума. Эта формула может быть заменена другой: внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.
От этих общих положений перейдем теперь к изучению механизма внимания во всех его формах..
До сихъ поръ очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмомъ. Именно эту последнюю сторону вопроса я намеренъ сделать предметомъ настоящаго труда. Взятый даже въ такiхъ тесныхъ рамкахъ, вопросъ о внимании представляется крайне важнымъ, служа необходимымъ дополнениемъ къ теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый трудъ сколько-нибудь послужитъ къ уяснению указаннаго пробела въ современной психологии и вызоветъ въ другихъ желание заполнить его, цель наша будетъ достигнута.
Не задаваясь пока намерениемъ определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение "что каждый съ достаточною ясностью понимаетъ значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, такъ-какъ оно заключаетъ въ себе все ступени, начиная отъ мимолетнаго внимания, уделепнаго жужжащей мухе, до состояния полнаго поглощения заиимающимъ насъ предметомъ. Сообразно съ требованиями правильнаго метода, наше пзучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются паиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отличаются однимъ пзъ двухъ следующнхъ признаковъ: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоихъ этихъ признаковъ внимание достигаетъ своего maximu"а. Въ отдельности продолжительность внимания приводитъ къ тому же резулътату путемъ накопления: примеромъ можетъ служить тотъ случай, когда при свете несколькихъ электрическихъ искръ намъ удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно такъ-же действительна сама по себе и интенсивность внимания: такъ напримеръ, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить нарядъ соперницы. Слабыя формы внимания не представляютъ для иасъ подходящаго материала, и во всякомъ случае не съ этихъ формъ должно быть начато его изучение.
Задача этого изследования состоитъ въ томъ, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующия положения:
Внимание является въ двухъ существенно различныхъ формахъ: одна изъ нихъ -- внимание непроизвольное, естественное; другая -- внимание произвольное, искусственное.
Первая, позабытая большинствомъ психологовъ, есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сихъ поръ предметомъ ихъ изследований, представляетъ собой лишь подражание, результатъ воспитания, дрессировки, увлечения чемъ-либо. Будучи подвержено колебаниямъ и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, изъ котораго оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппаратъ, продуктъ цивилизации.
Въ обеихъ своихъ формахъ внимание не представляетъ собою "чисто духовнаго акта", совершающагося таинственнымъ и неуловимымъ образомъ. Механизмъ его неизбежно долженъ быть признанъ двигательнымъ , т.е. действующимъ на мускулы и посредствомъ мускуловъ-же, главиымъ образомъ, въ форме известной задержки. Такимъ образомъ, эпиграфомъ къ настоящему изследованию можетъ служить фраза, сказанная Маудсли: "кто неспособенъ управлять своими мускулами, иеспособенъ и ко вниманию".
Какъ въ той, такъ и въ другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, гакъ-какъ оно находится въ противоречии съ основнымъ условиемъ психической жизни -- изменяемостью. Внимаиие есть состояние неподвижное. Всякому изъ личнаго опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, въ особенности при неблагоприятныхъ обстоятельствахъ, то вызываетъ постояннно возрастающую неясность мыслей, затемъ полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружениемъ.
Эти легкия, мимолетныя помрачения мыслей указываютъ на существующий антагонизмъ между вниманиемъ и нормальной психической жпзныо Что внимание стремится къ единству сознания, составляющему его сущность, объ этомъ еще яснее свидетельствуютъ резкие случаи болезненнаго его проявления, которые мы намерены изследовать ниже, какъ в хронической ихъ форме, т.е. въ форме такъ называемыхъ idees fixes, такъ и въ ихъ острой форме -- въ состоянии экстаза...
Теодюль Арман РИБО (1839--1916)Выдающийся французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала "Философское обозрение". Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889).
На основе критического анализа основных направлений современной ему психологии Т.Рибо попытался сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. По его мнению, "...болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство". Это во многом определило характер всей идущей от Т.Рибо традиции во французской психологии (П.Жане, Ш.Блондель, А.Валлон и др.). Широкую известность получили его труды по проблемам памяти, произвольного внимания и воображения, психологии чувств и др. Книга "Эволюция общих идей", в которой Т.Рибо изложил результаты своих исследований в области эволюции умственных процессов, вышла в 1897 г. и через год была издана в России.
Психолог, родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против спиритуализма т. н. эклектич. школы (В. Кузен и др. ) , господствовавшей во франц. философии и психологии сер. 19 в. , Р. попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии - английской с её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870 , рус. пер. 1881) и немецкой с её атомизмом («Совр. герм. психология», 1879 , рус. пер. 1895) - сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психич. процессы и в целом. В отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. « »: «... болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое » (цит. по кн. : Экспериментальная психологич. в. 1-2, 1966 , с. 49) . Это во многом определило всей идущей от Р. во франц. психологии (П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж. Фаве-Бутонье) . Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и воображения, работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию (Мак-Дугалл идр. ) .
В рус. пер. : Болезни личности, М., 1887 ; Характер, СПБ , 1899 ; Психология внимания, СПБ , 1897 ; Эволюция общих идей М., 1898 ; Психология чувств. СПБ , 1898 ; Философия Шопенгауэра, СПБ , 1899 ; Аффективная , СПБ , 18992; Опыт исследования творч. воображения, СПБ , 1901 ; Логика чувств. СПБ , 1905 ; О страстях, Од., 1912 ; Память в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 19123; Воля в её нормальном и болезненном состояниях, СПБ , 1916.
Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961 , № 2; Dugas L., Le phalosophe Th. Hibot, P., 1924.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
(Ribot)
Теодюль Арман ( . 18 дек. 1839, Генган, Северная Франция – . 9 дек. 1916, Париж) – . психолог; основатель самостоятельной психологии во Франции, в качестве методов которой он различает: 1) ; 2) самонаблюдения; 3) сравнительный. В сферу психологического исследования Рибо включает и патологические формы духовной жизни. Он отклоняет психически-несознательного как романтическую выдумку и рассматривает как побочное нервных процессов. В ряде монографий он дал психических феноменов. Осн. произв.: «L"heredite psychologique», 1873; "Les maladies de la memoire», 1881; «Psychologie de Г attention», 1888; «Des sentiments», 1896; «L"emagination creatrice», 1902.
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
РИБО́
(Ribot), Теодюль Арман (18 дек. 1839 – 9 дек. 1916) – франц. психолог, ; основоположник французской научной психологии, представитель материалистич. направления ассоциационизма. Проф. философии в лицеях Везуля и Лаваля, а затем проф. общей и эксперимент. психологии в Сорбонне и Коллеж де Франс; основатель (1876) первого во Франции психологич. журнала "Revue philosophique" ("Филос. обозрение"). Согласно Р., психология должна быть наукой объективной, генетической, патологической и сравнительной, ее предметом является изучение конкретных фактов психич. жизни в процессе ее развития в норме и патологии. На основе изучения расстройств памяти, воли, внимания Р. установил закономерностей психич. жизни человека и положил начало всемирно известной франц. психопатологич. школе (А. Бине, Ш. Фере, П. Жане, Ж. Дюма, Ш. Блондель, А. Валлон и др.). Важное в психологич. взглядах Р. занимает социальной обусловленности психич. процессов и качеств человека. Особенно значительны заслуги Р. в области психологии чувств и эмоций, хотя иногда у него проявлялись биологизаторские тенденции. Он впервые в истории психологии развил науч. положения об эмоц. памяти, о логике чувств и непроизвольном внимании, объясняя эмоций и чувств условиями существования, социальными отношениями и обществ. опытом людей. Ряд положений и закономерностей, установленных Р. в области психологии чувств, памяти, мышления, внимания, воображения, имеют науч. и для совр. психологии.
Соч.: Essai sur les passions, P., 1907; La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. – Совр. англ. психология (Опытная школа), М., 1881; Болезни памяти, СПБ, 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни воли, СПБ, ; Болезни личности, СПБ, ; Совр. герм. психология (Опытная школа), СПБ, 1895; Исследования аффективной памяти, СПБ, 1895; О чувственной памяти, Каз., 1895; Психология внимания, К.–X., 1897; Психология чувств, СПБ, 1898; Эволюция общих идей, К.–X., 1898; Характер, СПБ, 1899; Философия Шопенгауера, СПБ, 1899; Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, .
Лит.: Тутунджян О. М., Жизнь и психологич. Т. Р., в кн.: Сб. науч. тр. научно-исслед. психологич. лаборатории (Ереванский гос. пед. ин-т им. X. Абовяна), т. 3, Ереван, 1961; его же, Т. Рибо (1839–1916), "Вопр. психологии", 1961, No 2; Janet P., L"oeuvre psychologique de Th. Ribot, "Journal de Psychologie normale et pathologique", 1915, an. 12, No 4; Dugas L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Centenaire de Th. Ribot. Jubilé de la psychologie scientifique française, Agen, 1939.
О. Тутунджян. Ереван.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .
Смотреть что такое "РИБО" в других словарях:
- (фр. Ribot) французская фамилия. Известные носители: Александр Феликс Жозеф Рибо французский политик и государственный деятель, неоднократно возглавлял кабинет министров Франции. Марк Рибо американский гитарист и композитор, студийный… … Википедия
Рибо, Александр (1842 1923) французский буржуазный политический деятель; по профессии адвокат. В 1878 г. был избран в палату депутатов. Начиная с 1890 г., занимал ряд министерских постов. В 1890 1892 гг. был министром иностранных дел; в 1895 г.… … 1000 биографий
РИБО - регистрационная информация банковской отчётности фин. Источник: http://www.buhsmi.ru/lenta/237876/ … Словарь сокращений и аббревиатур
- (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган, 9.12.1916, Париж), французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой… … Большая советская энциклопедия
РИБО - (Ribot) Теодюль Арман (1839 1916) французский психолог, основоположник совместно с И. Тэном концепции природного эксперимента (опытного направления) во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Моносахарид из группы пентоз, присутствующий во всех живых клетках, например в составе РНК … Медицинская энциклопедия
рибоїд - а, ч., орн. Чорний лелека … Український тлумачний словник
рибо - [ربا] а. суд, фоидае, ки қарздиҳанда аз қарзгиранда меситонад, судхӯрӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot, 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии.
Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж.
В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. В преподавании психологии получил академическое признание во Франции.
Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку, в которой личные воззрения исследователя совершенно бы стушевывались.
Вместе с тем Теодюль Рибо не возводит эмпиризма в безусловный принцип и допускает и метафизику, как изыскание конечных причин, не входящее в область точных наук. Это чуждое односторонности отношение к метафизике проявляется и в «Философском обозрении» («Revue philosophique») — журнале, издаваемом Рибо с 1876 года, хотя в нем преобладает позитивное направление, но и все другие пользуются самым широким гостеприимством. В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов — германских (Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце, Горвич и др.), английских (Джордж Генри Льюис, Спенсер и др.), итальянских (Мантегацца), русских (Евгений Валентинович Де Роберти и Николай Яковлевич Грот).
В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.
В 1886 году, для описания характерного психологического состояния при болезнях печени, Рибо предложил термин «ангедония», который используется в психиатрии до настоящего времени.
Книги (4)
Психология внимания
Книга известного психолога, одного из основателей французской экспериментальной психологии Теодюля Рибо, посвященная исследованию внимания как психологического процесса и его механизмов.
В первой главе рассматривается непроизвольное, или естественное, внимание. Автор выявляет причину непроизвольного внимания, описывает его физические проявления, рассуждает о происхождении естественного внимания, связывая его с необходимыми условиями жизни.
Вторая глава посвящена изучению другой формы внимания — произвольного, или искусственного, внимания, которое автор определяет как усовершенствованный аппарат и результат цивилизации. Исследуются три главных периода в генезисе произвольного внимания: влияние простых чувств, влияние сложных чувств и влияние привычки.
Описываются опытные исследования произвольного внимания. Наконец, в третьей главе рассматриваются болезненные состояния внимания, среди которых автор выделяет гипертрофированные и атрофированные формы внимания, а также патологические его проявления.
Шрифт в книге на старорусском языке.
Творческое воображение
Современная психология очень ревностно и успешно изучала воображение, исключительно воспроизводящее.
Теодюль Рибо (фр. Théodule Ribot, 18 декабря 1839, Генган — 9 декабря 1916, Париж) — выдающийся французский психолог, педагог, член Французской академии.
Учился в лицее города Сен-Бриё, а позднее стал членом его администрации. Спустя два года переехал в Париж.
В столице Франции закончил Высшую нормальную школу и получил докторскую степень в 1875 году. В должности профессора сравнительной и экспериментальной психологии работал в Коллеже де Франс. В преподавании психологии получил академическое признание во Франции.
Труды Рибо по психологии отличаются легкостью изложения, обилием строго проверенных медицинских фактов и осторожностью в выводах. Рибо — психолог-эмпирик по преимуществу; он стремится создать из психологии точную науку, в которой личные воззрения исследователя совершенно бы стушевывались.
Вместе с тем Теодюль Рибо не возводит эмпиризма в безусловный принцип и допускает и метафизику, как изыскание конечных причин, не входящее в область точных наук. Это чуждое односторонности отношение к метафизике проявляется и в «Философском обозрении» («Revue philosophique») — журнале, издаваемом Рибо с 1876 года, хотя в нем преобладает позитивное направление, но и все другие пользуются самым широким гостеприимством. В журнале помещаются работы не только французских, но и иностранных авторов — германских (Эдуард фон Гартман, Рудольф Герман Лотце, Горвич и др.), английских (Джордж Генри Льюис, Спенсер и др.), итальянских (Мантегацца), русских (Евгений Валентинович Де Роберти и Николай Яковлевич Грот).
В 1885 году Рибо основал в Париже общество физиологической психологии.
В 1886 году, для описания характерного психологического состояния при болезнях печени, Рибо предложил термин «ангедония», который используется в психиатрии до настоящего времени.